Взыскание налоговых платежей за счет иного имущества организации
Взыскание денежных средств со счетов в банках
Взыскание налога за счет иного имущества
Порядок взыскания
Когда налог считается уплаченным
Организация обязана самостоятельно уплатить налог, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (ст.45 НК РФ). Когда налог считается уплаченным, установлено в пункте 2 указанной статьи*(1).
Если организация не уплатила налог в установленный для этого срок, Налоговый кодекс предоставляет налоговым органам право взыскать недоимку в принудительном порядке*(2). Но прежде организации направляется требование об уплате налога.
Налоговый орган должен направить требование в течение трех месяцев со дня истечения срока уплаты налога (ст.70 НК РФ). Но МНС России установило более короткий срок - не позднее 15 дней после истечения срока уплаты налога. Об этом гласит пункт 1 Порядка направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке. Он утвержден приказом МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159 (далее - Порядок взыскания). Срок направления требования может быть увеличен (в пределах трехмесячного) с разрешения вышестоящего налогового органа.
Срок, в течение которого организация должна выполнить требование, Налоговым кодексом не определен. Следовательно, его устанавливает налоговый орган. По указаниям МНС России, срок не должен превышать 10 календарных дней со дня его получения (п.5 Порядка взыскания). Он может быть увеличен только с разрешения министерства.
Если организация не выполнила требование, наступает черед принудительных мер взыскания. Таковых две:
1) взыскание денежных средств организации с ее счетов в банках (ст.46 НК РФ);
2) взыскание долга за счет иного имущества организации (ст.47 НК РФ).
Оба способа равноценны и применяются последовательно. То есть перед тем как обратить взыскание на имущество должника, налоговый орган должен попытаться взыскать недоимку с его счетов в банках.
Взыскание денежных средств со счетов в банках
Для взыскания недоимки с банковских счетов организации руководитель налогового органа или его заместитель принимает соответствующее решение. Пункт 3 статьи 46 Кодекса отводит на это 60 дней с момента истечения срока исполнения требования. Однако МНС России установило более жесткий срок - 30 дней. Он может быть превышен только с разрешения вышестоящего налогового органа.
Экземпляр принятого решения о взыскании доводится до организации в течение пяти дней с момента его вынесения.
Если в нарушение Кодекса и Порядка взыскания налоговый орган превысит 60-дневный срок, решение считается недействительным и исполнению не подлежит (п.3 ст.46 НК РФ). В этом случае недоимка может быть взыскана только через суд.
Пропуск срока направления требования (не более трех месяцев со дня истечения срока уплаты налога) на исчисление 60-дневного срока принятия решения о взыскании денежных средств не влияет. То есть, даже если трехмесячный срок нарушен, 60 дней отсчитываются с момента истечения трехмесячного срока с учетом установленного в требовании срока его исполнения. Такие разъяснения приведены в пункте 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Пример
Организация не уплатила в бюджет НДС по сроку 20 октября 2003 года. Трехмесячный срок направления требования об уплате налога истекает 20 января 2004 года. Допустим, требование было направлено лишь 10 февраля. Срок его исполнения - 10 дней.
Следуя разъяснениям ВАС РФ, 60-дневный срок, отведенный Налоговым кодеком# для принятия решения о взыскании налога, отсчитывается не с 21 февраля (день, следующий за днем фактического направления требования, плюс 10 дней на его исполнение), а с 31 января (день, следующий за днем истечения срока направления требования, плюс 10 дней на его исполнение).
Одновременно с вынесением решения о взыскании денежных средств налоговый орган направляет в банк, где открыт счет организации, инкассовое поручение на списание суммы недоимки. Такие поручения могут быть выставлены к одному, нескольким и даже ко всем счетам организации. Сумма инкассовых поручений не должна превышать величину задолженности, указанную в требовании об уплате налога.
Если инкассовые поручения выставляются не ко всем счетам организации, информация о которых есть у налогового органа, то по остальным операции приостанавливаются. Право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в случае неуплаты им налога предоставлено налоговым органом статьей 76 НК РФ.
Если денег на счетах организации нет или недостаточно для погашения долга либо у налогового органа отсутствует информация о таких счетах, применяется другая мера принудительного взыскания - обращение взыскания на иное имущество организации.
Обратите внимание.
Судебная практика по спорам, связанным с взысканием налога за счет
имущества должника
За время действия части первой НК РФ сложилась обширная судебная практика по спорам, связанным с взысканием налога за счет имущества должника. Мы выбрали вопросы, которые часто становятся предметом рассматриваются в суде.
