Решение Самарского областного суда от 6 июля 2023 г. N 3а-1106/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1106/2023 по административному исковому заявлению ФИО6" о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
ФИО7 административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующими со дня их принятия:
- Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020-2023 годы, утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 7 октября 2019 года N 2201; от 19 октября 2020 года N 2014, от 22 октября 2021 года N 2233, от 8 ноября 2022 года N 2077 в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером N .
- Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022-2023 годы, утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 22 октября 2021 года N 2233, от 8 ноября 2022 года N 2077 (далее также Перечни, Перечни объектов недвижимого имущества) в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, которое является частью нежилого здания с кадастровым номером N. Полагают, что нежилое здание и помещение необоснованно включены в оспариваемые Перечни, поскольку они не соответствуют критериям объектов, поименованным в статье 378.2 НК РФ. Оспариваемыми нормативными актами нарушаются права и законные интересы общества, так как налог на принадлежащее обществу нежилое помещение, исчисляется из его кадастровой стоимости, то есть в повышенном размере.
В судебном заседании представитель ФИО8 ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, из которых следует, что спорное нежилое здание с кадастровым номером N и нежилое помещение N обоснованно включены в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, поскольку здание является офисным центром, что подтверждено актом осмотра от 14.12.2022, где зафиксировано наличие на здании вывесок, свидетельствующих о нахождении в нем офисов различных организаций, а на помещении с кадастровым номером N размещена табличка "офис 502". По сведениям независимой международной компании "2ГИС" на официальном сайте в сети Интернет, в указанном нежилом административном здании расположено 55 различных организаций. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - МИФНС N 21 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
МИФНС N 21 по Самарской области представлен письменный отзыв.
В силу статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 6845 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>.
ФИО9 с 02.07.2008 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 169,4 кв. м, комн. 8, 9, 11-15, 20, расположенного в нежилом здании N.
Указанные выше обстоятельства подтверждены выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 28.02.2023, 20.04.2023.
На основании статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 7 октября 2019 года N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и в печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019;
- от 19 октября 2020 года N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020;
- от 22 октября 2021 года N 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (приложение N 1 - нежилых зданий, приложение N 2 - нежилых помещений) на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021;
- от 8 ноября 2022 года N 2077, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (приложение N 1 - нежилых зданий, приложение N 2 - нежилых помещений) на 2023 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, нарушения процедуры их принятия и порядка опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни министерством имущественных отношений Самарской области включены:
- нежилое помещение с кадастровым номером N: на 2020 год под пунктом N 26261, на 2021 год под пунктом N 24311, на 2022 год под пунктом N 1924 (приложение N 2), на 2023 год под пунктом N 1883 (приложение N 2),
- нежилое здание с кадастровым номером N: на 2022 год под пунктом N 24296 (приложение N 1), на 2023 год под пунктом N 23909 (приложение N 1).
Сведения о зарегистрированных правах на спорное нежилое здание в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2021, в случае если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне.
С учетом изложенного, суд полагает, что административный истец вправе оспорить нормативные правовые акты - приказы министерства имущественных отношений Самарской области в части включения нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни на 2022-2023 г.г.
ФИО10 обратилось с административным иском в суд 03.03.2023. Несмотря на истечение к моменту обращения срока действия приказов об утверждении Перечней на 2020-2022 г.г., суд полагает, что оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, право на перерасчет налога, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказы не отменены, следовательно, подлежат применению и после истечения срока их действия в целях налогообложения.
Согласно позиции административного ответчика, нежилое здание с кадастровым номером N и нежилое помещение с кадастровым номером N включены в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, поскольку здание является офисным центром, а помещение - офисным.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в Перечни, проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 6845 кв. м, является 6 этажным (подземных этажей 0), имеет назначение "нежилое" и наименование "нежилое здание"; данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
По мнению суда, наименование здания "нежилое" не тождественно значению административно-деловой или торговый центр (комплекс) и, само по себе, без проверки назначения входящих в его состав помещений по данным технического учета (инвентаризации) либо проверки его фактического использования, в силу прямого указания закона не подтверждает предназначение и использование такого здания (более 20% общей площади) в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
20% от общей площади нежилого здания составляют 1369 кв. м.
Нежилое здание образовано из 100 помещений, имеющих следующие характеристики:
- спорное нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 169,4 кв. м, расположено на 5 этаже указанного выше здания, имеет назначение "нежилое" и наименование "нежилое помещение", данные о видах его разрешенного использования отсутствуют;
- помещения с кадастровыми номерами N имеют назначение "нежилое" и наименование "нежилое помещение", данные о видах их разрешенного использования отсутствуют.
