г. Краснодар |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А53-36575/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником председательствующего Сапожонковой А.А., и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от истца - акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890) - Котляр Д.В. (доверенность от 13.01.2020), от ответчика - администрации Аксайского городского поселения (ИНН 6102021522, ОГРН 1056102027871) - Майсурадзе Л.К. (доверенность от 17.06.2019), рассмотрев кассационную жалобу администрации Аксайского городского поселения на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А53-36575/2019, установил следующее.
АО "Донэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Аксайского городского поселения (далее - администрация) о признании права собственности на объект электросетевого комплекса - воздушную линию напряжением 0,4 кВ (далее - ВЛ-0,4 кВ) с инвентарным номером 000003367, состоящую из следующих элементов:
- провод марки АС-50, протяженностью 1,0 км;
- провод марки А35, протяженностью 0,4 км;
- провод марки А-25, протяженностью 0,35 км;
- ввод от деревянной опоры ВЛ 0,4 кВ 0,025 км;
- опоры N 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 5/1, 5/2, 6/2, 7/1, 8/1 и 6/3, расположенные в г. Аксае по ул. Ватутина с диспетчерским наименованием ВЛ ТП-314 Л-1;
- опоры N 14, 15, 16, 16/1, 16/2, 16/3, 16/4, 16/5, 16/6 и 17, расположенные в г. Аксае по ул. Щорса с диспетчерским наименованием ВЛ ТП-314 Л-1;
- опоры N 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/10, 1/11 и 1/12, расположенные в г. Аксае по ул. Жданова с диспетчерским наименованием ВЛ ТП-03083 Л-1;
- опоры N 4/5, 4/6, 4/7, 4/8 и 4/5.1, расположенные в г. Аксае по ул. Герцена с диспетчерским наименованием ВЛ ТП-03083 Л-1;
- опоры N 1, 2, 3, 2/1, 2/2, 2/3, 2/4, 2/5, 2/9, 2/10, 2/11, 2/12 и 2/13, расположенные в г. Аксае по ул. Луначарского, 2 - 16 с диспетчерским наименованием ВЛ ТП-03083 Л-1;
- опоры N 4, 6, 7, 4/1, 4а и 7/1, расположенные в г. Аксае по ул. Луначарского, 1 - 15 с диспетчерским наименованием ВЛ ТП-03083 Л-1;
- опоры N 10, 11, 12, 13, 13/1, 10/1, 10/2, 12/1, 12/2 и 10/3, расположенные в г. Аксае по ул. Чапаева, 1 - 15 с диспетчерским наименованием ВЛ ТП-314 Л-1 (далее - спорные опоры).
Решением суда от 13.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2020, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, вывод судов о том, что собственником спорного имущества является общество, не подтвержден материалами дела. Суды не учли, что в перечне имущества, входящего в состав электросетевого комплекса г. Аксай, отсутствуют ВЛ-0,4 кВ, передаточный акт содержит указание лишь на передачу провода, право на который не является предметом рассматриваемого спора. Суды пришли к ошибочному выводу о том, что в ходе приватизации обществу в собственность перешло тоже имущество и в том же составе, что принадлежало ГУП РО "Донэнерго" на праве хозяйственного ведения. Заявитель также полагает, что право собственности администрации на сети наружного освещения как линейный объект, в состав которого входят спорные опоры, возникло на основании Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" и от 03.11.2006 N 565-ЗС "О внесении изменений в Областной закон Ростовской области "О местном самоуправлении в Ростовской области"" ранее, чем право собственности общества на ВЛ-0,4 кВ.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, что согласно постановлению администрации Ростовской области от 31.12.2002 N 601 "О передаче объектов из муниципальной собственности Аксайского района в государственную собственность Ростовской области" (далее - постановление N 601), утвержденному губернатором Ростовской области, правопредшественнику общества - ГУП РО "Донэнерго" переданы все объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0.4 кВ в г. Аксае, в том числе спорные опоры, входящие в состав названного имущества. Оборудование уличного освещения, не подлежащее передаче в областную собственность, представляло собой лампы освещения (светильники), провода и оборудование.
Указанные ВЛ-0,4 кВ приняты на баланс ГУП РО "Донэнерго" 01.01.2003; данный факт подтвержден актами приема-передачи, подписанными администрацией и ГУП РО "Донэнерго", утвержденными КУГИ Ростовской области, а также инвентарными карточками учета основных средств ф. ОС-6.
Согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 20.12.2007 N 1684 "Об условиях приватизации государственного предприятия "Донэнерго"" имущественный комплекс электрических сетей 28.12.2007 выбыл из государственной собственности при приватизации в собственность ОАО "Донэнерго". Лампы освещения (светильники), провода и оборудование сетей наружного освещения приватизации не подлежали и сохранились в собственности муниципального образования Аксайское городское поселение.
Обществу (как правопреемнику ГУП РО "Донэнерго") по сделке приватизации перешел в собственность имущественный комплекс электрических сетей г. Аксая, в том числе объект - воздушная линия напряжением 0,4 кВ, с инвентарным номером 000003367, провод манки АС-50, провод марки А35, протяженностью 0,4 км, провод марки А-25, протяженностью 0,35 км, количество опор 67 шт., год постройки 1975, расположенная по адресу: Ростовская область, г. Аксай, ул. Ватунина.