1. До обращения взыскания на имущество должника налоговый орган должен направить ему требование об уплате налога. Нарушение этого правила может стать причиной отмены судом решения о взыскании. Такая позиция отражена в постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2002 по делу N А19-1814/02-5-ФО2-1760/02-С1 и от 27.05.2002 по делу N А19-2320/01-32-Ф02-1360/02-С1.
2. Требование должно быть составлено в полном соответствии с Налоговым кодексом. В частности, оно должно содержать данные о сумме задолженности, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством. Отсутствие каких-либо обязательных сведений может послужить причиной отмены судом принятого впоследствии (после истечения срока исполнения требования) решения налогового органа о взыскании налога. Об этом гласит постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.03.2002 по делу N Ф09-412/02АК.
3. Срок исполнения требования должен истечь. До этого момента налоговый орган не вправе принимать решение о взыскании налога. Иначе суд может отменить это решение (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.04.2002 по делу N Ф09-613/02АК).
4. До обращения взыскания на иное имущество налоговый орган должен попытаться взыскать недоимку с банковских счетов должника. Если этого не сделать, решение о взыскании налога за счет иного имущества должника может быть отменено судом. Такую позицию занял Федеральный арбитражный суд Уральского округа в своем постановлении от 05.03.2002 по делу N Ф09-412/02АК, а также многие другие суды.
Однако есть примеры и прямо противоположных решений. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.06.2002 по делу N А56-32812/01 сказано, что инкассовое поручение может не выставляться, если у налогового органа есть доказательства отсутствия средств на счетах должника (например, справка из банка). Другой пример аналогичного решения - постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.04.2002 по делу N А26-4618/01-02-11/203.
5. Чтобы обратить взыскание налога на иное имущество должника, денег не должно быть или их должно быть недостаточно на всех счетах должника, сведениями о которых располагает налоговый орган (постановление Федерального Арбитражного Суда Центрального округа от 17.01.2002 по делу N А36-141/10-01).
А.Н. Карпов,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
Взыскание налога за счет иного имущества
Для обращения взыскания на иное имущество организации руководитель налогового органа или его заместитель принимает соответствующее решение. Пункт 12 Порядка взыскания предписывает сделать это в течение 30 дней со дня направления в банк налогоплательщика инкассового поручения. С разрешения вышестоящего налогового органа срок может быть увеличен до 90 дней. Налоговый орган должен располагать документальным подтверждением, что организация принимает меры по взысканию задолженности со своих должников.
В отличие от решения о взыскании задолженности с банковских счетов, решение об обращении взыскания на иное имущество организации не направляется.
Одновременно с вынесением решения налоговый орган должен отозвать неисполненные инкассовые поручения и приостановить операции по счетам, к которым они были выставлены (п.12 Порядка взыскания). Таким образом, с учетом того, что операции по остальным счетам уже должны были быть приостановлены, у должника, доведшего дело до стадии обращения взыскания на его иное имущество, окажутся замороженными все счета.
Кроме того, налоговый орган вправе наложить арест на имущество организации. Эта мера применяется, когда есть достаточные основания полагать, что имущество может быть скрыто (ст.77 НК РФ).
Порядок взыскания
Взыскание налога за счет имущества организации осуществляет служба судебных приставов. Она руководствуется Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 Кодекса. Порядок взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов утвержден совместным приказом от 25.07.2000 МНС России N ВГ-3-10/265 и Минюста России N 215 (далее - Порядок взаимодействия).
Чтобы начать процедуру взыскания, налоговый орган на основании принятого решения о взыскании налога за счет имущества должника выносит соответствующее постановление. В течение трех дней оно передается судебному приставу - исполнителю.
Постановление налогового органа должно соответствовать требованиям статьи 47 НК РФ и статьи 8 Закона об исполнительном производстве. Оно направляется судебному приставу - исполнителю вместе с сопроводительным письмом. Требования к его содержанию приведены в Порядке взаимодействия.
Если постановление составлено правильно и подано в срок, судебный пристав - исполнитель принимает его к исполнению и возбуждает исполнительное производство (ст.9 Закона об исполнительном производстве). В противном случае постановление возвращается налоговому органу.
В трехдневный срок со дня поступления постановления судебный пристав - исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Не позднее следующего дня копии постановления направляются в налоговый орган и должнику.
В постановлении судебный пристав - исполнитель указывает срок, в течение которого организация может добровольно погасить долг. Этот срок не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. В том же постановлении судебный пристав - исполнитель уведомляет должника, что по истечении срока добровольного исполнения задолженность будет взыскана в принудительном порядке. Помимо задолженности будут взысканы исполнительский сбор (7% от взыскиваемой суммы) и расходы по совершению исполнительных действий.