Административным истцом представлен технический паспорт на нежилое помещение с кадастровым номером N, выполненный Самарским филиалом ФГУП "Р." по состоянию на 19.12.2007; согласно экспликации нежилое помещение включает в себя части назначением - "коридоры, лестницы, санузлы", общей площадью 169,4 кв. м. Наличие данного технического паспорта в реестровом деле на помещение подтверждено сообщением Управления Росреестра по Самарской области, которым представлена аналогичная по содержанию копия технического паспорта.
Документы технической инвентаризации были истребованы судом из филиала ППК "Р." по Самарской области в порядке межведомственного взаимодействия (СМЭВ).
Представлена техническая документация на спорные нежилое здание и нежилое помещение (аналогичного содержания), в состав которой входят:
- технический паспорт на здание N, выполненный филиалом ФГУП "Р." по г. Самаре (последняя отметка об обследовании 20.07.2004):
Литеры ББ1
подвал: компрессорная, коридор, склады, вент. камера, коридор, лест. кл., итого по подвалу 488,2 кв. м;
1 этаж: лест. кл., зона ремонта, диспетчер., мастерские, подсобные, кабинет, санузлы, склад, коридоры, душевые, раздевалка, аккумуляторн., произв. корп., лест. кл., производст., итого по первому этажу 701,5 кв. м + 1088, 5 кв. м,
2 этаж: лест. клетка, кр. уголок, сцена, спортзал, фойе, помещения, производст., итого 1219,6 кв. м;
Всего по литере ББ1 - 3985,8 кв. м;
Литеры ВВ1
подвал: склад, водомерный узел, лест. клетка, итого по подвалу 149,7 кв. м
1 этаж: коридор, кабинеты, санузлы, гардероб, тамбур, склад, лестн. клетка, итого по 1 этажу 1065, 6 кв. м,
2 этаж: лест. клетки, кабинеты, коридор, санузел, тамбур, раздевалка, итого по 2 этажу 155,3 кв. м
3 этаж: лест. клетка, кабинеты, коридоры, итого по 3 этажу 158,2 кв. м,
Всего по литер ВВ1 - 1528,8 кв. м.
- технический паспорт на "нежилое здание", выполненный Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Р." по состоянию на 14.03.2006:
Литера ГГ1Г2
1 этаж: производст., 262, 8 кв. м;
Литера Д
1 этаж: склады, кладовая, контора, л/клетка, эл. щитовая, водомерный узел, душевая, коридоры, сан. узлы, умывальник, охрана, итого по этажу 1135,4 кв. м;
2 этаж: кабинеты, склады, коридоры, бытовая, лест. клетка, итого по 2 этажу 834,3 кв. м.
Всего по зданию 1969,7 кв. м.
Литера КК1
1 этаж: мастерские, склад, теплоузел, итого по литере КК1 - 139,5 кв. м;
Литера П
1 этаж: основное, электрощитовая, коридоры, подсобное, лест. клетка, сан. узел, итого по 1 этажу 707,6 кв. м;
2 этаж: основное, коридор, л/клетка, сан. узел, итого по 2 этажу 701,8 кв. м;
3 этаж: основное, коридор, л/клетки, сан. узлы, итого по 3 этажу лит. П - 730,9 кв. м;
4 этаж: основное, коридор, лест. клетки, сан. узлы, итого по 4 этажу лит. П - 727,5 кв. м;
Всего по литере П - 2 867,8 кв. м.
- технический паспорт на здание Автосалона, выполненный Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Р." по состоянию на 20.10.2005:
Литеры 38, 38-1, 38-2
1 этаж:
Литера 38
автомойка 39,6 кв. м; автосервис 255,7 кв. м, склад запчастей 3,3 кв. м,
Литера 38-1 - автосалон 192,5 кв. м,
Литера 38-2 - электрощитовая 11,6 кв. м
Литера 38 на отметке + 5,100 - душевая комната, кухня, раздевалка, склад запчастей 24,4 кв. м, агрегатная 31, 3 кв. м, склад запчастей 0,9 кв. м, коридоры, сан. узлы,
кабинет мастера 23,0 кв. м, касса 7,2 кв. м, офис 26,6 кв. м.
Итого по 1 этажу литера 38, 38-1, 38-2 - 664, 4 кв. м.