Вместе с тем по заявлению администрации зарегистрировано право муниципальной собственности на объект - сети наружного освещения, в состав которых включены в качестве конструктивных элементов ранее существующие опоры воздушных линий электропередач классом напряжения 0,4 кВ.
На указанных опорах ВЛ-0,4 кВ, кроме проводов питающей распределительной электрической сети, дополнительно был выполнен подвес проводов и светильников СНО.
При этом сети наружного освещения подключены к энергоснабжению от ВЛ-0,4 кВ и трансформаторных подстанций, принадлежащих обществу (ранее его правопредшественникам).
Таким образом, на одних и тех же столбах-опорах размещены как ВЛ-0,4 кВ общества, по которым осуществляется энергоснабжение всех потребителей (в том числе сетей наружного освещения), так и воздушных линий уличного освещения, принадлежащих администрации.
Удовлетворяя иск, суды правомерно руководствовались следующим.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
На основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В пункте 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса).
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абзацу 5 пункта 11 постановления N 10/22 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке.
В пункте 59 постановления N 10/22 установлено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, иск о признании права собственности может быть удовлетворен в том случае, когда право на недвижимое имущество возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не было зарегистрировано, поскольку до 1998 года для возникновения (перехода) права собственности к новому правообладателю государственная регистрация не требовалась (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2015 по делу N 306-ЭС15-7435).
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 постановления N 10/22).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в дело доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества.
Суды установили, что ВЛ-0,4 кВ приняты на баланс областной сетевой организацией ГУП РО "Донэнерго"; данный факт подтвержден актом приема-передачи от 28.01.2003 N 12/178 к постановлению N 601, а также инвентарными карточками учета основных средств ф. ОС-6, созданными при поступлении имущества на баланс ГУП РО "Донэнерго" с баланса МУПП ЖКХ.
Согласно технических паспортов от 2015 - 2017 года, выполненных ООО "ФГУП "Интехнедвижимость", сети наружного освещения администрации с кадастровыми номерами 61:02:0120149:161, 61:02:0120138:522, 61:02:0120159:222, 61:02:0120149:162, 61:02:0000000:6432, 61:02:0000000:6425 созданы с 1986 по 2004 годы, в то время как в подписанном администрацией и ГУН РО "Донэнерго" и утвержденном КУГИ Ростовской области акте приема-передачи от 28.01.2003 N 12/178 к постановлению N 601 датой создания ВЛ-0,4 кВ указан 1975 год, то есть ВЛ-0,4 кВ, в состав которых входили спорные опоры, созданы ранее.
Распоряжением Минимущества Ростовской области от 20.12.2007 N 1684 "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия Ростовской области "Донэнерго" весь имущественный комплекс ГУН РО "Донэнерго" был передан в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Донэнерго" по сделке приватизации.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 18-КГ16-6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден "Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", согласно которому в состав имущества, относящегося к линиям электропередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью входят: линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно, переменного и постоянного тока на металлических опорах, на опорах из непропитанной древесины, на опорах из пропитанной древесины, на железобетонных опорах, в том числе опоры, фундаменты, провода, тросы, изолирующие подвески, охранные системы, системы заземления, системы защиты ВЛ, устройства светоограждений, устройства защиты от перенапряжений, устройства отбора мощности, установленные непосредственно на линии электропередач, высокочастотные заградители, если они размещены в границах зоны эксплуатации линии электропередачи, устройства плавки гололеда и элементы, входящие в состав линий электропередачи.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам - акту натурного осмотра электрических сетей и сетей наружного освещения г. Аксай, подписанному сторонами 09.08.2018 и 09.01.2020, паспортам воздушных линий электропередачи, техническому паспорту объект - ВЛ-0,4 кВ является линиями электропередачи и состоит из электроустановок для приема, передачи и распределения электрической энергии, подстанций, распределительных пунктов, воздушных линий (ВЛ) и кабельных линий электропередачи (КJI).
Спорное имущество (опоры) представляет собой составные (неотъемлемые) части указанного линейного объекта, который приобретен истцом в процессе приватизации, из владения истца (его правопредшественников не выбывал), используется им в процессе осуществления уставной деятельности.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что регистрация права муниципальной собственности на опоры произведена в нарушение прав истца, являющего собственником этого имущества, и удовлетворили заявленные требования.
Ссылка заявителя на неподтвержденность вывода судов о возникновении у общества прав на спорное имущество в объеме, указанном в исковом заявлении, несостоятельна и опровергается представленными в материалы дела доказательствами. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы и признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобах доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А53-36575/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден "Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", согласно которому в состав имущества, относящегося к линиям электропередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью входят: линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно, переменного и постоянного тока на металлических опорах, на опорах из непропитанной древесины, на опорах из пропитанной древесины, на железобетонных опорах, в том числе опоры, фундаменты, провода, тросы, изолирующие подвески, охранные системы, системы заземления, системы защиты ВЛ, устройства светоограждений, устройства защиты от перенапряжений, устройства отбора мощности, установленные непосредственно на линии электропередач, высокочастотные заградители, если они размещены в границах зоны эксплуатации линии электропередачи, устройства плавки гололеда и элементы, входящие в состав линий электропередачи."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 декабря 2020 г. N Ф08-11439/20 по делу N А53-36575/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11439/20
23.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5020/20
13.02.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-36575/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-36575/19