г. Краснодар |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А32-52776/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мазуровой Н.С., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - Администрации муниципального образования Новокубанский район (ОГРН 1022304365588) - Мелешина Д.П. (доверенность от 05.08.2020), в отсутствие представителей заинтересованного лица (органа, осуществляющего публичные полномочия) - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Бадаловой Алевтины Витальевны, Горобца Сергея Эдуардовича, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Администрации муниципального образования Новокубанский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу N А32-52776/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования Новокубанский район (далее - администрация района) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган), в котором просила:
- признать незаконным и нарушающим права администрации района, отказ управления Росреестра от 20.09.2019 N 13-303/39060 (далее - отказ от 20.09.2019),
- обязать управление Росреестра снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:21:0605001:2027, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, поселок Прикубанский, ул. Садовая, 91 (далее также - земельный участок с кадастровым номером 23:21:0605001:2027),
- разъяснить, что принятое решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:21:0605001:2027 (уточненные требования; л. д. 22 - 24, 36 - 37).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата), Бадалова Алевтина Витальевна и Горобец Сергей Эдуардович (л. д. 1 - 2; 48 - 49, 75 - 76).
Решением от 20.07.2020, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 10.09.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебное решение мотивировано следующим. На основании постановления администрации района от 07.11.2017 N 1355 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, в кадастровом квартале 23:21:0605001, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, поселок Прикубанский, ул. Садовая, 91" (далее - постановление от 07.11.2017 N 1355) на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:21:0605001:2027. Ссылаясь на протест прокурора Новокубанского района, администрация района постановлением от 07.09.2018 N 1147 отменила постановление от 07.11.2017 N 1355. Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации недвижимости) государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости. Пункт 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями данного Закона. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 (далее - Обзор от 30.11.2016), если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом. Уведомлением от 20.09.2019 управление Росреестра отказало администрации района в исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:21:0602001:2027, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Законом N 218-ФЗ. В материалах дела отсутствуют сведения и документы, подтверждающие, что спорный земельный участок является преобразуемым. Действующим законодательством не предусмотрено снятие с кадастрового учета объектов недвижимости со статусом "учтенные". Нарушения закона, допущенные при формировании и утверждении схемы расположения земельного участка, не исключают императивности требований закона, которыми установлен ограниченный и исчерпывающий перечень оснований снятия с кадастрового учета учтенного земельного участка. Наличие таких оснований для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета не доказано. Земельный участок, о снятии которого с кадастрового учета просит администрация района, не прекращает своего существования, не преобразован. Довод администрации района о том, что спорный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 23:21:0605001:551, находящегося в собственности граждан, не влияет на обоснованность требования о снятии земельного участка с учета. С учетом обстоятельств формирования земельного участка с кадастровым номером 23:21:0605001:2027, между администрацией района и собственником земельного участка с кадастровым номером 23:21:0605001:551 имеется спор о праве. Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 28 Обзора от 30.11.2016, возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета. Отказ от 20.09.2019 в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:21:0605001:2027, соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции полностью поддержал.
В кассационной жалобе администрация района просит решение от 20.07.2020 и апелляционное постановление от 10.09.2020 отменить, ее требования удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суд не принял во внимание, что постановка земельного участка с кадастровым номером 23:21:0605001:2027 на государственный кадастровый учет и его формирование произведены с нарушением норм закона. Снять с государственного кадастрового учета данный участок необходимо, чтобы восстановить права, нарушенные его формированием и постановкой на кадастровый учет. В настоящее время по одному адресу на кадастре состоят два участка: с номером 23:21:0605001:551, принадлежащий на праве собственности Бадаловой А.В., и с номером 23:21:0605001:2027, собственники которого по данным ЕГРН отсутствуют; фактически в границах участка с кадастровым номером 23:21:0605001:2027 расположен земельный участок с кадастровым номером 23:21:0605001:551, являющийся собственностью Бадаловой А.В. Соглашение между администрацией района и Бадаловой А.В. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0605001:551 в земельный участок с кадастровым номером 23:21:0605001:2027 не состоялось. Суд не применил нормы подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса, устанавливающего основание принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Анализ положений Закона N 218-ФЗ, регулирующих основания и порядок снятия с кадастрового учета земельных участков, позволяет сделать вывод об отсутствии правового регулирования снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенные", "учтенные", по обстоятельствам, установленным при рассмотрении настоящего спора. Отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", "учтенный", не может лишать заинтересованное лицо права обращения в суд, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость, либо при оспаривании действий (бездействия) органов кадастрового учета. Следует из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 "Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" (далее - письмо от 13.04.2010), что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным законом, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
В судебном заседании представитель администрации района на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Закону о регистрации недвижимости, ведением ЕГРН, регулирует Закон N 218-ФЗ.
