г. Краснодар |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А32-23573/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057), ответчика - индивидуального предпринимателя Яковлевой Юлии Михайловне (ИНН 2301110582419, ОГРНИП 312230134600042), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по делу N А32-23573/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Яковлевой Ю.М. (далее - предприниматель) о признании самовольной постройкой двухэтажного капитального здания с кадастровым номером 23:37:100:1001:16441 общей площадью 202,3 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:37:1001001:16290 общей площадью 300 кв. м по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Супсех, ул. Советская, 21; о возложении обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос данного объекта; указать, что решение суда является основанием для погашения записи в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) о праве собственности предпринимателя на спорный объект; в случае неисполнения решения суда в установленный срок, взыскать с предпринимателя в пользу администрации 30 тыс. рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.
Решением от 19.06.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.08.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования. По мнению заявителя, суды не учли, что спорный объект расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1А), используется как объект коммерческого назначения для размещения кафе и магазина, возведен в отсутствие необходимой для такого объекта разрешительной документации, в связи с чем подлежит сносу.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 24.12.2020 до 12 часов 00 минут 25.12.2020.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установили суды, земельный участок с кадастровым номером 23:37:1001001:16290 общей площадью 300 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Супсех, ул. Советская, 21, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности предпринимателю.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также по результатам визуальной фиксации установлено, что на земельном участке расположен спорный объект, право собственности на который зарегистрировано за предпринимателем в упрощенном порядке в соответствии со статьей 25.3 "Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества" Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
Управление муниципального контроля администрации в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями выявило факт нарушения земельного и градостроительного законодательства собственником земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Супсех, ул. Советская, 21.
В соответствии с информацией, представленной управлением муниципального контроля администрации, спорное строение имеет признаки объекта коммерческого назначения - кафе "Нирвана", услуги "Автострахование", зоомагазин, магазин "Цветы", при этом разрешение на строительство объекта коммерческого назначения не выдавалось.
Данные факты подтверждены информацией по результатам визуальной фиксации от 23.01.19 и актом N 132 с фотоматериалами, подготовленными специалистами управления муниципального контроля администрации.
Ссылаясь на то, что спорный объект является самовольными, администрация обратилась в суд с иском о его сносе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В пункте 2 статьи 222 Гражданского кодекса предусмотрено, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
На основании пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, проверка соблюдения градостроительного законодательства и выдача разрешений на строительство.
В пункте 24 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что по смыслу абзаца 2 пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство. Указанное разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство, при этом к заявлению о выдаче такого разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные названной статьей документы.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:1001001:16290 общей площадью 300 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Супсех, ул. Советская, 21, и расположенный на нем спорный объект недвижимости принадлежат на праве собственности предпринимателю, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела выписками из ЕГРН и сторонами не оспаривается.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2019 назначена судебная экспертиза, в результате которой установлено следующее.
На земельном участке с кадастровым номером 23.37.1001001:16290 общей площадью 300 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Супсех, ул. Советская, 21, расположено двухэтажное здание общей площадью 202,3 кв. м, используемое в коммерческих целях.
Исследуемый объект в объемно-планировочном отношении имеет простую прямоугольную конфигурацию. Высота здания - 7,05 м, количество этажей - 2, общая площадь - 202,3 кв. м. Строение имеет ленточный фундамент, выполненный из бетона, с арматурным поясом, глубиной заложения 1,2 м.
Спорный объект соответствует требованиям градостроительных, строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Анапа за исключением несоответствия действующим градостроительным требованиям статьи 21, части III, Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Анапа в части своего месторасположения в территориальной зоне. Техническим состоянием (исправное состояние) и конструктивными особенностями строение угрозу жизни и здоровью граждан, окружающей среды, объектам культурного наследия не создает, не чинит препятствия в пользовании смежным землепользователям.
Обращаясь в суд, администрация указала, что данное строение используется в коммерческих целях, однако расположено в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1А).
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса).
В силу части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, в том числе имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (пункт 2); а также осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (пункт 4).
Основные обязанности собственников земельных участков закреплены в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации и включают в себя требования по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; а также соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлению на земельных участках строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г.-к. Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования г.-к. Анапа от 03.07.2017 N 198 земельный участок с кадастровым номером 23:37:1001001:16290 имеет категорию земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем в материалы дела представлен протокол проведения публичных слушаний от 02.10.2019 (т. 1, л. д. 149 - 167), согласно которому по заявлению предпринимателя комиссия приняла решение рекомендовать главе муниципального образования город-курорт Анапа предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 23.37.1001001:16290 общей площадью 300 кв. м с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: Анапский район, с. Супсех, ул. Советская, 21, - "магазины", код 4.4, "бытовое обслуживание", код 3.3, "общественное питание", код 4.6.
Постановлением от 31.03.2020 N 718 администрация муниципального образования город-курорт Анапа предоставила предпринимателю разрешение на условно разрешенный вид использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 23:37:1001001:16290 на "магазины", код 4.4, "бытовое обслуживание", код 3.3, "общественной питание", код 4.6.
Таким образом, размещение на земельном участке спорного объекта не противоречит установленному виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23.37.1001001:16290.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание выводы экспертного исследования об отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан сохранением спорного объекта, о соответствии его требованиям градостроительных, строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, установив, что земельный участок принадлежит ответчику на праве собственности, на спорную постройку право собственности было зарегистрировано за предпринимателем в ЕГРН в установленном законом упрощенном порядке, а использование ее по коммерческому назначению (магазины, общественное питание) соответствует разрешенному с соблюдением необходимых публичных процедур администрацией виду использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:1001001:16290, на котором находится эта постройка, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы и признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобах доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по делу N А32-23573/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, в том числе имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (пункт 2); а также осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (пункт 4).
Основные обязанности собственников земельных участков закреплены в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации и включают в себя требования по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; а также соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлению на земельных участках строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2020 г. N Ф08-9439/20 по делу N А32-23573/2019