г. Краснодар |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А53-6555/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Прокофьевой Т.В., рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц, по правилам части 5.1 статьи 211 и статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по делу N А53-6555/2020, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Таганрогу Ростовской области (далее - инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным постановления от 19.02.2020 N 61542004519289400003 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 40 тыс. рублей штрафа.
Решением от 15.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2020, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования со ссылкой на наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением инспекцией порядка и срока привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что обществом не нарушен закон, поскольку оно не допустило осуществление операций по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента - ООО "ИВЦ". Зачисленные денежные средства не являются платой за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а являются вознаграждением обществу, которое в последующем в полном объеме израсходовано на выплату заработной платы работникам.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция на основании поручения от 15.01.2020 N 14 провела проверку общества по вопросам использования организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц, специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, в ходе которой установила нарушения обществом требований части 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 11.02.2020 N 4.
По результатам проверки инспекция составила протокол от 14.02.2020 N 24 и вынесла постановление от 19.02.2020 N 61542004519289400003 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса в виде 40 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление инспекции в арбитражный суд.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211, частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Частью 2 статьи 15.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, которая влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, являются общественные отношения, также регулирующие и использование специальных банковских счетов.
Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется совершением хотя бы одного из альтернативных деяний, в том числе и неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 103-ФЗ поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Оказывая услуги по управлению многоквартирным домом и получая плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, общество по смыслу статьи 2 Закона N 103-ФЗ является поставщиком и обязано иметь специальный банковский счет.
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Согласно части 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 данного Закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 данного Закона, не допускаются.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из приведенных выше положений Закона N 103-ФЗ и правовой природы заключенного между обществом (принципал) и ООО "ИВЦ" (агент) агентского договора от 01.11.2016 N 01/11 установили, что общество является поставщиком услуг, а ООО "ИВЦ" - платежным агентом.
Суды учли, что денежные средства, полученные от физических лиц по агентскому договору от 01.11.2016 N 01/11, принимались ООО "ИВЦ" через кредитные организации на свой расчетный счет N 40702810947810000491 и далее перечислялись на расчетный счет общества N 40702810647810000500, не являющийся специальным банковским счетом, что подтверждено банковской выпиской по операциям на счетах:
- номер счета 40702810647810000500, перечисление платежей населения по статье Управление МКД. Сумма 134 900 рублей НДС не облагается, дата операции 25.12.2019;
- номер счета 40702810647810000500, перечисление платежей населения по статье Управление МКД. Сумма 333 015 рублей 76 копеек НДС не облагается, дата операции 10.01.2020.
В соответствии с частью 19 статьи 4 Закона N 103-ФЗ по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на банковские счета. Расчеты с поставщиками (ресурсоснабжающими организациями) осуществляются исключительно перечислением денежных средств со специального банковского счета платежного агента (субагента) на специальный банковский счет поставщика.
Таким образом, судами установлено, что денежные средства, полученные от физических лиц в порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, принимались на расчетный счет N 40702810647810000500, принадлежащий обществу, не являющийся специальным банковским счетом.
Осуществление расчетов с собственниками жилых помещений за коммунальные услуги без использования специального банковского счета возможно, в случае если организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирным домом, самостоятельно производит названные расчеты без участия платежного агента.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что общество для таких расчетов привлекло платежного агента.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что неиспользование обществом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, специального банковского счета при осуществлении расчетов с собственниками жилых помещений с участием платежного агента свидетельствует о наличии в его действиях объективной стороны правонарушения по части 2 статьи 15.1 Кодекса.
В обоснование невозможности соблюдения требований действующего законодательства и наличия объективных препятствий по открытию счета какие-либо документы в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Проверяя доводы общества о том, что зачисленные денежные средства не являются платой за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а являются вознаграждением общества, которое в последующем в полном объеме израсходовано на выплаты заработной платы работникам, суды установили следующее.
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В соответствии с частью 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц общество обязано использовать специальный банковский счет.
Судами проверена процедура и срок давности привлечения общества к административной ответственности, нарушений положений Кодекса не установлено. Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах минимальной санкции части 2 статьи 15.1 Кодекса.
Суды обсудили вопрос о возможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного и не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 Кодекса. Переоценка вывода судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного обществом правонарушения и, как следствие о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы общества не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по делу N А53-6555/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.