Формирование законодательства об электронном документообороте
В 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 10.01.02 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ). Он имеет очевидные пробелы, поэтому многие специалисты негативно оценили перспективы его применения. Но, несмотря на некоторые противоречия, Закон N 1-ФЗ является базовым для развития электронного документооборота в России.
Технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП) использовались задолго до принятия Закона N 1-ФЗ. В частности, еще в приказе Банка России от 21.09.93 г. N 02-159 был введен в действие государственный стандарт "Подпись цифровая электронная" (в настоящее время этот приказ утратил силу, вместо него действует приказ Банка России от 31.01.95 г. N 02-13, вводящий в действие новые стандарты в сфере применения ЭЦП). Кроме того, известен пример судебного разбирательства, связанного с использованием ЭЦП, которое состоялось в 1993 г. Одной из его существенных особенностей являлся тот факт, что дело изначально было передано для рассмотрения не в арбитражный суд, где могли возникнуть сложности с допустимостью доказательств, а в суд третейский.
Между тем в последнее время появляются новые нормативные акты, так или иначе связанные или затрагивающие сферу действия Закона N 1-ФЗ. Например, о юридической легитимности документа, подтвержденного ЭЦП, указывается в ст.75 нового АПК РФ. Особое место занимают документы, подготовленные Банком России и ФКЦБ России, например письмо Банка России от 7.05.03 г. N 70-Т, которым он направил Рекомендации по информационному содержанию и основным принципам организации WEB-сайтов кредитных организаций в системе Интернет. В п.3.7 данных Рекомендаций указывается, что "документооборот между кредитными организациями и клиентами через операционный WEB-сайт целесообразно осуществлять с использованием средств электронной цифровой подписи или иных средств контроля целостности и подтверждения подлинности сообщений".
В Положении о раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ, утвержденном постановлением ФКЦБ России от 1.04.03 г. N 03-19/пс, предусматривается возможность предоставления информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ посредством документов в форме электронного документооборота, подписанных ЭЦП, при этом "дублирование" передаваемых документов на бумажном и магнитном носителях не требуется.
В Положении о порядке предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг электронных документов, утвержденном постановлением ФКЦБ России от 31.10.02 г. N 43/пс, приводятся основные особенности, связанные с представлением электронных документов в ФКЦБ. В частности, предусматривается использование ЭЦП в случаях передачи документов, раскрывающих информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 г. N 39-ФЗ.
Согласно Положению о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденному постановлением ФКЦБ России от 31.05.02 г. N 17/пс (с изм. от 7.02.03 г.), информация о проведении общего собрания акционеров может быть направлена электрической связью, включая средства факсимильной и телеграфной связи, электронной почтой с использованием ЭЦП, но только в случае, если это предусмотрено уставом или иным внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.
Закон N 1-ФЗ является правовой основой использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", что закреплено в ст.3 Федерального закона от 10.01.03 г. N 20-ФЗ. В частности, в ст.12 этого Закона говорится, что электронные документы, подготовленные с использованием ГАС "Выборы", приобретают юридическую силу после их подписания ЭЦП соответствующих должностных лиц, а протокол, сводная таблица о голосовании и иные сводные документы, подготовленные в электронном виде, приобретают юридическую силу только после "обязательной проверки с помощью открытых ключей ЭЦП подлинности всех исходных электронных документов, на основе которых готовится сводный электронный документ".
Из ст.13 Закона N 20-ФЗ следует, что "факт проверки достоверности полученных электронных документов подтверждается компьютерной распечаткой протокола проверки. Данная распечатка подписывается соответствующими должностными лицами в установленном порядке и приобщается к отчетной документации. Факт такой проверки фиксируется также в специальном журнале". Процедура проверки достоверности может иметь место, например, в случае передачи электронных документов в вышестоящую избирательную комиссию.
Законодательство об ЭЦП применяется и в образовательной сфере, когда при организации дистанционного обучения необходимо вести в электронном виде учет результатов учебного процесса и внутреннего делопроизводства (приказ Минобразования России от 18.12.02 г. N 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации").
Во многом благодаря принятию Закона N 1-ФЗ существенно изменилось и налоговое законодательство. В начале 2002 г. вступили в силу поправки к Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ), касающиеся соответствующих форм отчетности в электронной форме. Изменения предусматривают, что налоговая декларация может быть направлена налогоплательщиком в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи. В таком случае налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. Причем днем представления декларации по телекоммуникационным каналам связи считается день представления отчетности в электронном виде (Федеральный закон от 28.12.01 г. N 180-ФЗ "О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В апреле 2002 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.03 г.), согласно которым организация имеет право представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде, но только при соблюдении двух дополнительных условий. К этим условиям относятся наличие технических возможностей и согласие пользователей бухгалтерской отчетности. Проанализируем эти условия более подробно.
В первом случае мы сталкиваемся с тем, что в Законе N 129-ФЗ не конкретизируется, наличие технических возможностей каких субъектов взаимосвязано с представлением бухгалтерской отчетности в электронной форме - организаций-отправителей или государственных органов-получателей, но, вероятнее всего, подразумеваются и те, и другие субъекты. Однако из п.5 ст.15 Закона N 129-ФЗ становится понятным, что речь идет исключительно об организациях, представляющих в установленном законодательством порядке налоговую отчетность, поскольку "пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде".
Во втором случае следует отметить не совсем удачную формулировку "пользователи бухгалтерской отчетности", указанные ст.15 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Дело в том, что в Законе N 129-ФЗ не дается четкого определения данного понятия, но, анализируя отдельные положения документа и ст.15, в частности, можно прийти к выводу, что законодатель подразумевает следующих субъектов: учредителей, участников организации или собственников ее имущества, органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, территориальные органы государственной статистики и т.д.
Новеллы в Законе N 129-ФЗ и НК РФ наиболее полно конкретизируются в приказе МНС России от 10.12.02 г. N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи". В частности, в документе раскрываются такие вопросы, как требования к программно-аппаратным средствам представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, требования к специализированным операторам связи, правила использования средств ЭЦП и шифрования и т.д.
Несмотря на то что в указанных поправках использование ЭЦП не устанавливается, тем не менее законодательно оформленная возможность применения электронного документооборота в данных сферах автоматически подразумевает использование этих технологий.
В документах МНС России также имеются ссылки на применение в тех или иных случаях ЭЦП. Так, в приказе от 10.11.02 г. N БГ-3-04/641 говорится о возможности использования ЭЦП при представлении в налоговые органы сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы.
Таким образом, в настоящее время происходит процесс развития законодательства в сфере электронного документооборота, что в целом, несмотря на некоторые недоработки, является весьма важным фактором для дальнейшего формирования законодательства в области высоких технологий и развития информационных технологий.
М. Дашян,
юрист
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71