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Копии актов описи и ареста имущества должника в течение трех дней с момента наложения ареста направляются в налоговый орган, вынесший постановление.
Взыскание налога может быть обращено на имущество организации, принадлежащее ей на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Величина взыскания не должна превышать сумму, указанную в требовании об уплате налога, с учетом суммы, которая уже взыскана с банковских счетов должника (п.1 ст.47 НК РФ).
В процессе исполнительного производства сумма задолженности может измениться (например, часть долга погашена самой организацией). Тогда налоговый орган информирует об этом службу судебных приставов с представлением расшифровки уточненной суммы задолженности и подтверждающих документов (п.2.8 Порядка взаимодействия).
В соответствии с пунктом 4 статьи 47 НК РФ взыскание задолженности производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств;
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции. В частности, ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции, а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество. При этом такие договоры должны быть расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке. Обратите внимание: потребность обратить взыскание на конкретное имущество сама по себе не может рассматриваться в качестве достаточного основания расторжения или недействительности договора. Об этом гласит пункт 14 совместного постановления от 11.06.99 Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации";
6) другого имущества.
Арестованное имущество оценивает судебный пристав - исполнитель в порядке, предусмотренном статьей 52 Закона об исполнительном производстве. Реализует имущество специализированная организация (ст.54).
На всю процедуру исполнительного производства - со дня поступления постановления судебному приставу - исполнителю до погашения задолженности - отводится два месяца. Когда сумма задолженности перед бюджетом с организации полностью взыскана, судебный пристав - исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства. Если у организации нет имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, а принятые судебным приставом - исполнителем меры по их розыску оказались безрезультатными, постановление налогового органа возвращается ему. Налоговый орган, в свою очередь, обязан инициировать процедуру банкротства организации (п.14 Порядка взыскания).
Кстати.
Вопросы учета
Допустим, недоимка организации была погашена за счет ее имущества: сырья, товаров и т.д. Ситуация неприятная, но так или иначе отразить ее в учете все равно нужно. Как это сделать?
В данном случае налицо обычная реализация соответствующего имущества с вытекающими отсюда налоговыми последствиями. Ведь несмотря на то что имущество арестовано и продает его уполномоченная судебным приставом-исполнителем специализированная организация, собственником имущества до его продажи остается должник. Он же получает доходы от этой операции и несет расходы.
Таким образом, в налоговом учете выручка от продажи в полной сумме включается в доходы от реализации товаров (работ, услуг). На эту сумму в общеустановленном порядке начисляется НДС.
А как быть с расходами - исполнительским сбором и компенсацией затрат службы судебных приставов по аресту, оценке, хранению и продаже имущества? Однозначный ответ, к сожалению, дать нельзя. Такие расходы можно учесть, если удастся доказать их экономическую оправданность. Но очевидно, что с этим могут возникнуть трудности. Ведь подобных расходов можно было бы избежать, если бы организация загодя самостоятельно реализовала имущество и погасила долги.
А.Н. Карпов,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
(подготовлено при участии специалистов
Департамента налогообложения прибыли
и Департамента косвенных налогов МНС России)
Когда налог считается уплаченным
Если налогоплательщик добровольно исполнит требования судебного пристава - исполнителя, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента внесения суммы налога в банк. В противном случае налог считается уплаченным с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Об этом сказано в пункте 5 статьи 47 НК РФ.
Если имущество не реализовано, постановление налоговому органу не возвращено, исполнительное производство не прекращается, обязанность налогоплательщика по уплате налога не считается исполненной. Кроме того, налог не считается уплаченным, если имущество реализовано, но вырученная сумма в бюджет не поступила. Это подтверждается позицией Конституционного Суда РФ. В его постановлении от 12.10.98 N 24-П говорится, что конституционная обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов может считаться исполненной в момент, когда денежные средства налогоплательщиков поступили на бюджетные счета.
В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы РФ II ранга,
Юридический департамент МНС России
"Российский налоговый курьер", N 20, октябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом см. в статье "Когда налог считается уплаченным" // РНК, 2003, N 19. - Примеч. ред.
*(2) Здесь и далее под налогом подразумеваются также сборы и пени, для которых установлен тот же порядок принудительного взыскания, что и для налога. Под организациями понимаются не только организации - налогоплательщики, но и организации - налоговые агенты. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99