2 этаж:
Литера 38-1 - холл 67,4 кв. м, касса 2,8 кв. м, подсобное помещение 3,1 кв. м + 2,7 кв. м, коридор, офисы - 22,3 кв. м + 31,3 кв. м + 22,3 кв. м + 16,3 кв. м.
Итого по 2 этажу литера 38-1 - 188,8 кв. м
3 этаж:
Литера 38-1 - кабинет директора 23,5 кв м, комната отдыха, сан. узел, коридор с лест. клеткой, кабинет секретаря 12,7 кв. м, кабинет зам. директора 18,9 кв. м, офисы 17 кв. м + 20,6 кв. м + 16,6 кв. м, столовая - 14,1 кв. м, кухня 4,7 кв. м, санузлы, коридор
Итого по 3 этажу литера 38-1 - 187,6 кв. м.
Всего по литерам 38, 38-1, 38-2 - 1040 кв. м.
При этом, назначение частей помещений "кабинет" не идентично термину "офис", а назначение помещений "мастерские" - понятию "объекты бытового обслуживания".
Исходя из содержания представленной технической документации только помещения, входящие в состав здания "Автосалон", с учетом их назначения, могут быть отнесены к офисным объектам, объектам бытового обслуживания и общественного питания, однако, их общая площадь 1040 кв. м не превышает 20% от общей площади спорного здания.
Поскольку спорное здание с кадастровым номером N является 6-ти этажным, тогда как техническая документация по состоянию на 2004-2006 г.г. филиалом ППК "Р." по Самарской области была представлена только на объект из 4-х этажей, не соответствующий к тому же по своей общей площади спорному зданию (значительно ее превышающей), технический паспорт на здание был также истребован из инвентарного дела в Самарском областном отделении Средне-Волжского филиала ППК "Р.".
По запросу суда Средне-Волжским филиалом ППК "Р." представлен технический паспорт на нежилое офисное здание по <адрес> по состоянию на 08.07.2008 (даты обследований 18.03.2009, 03.06.2010, 19.12.2007, 05.03.2012, 18.01.2016, 23.05.2016), содержащий следующую экспликацию частей здания по состоянию на 19.12.2007:
цокольный этаж (Ц) - помещение, санузлы, лестницы, коридоры, итого по цокольному этажу 1149 кв. м;
1 этаж - помещения, санузлы, лестницы, коридоры, всего по этажу - 1135,5 кв. м;
2 этаж - помещения, санузлы, лестницы, коридоры, всего по этажу - 1136,4 кв. м;
3 этаж - помещения, лестницы, коридоры, санузлы, кабинеты, комната отдыха, архив, касса, подсобное, лестницы, сан. узлы, всего по этажу 1130,6 кв. м;
4 этаж - помещения, коридоры, лестницы, сан. узлы, всего по этажу 1137,3 кв. м;
5 этаж - помещения, лестницы, коридоры, санузлы, всего по этажу 1140,1 кв. м;
Общая площадь здания по данным техпаспорта - 6 828,9 кв. м.
Суд также отмечает, что по сведениям, содержащимся в данном техническом паспорте на здание, на 5 этаже имеется нежилое помещение н91, комнаты 8, 9, 11-15, 20, включающие части назначением "коридоры, лестницы, санузлы", общей площадью 169, 4 кв. м, соответствующей площади помещения с кадастровым номером N, принадлежащего административному истцу.
Технический паспорт на спорное нежилое помещение N, представленный административным истцом, выполненный Самарским филиалом ФГУП "Р." по состоянию на 19.12.2007, содержит аналогичные сведения о назначении частей помещения н91, комнаты 8, 9, 11-15, 20 - "коридоры, лестницы, санузлы", площадью 169,4 кв. м. То обстоятельство, что принадлежащее ФИО11 " нежилое помещение включает комнаты N 8, 9, 11-15, 20, подтверждается выпиской из Реестра объектов недвижимости, выданной Самарским филиалом ФГУП "Р." от 20.12.2007, копией свидетельства о государственной регистрации права собственности ФИО12 на спорное нежилое помещение от 13.02.2013.
Кроме того, по запросу суда представлен технический паспорт на спорное здание (с отметкой "старый материал, книга N 9") по состоянию на 19.12.2007, в котором экспликация частей здания соответствует техническому паспорту по состоянию на 08.07.2008.