Законом N 218-ФЗ регламентированы основания государственного кадастрового учета (статья 14), лица, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет (статья 15), вопросы представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов (статья 18).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, 1 Кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Верховным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось, что в отсутствие установленных в законе оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, суд не может принимать решение о таком снятии (пункт 21 Обзора от 30.11.2016, пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019, определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
По правилам статей 64, 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, судебные инстанции доводы администрации района о постановке земельного участка с номером 23:21:0605001:2027 на государственный кадастровый учет в нарушение требований законодательства Российской Федерации, во внимание не приняли; оснований для снятия спорного участка с государственного кадастрового учета не установили; заключили о соответствии оспариваемого отказа от 20.09.2019 закону и не нарушении им прав заявителя по делу.
Вместе с тем, судебные инстанции не учли, что при рассмотрении требований о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета суд вправе дать оценку действиям органа кадастрового учета по осуществлению кадастровых действий, и результатом вывода о том, что действия по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества были совершены с нарушением требований действующего законодательства, может быть снятие с государственного кадастрового учета объекта, поставленного на такой учет без установленных законом оснований.
Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении закона при образовании и постановке на кадастровый учет образуемого земельного участка, могут служить основанием для вывода о незаконности оспариваемого решения управления Росреестра, в этом случае на регистрирующий орган может быть возложена обязанность снять образуемый земельный участок с государственного кадастрового учета.
Пунктом 2 статьи 14 Закона N 218 предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Земельным кодексом допускается образование земельных участков путем перераспределения земель и земельных участков; при таком перераспределении образуется новый земельный участок (пункты 1, 2 статьи 11.2, пункт 1 статьи 11.7). Минимальные размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими регламентами (пункт 1 статьи 11.9). Перераспределение публичных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченным органом и собственником, в котором указывается плата за увеличение площади находящегося в частной собственности земельного участка в результате его перераспределения с публичными землями (пункты 2, 5 статьи 39.28). Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а при его отсутствии - в соответствии с утвержденной схемой расположения образуемого земельного участка (пункт 3 статьи 39.28). Уполномоченный орган должен принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если такое перераспределение предусматривается за счет публичных земель, из которых возможно законное образование самостоятельного земельного участка (подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29). Заключению такого соглашения также препятствует наличие утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, образование которого предусмотрено утвержденной схемой (подпункт 13 пункта 9 статьи 39.29).
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация района в порядке самоконтроля могла отменить ранее принятое ею решение об утверждении схемы расположения образуемого земельного участка, в связи с невозможностью заключения соглашения о перераспределении земельных участков, если такое перераспределение предусматривалось за счет публичных земель, из которых возможно законное образование самостоятельного земельного участка.
При проверке оспариваемого отказа от 20.09.2019 следовало дать оценку действиям по осуществлению государственного кадастрового учета образуемого земельного участка на основании акта администрации об утверждении схемы расположения этого участка на кадастровой карте территории.
В обжалуемых судебных актах не отражены положения действующего градостроительного регламента о минимально возможной площади земельного участка для данной территориальной зоны; не дана оценка решению администрации района об утверждении схемы расположения образуемого земельного участка на предмет соответствия положениям статей 39.28, 39.29 Земельного кодекса; не установлено наличие (отсутствие) утвержденного проекта межевания территории, в границах которой образован земельный участок с кадастровым номером 23:21:0605001:2027, при этом наличие проекта межевания территории исключало возможность кадастрового учета образуемого земельного участка на основании утвержденной администрацией района схемы его расположения.
Судебные инстанции не установили с достаточной полнотой обстоятельства, связанные с соблюдением порядка образования и постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Выводы судебных инстанций, приведенные в обжалуемых судебных актах, не основаны на содержании и оценке совокупности представленных в дело доказательств.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить существенные для его рассмотрения обстоятельства, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, в том числе дать правовую оценку доводам администрации района об образовании спорного земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства, об отсутствии у заявителя иных способов защиты нарушенного права, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация района от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобождена.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу N А32-52776/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация района в порядке самоконтроля могла отменить ранее принятое ею решение об утверждении схемы расположения образуемого земельного участка, в связи с невозможностью заключения соглашения о перераспределении земельных участков, если такое перераспределение предусматривалось за счет публичных земель, из которых возможно законное образование самостоятельного земельного участка.
...
В обжалуемых судебных актах не отражены положения действующего градостроительного регламента о минимально возможной площади земельного участка для данной территориальной зоны; не дана оценка решению администрации района об утверждении схемы расположения образуемого земельного участка на предмет соответствия положениям статей 39.28, 39.29 Земельного кодекса; не установлено наличие (отсутствие) утвержденного проекта межевания территории, в границах которой образован земельный участок с кадастровым номером 23:21:0605001:2027, при этом наличие проекта межевания территории исключало возможность кадастрового учета образуемого земельного участка на основании утвержденной администрацией района схемы его расположения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 декабря 2020 г. N Ф08-9824/20 по делу N А32-52776/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9824/20
10.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12209/20
20.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52776/19
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52776/19