Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Союза субподрядчиков строительных работ к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Союз субподрядчиков строительных работ оспаривает конституционность абзаца третьего пункта 2 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 1202), согласно которому федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, энергетического обследования.
Как следует из представленных материалов, решением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Союзу субподрядчиков строительных работ было отказано во включении в реестр саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за их деятельностью. Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании данного решения незаконным, арбитражные суды со ссылкой на оспариваемое Союзом субподрядчиков строительных работ положение отметили, что ведение реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в данной сфере, т.е. на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (решение Арбитражного суда города Москвы от 22 февраля 2022 года, с которым согласились вышестоящие суды).
По мнению Союза субподрядчиков строительных работ, оспариваемое нормативное положение не соответствует статьям 8 и 34 Конституции Российской Федерации, поскольку препятствует получению статуса саморегулируемой организации в области строительства на основании Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О саморегулируемых организациях", регулирующий за исключением особенностей, установленных федеральными законами, отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предусматривает, что в случае, если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом (статья 1, часть 2 статьи 20).
Правительством Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, в силу которого федеральный государственный надзор в отношении саморегулируемых организаций, в том числе в области строительства, а следовательно, и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в данной области осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (абзац третий пункта 2).
Такое регулирование не затрагивает вопроса об основаниях для приобретения статуса саморегулируемой организации и не может расцениваться как препятствующее созданию саморегулируемых организаций, а потому не нарушает конституционных прав Союза субподрядчиков строительных работ.
Разрешение же вопросов о квалификации заявленного Союзом субподрядчиков строительных работ предмета саморегулирования в качестве деятельности, не относящейся по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации к области строительства, а также определение надлежащего порядка включения его в реестр саморегулируемых организаций в той или иной сфере, о чем, по существу, просит заявитель, связано с установлением и оценкой фактических обстоятельств конкретного дела и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Союза субподрядчиков строительных работ, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. N 2235-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Союза субподрядчиков строительных работ на нарушение его конституционных прав абзацем третьим пункта 2 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-