Из документов технической инвентаризации на помещения, входящие в состав здания с кадастровым номером N, поступивших из филиала ППК "Р.", следует, что назначение помещений аналогично указанным в экспликациях, содержащихся в технических паспортах на здание как по состоянию на 19.12.2007, так и на 08.07.2008. Сведения о наличии в помещениях офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания в технической документации отсутствуют.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорных нежилого здания и нежилого помещения, не предполагают размещение в здании административно-делового или торгового центра (комплекса), а в помещении - офисов, исходя из критериев, поименованных в пунктах 1, 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Установлено также, что нежилое здание с кадастровым номером N находится на земельном участке с кадастровым номером N (единое землепользование) с видом разрешенного использования "Автоколонна", что подтверждено выпиской из ЕГРН от 20.04.2023.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, действовавшим в период до 04.04.2021, а затем приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков.
В названных классификаторах вышеуказанный вид разрешенного использования земельных участков не поименован.
Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости в части вида разрешенного использования земельного участка под зданием, не дают достаточных оснований для вывода о предназначении такого участка для размещения административно-делового или торгового центра и, соответственно, также не подтверждают наличие предусмотренных пп. 1 п. 1, п. 3, п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ условий для включения этого здания в Перечни на 2020-2022 годы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П, содержание вида использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН.
В письменных возражениях министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на информацию международной картографической компании "2ГИС", размещенную на официальном сайте в сети Интернет о том, что в спорном нежилом здании расположено 55 различных организаций.
Вместе с тем, указанные сведения не могут быть отнесены к числу относимых и допустимых доказательств по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, поскольку положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, "сеть Интернет" не поименована в числе источников информации о предназначении, наименовании и использовании объектов недвижимого имущества, в отношении которых решается вопрос о включении их в Перечни объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из кадастровой стоимости. Актуальность данной информации применительно к оспариваемым периодам не подтверждена.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, осмотр спорных нежилого здания и помещения в целях установления вида их фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2020-2023 г.г., министерством имущественных отношений не проводился.
Ссылки министерства имущественных отношений Самарской области на акт осмотра нежилого помещения с кадастровым номером N от 14.12.2022, выполненный ГБУ Самарской области "Ц.", не могут быть приняты судом во внимание, поскольку осмотр проведен после утверждения оспариваемых Перечней. При этом, осмотр нежилого здания не проводился.
По мнению суда, назначение здания в технической документации "офисное", о наличии оснований для включения его в Перечни в целях исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости, не свидетельствует.
Критерии административно-делового и/или торгового центра (комплекса) (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ) приведены в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ. В частности, обязательным критерием офисного здания, в силу п. 3 статьи 378.2 НК РФ, является наличие в нем помещений не менее 20% от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых по сведениям ЕГРН или технического учета предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо исходя из фактического использования более 20% общей площади здания в этих целях.
Таких доказательств административным ответчиком не представлено.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Поскольку доказательств, подтверждающих соответствие нежилого здания с кадастровым номером N и нежилого помещения с кадастровым номером N требованиям статьи 378.2 НК РФ, административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения названных объектов недвижимости в оспариваемые Перечни.
При таких обстоятельствах суд полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество из кадастровой стоимости принадлежащего обществу объекта недвижимости.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание требования законодательства, в пользу ФИО14 подлежат взысканию с административного ответчика расходы на оплату государственной пошлины, в связи с подачей административного иска в суд, в размере 18 000 рублей, отвечающем требованиям ст. 333.19 НК РФ, и подтвержденные платежным поручением ПАО Сбербанк N 9 от 30.01.2023.
Излишне уплаченная государственная пошлина при подаче иска в размере 9 000 рублей платежным поручением ПАО Сбербанк N 48 от 04.05.2023, в силу статьи 105 КАС РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, подлежит возврату ООО "С." после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск ФИО15 удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N 26261 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N 24311 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 в части включения в приложение N 2 под пунктом N 1924 нежилого помещения с кадастровым номером N , в приложение N 1 под пунктом N 24296 нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 в части включения в приложение N 2 под пунктом N 1883 нежилого помещения с кадастровым номером N , в приложение N 1 под пунктом N 23909 нежилого здания с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ФИО16 расходы на оплату государственной пошлины за подачу административного иска в размере 18 000 рублей.
Произвести возврат ФИО17 излишне уплаченной за подачу административного иска государственной пошлины в размере 9000 рублей после вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 6 июля 2023 г. N 3а-1106/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании