Решение Самарского областного суда от 30 июня 2023 г. N 3а-1171/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1171/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "М." о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
общество с ограниченной ответственностью "М." (далее также ФИО7, административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 (далее также Перечень) в части включения в него под пунктом N 13303 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в г. Самара.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в оспариваемый Перечень включено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое помещение, которое не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ, поскольку менее 20% от общей площади здания сдаются в аренду под коммерческие цели. Полагает, что включение объекта в Перечни нарушает его права и законные интересы, так как повлекло необоснованное увеличение налогового бремени.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что нежилое помещение с кадастровым номером N обоснованно включено в оспариваемый Перечень на 2022 год на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку до момента утверждения Перечня администрацией городского округа Самара 25.08.2021 и 10.09.2021 была представлена информация, согласно которой спорное помещение расположено в торговом объекте - ТЦ "М.".
Представители заинтересованных лиц - УФНС России по Самарской области, администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В силу статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Установлено, что ФИО8 с 18.08.2015 является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером N, общей площадью 1379,7 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.03.2022, 14.04.2023.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 22 октября 2021 года N 2233, которым в приложении N 2 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых помещений), находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021;
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, нарушения процедуры его принятия и порядка опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень на 2022 год под пунктом N 13303 в приложение N 2 министерством имущественных отношений Самарской области включено принадлежащее ФИО9 нежилое помещение с кадастровым номером N.
С учетом изложенного, суд полагает, что административный истец вправе оспорить нормативный правовой акт - приказ министерства имущественных отношений Самарской области в части включения нежилого помещения в Перечень на 2022 год.
ФИО10 обратилось с административным иском в суд 14.03.2023. Несмотря на истечение к моменту обращения срока действия приказа об утверждении Перечня на 2022 год, суд полагает, что оспариваемый нормативный акт продолжает затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, право на перерасчет налога, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказ не отменен, следовательно, подлежит применению и после истечения срока его действия в целях налогообложения.
Согласно позиции административного ответчика, нежилое помещение с кадастровым номером N включено в оспариваемый Перечень на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку находится в ТЦ "М.".
Вместе с тем, в силу частей 7, 8 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме, в частности, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оценивая обоснованность включения спорного объекта недвижимого имущества в Перечень на 2022 год, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений налогового законодательства, возможность включения недвижимого имущества в Перечень как объекта делового, административного или коммерческого назначения определяется в зависимости от назначения и наименования не менее 20 процентов общей площади помещения по данным ЕГРН или технического учета, вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) либо исходя из фактического использования не менее 20 процентов от общей площади здания (помещения) в указанных выше целях.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 1379,7 кв. м, имеет назначение "нежилое" и наименование "нежилое помещение", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Нежилое помещение расположено на 2 этаже в здании с кадастровым номером N, общей площадью 18 396,4 кв. м, назначением "многоквартирный дом", наименованием "многоквартирный жилой дом", что подтверждено выписками из ЕГРН от 14.04.2023, 28.06.2023, ответом на запрос суда филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области от 23.06.2023.
Данные о земельном участке, в пределах которого расположен жилой дом, в ЕГРН отсутствуют.
С учетом изложенного, наименование и назначение нежилого помещения по сведениям, содержащимся в ЕГРН, не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ.
По запросу суда филиалом ППК "Р." по Самарской области представлен технический паспорт на нежилое помещение с кадастровым номером N по состоянию на 19.10.2012, выполненный Самарским филиалом ФГУП "Р.", из которого следует, что общая площадь всех помещений 2 этажа без учета открытых неотапливаемых элементов составляет 1379,7 кв. м, что соответствует общей площади спорного нежилого помещения. Данное помещение, согласно экспликации, помимо прочих, включает части назначением "торговые залы", общей площадью 776, 3 кв. м (75 + + 48,2 + 98,2 + 65,9 + 61,9 + 427,1).
Технический паспорт на спорное нежилое помещение, содержащий аналогичную экспликацию, представлен административным истцом к административному иску.
В соответствии с приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", торговые залы являются частью торговых объектов.
20% от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером N составляет 275,94 кв. м.
Принимая во внимание, что по данным технического паспорта части спорного нежилого помещения площадью 776,3 кв. м или 56,26% от его общей площади имеют назначение "торговые залы", суд приходит к выводу о том, что данное нежилое помещение обоснованно включено в Перечень на 2022 год на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации) более 20% от общей площади помещения предназначены для размещения торгового объекта.
Доводы административного истца о том, что в спорный период ФИО11 в аренду третьим лицам под коммерческие цели - под офисы, объекты бытового обслуживания, торговые объекты было передано и, соответственно, фактически использовалось менее 20% от общей площади помещения, а иные помещения не использовались, не могут быть учтены судом и являться основанием к удовлетворению административного иска.
По смыслу статьи 378.2 НК РФ, для признания помещения объектом делового, административного или коммерческого назначения в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и включения его в соответствующие Перечни достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме. При этом фактическое использование объекта имеет значение только в случае, если отсутствуют иные условия.
В данном случае объект обоснованно включен в Перечень на 2022 год в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации).
С учетом изложенного, суд полагает, что представленные административным истцом копии договоров аренды нежилых помещений не имеют правового значения для разрешения спора, а представленные сторонами в подтверждение фактического использования объекта акт осмотра ГБУ СО "Ц." спорного помещения от 20.05.2022 и заключение кадастрового инженера ООО ПКЦ "К." от 28.11.2022, не могут быть отнесены к числу допустимых доказательств, поскольку критерий "фактического использования" судом во внимание не принимается; к тому же, указанные документы составлены значительно позже утверждения Перечня объектов на 2022 год.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО12 о признании недействующим со дня его принятия Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 в части включения в приложение N 2 под пунктом N 13303 нежилого помещения с кадастровым номером N - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 30 июня 2023 г. N 3а-1171/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании