г. Краснодар |
|
13 января 2021 г. |
Дело N А53-78/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КомсомольскНефть" (ИНН 0816016527, ОГРН 1110816002395), заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комсомольскнефть" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по делу N А53-78/2020, установил следующее.
ООО "КомсомольскНефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - управление) со следующими уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиями:
- отменить постановление управления от 23.12.2019 N В-28.1/11-2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 тыс. рублей административного штрафа;
- прекратить производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 Кодекса.
Решением суда от 17.07.2020,оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.10.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, а также отсутствием правовых оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 17.07.2020 и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2020, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что выводы суда о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса сделаны без учета положений статьи 4.5 Кодекса. Нарушения могли быть допущены в целом в 2017 году, а в 2018 году могли отсутствовать. Нарушения допущены обществом за 2017 год, 2018 год и вытекают из заданных параметров, установленных протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции от 30.03.2017 N 6860. Ежегодный отчет предоставляется до 15 февраля года следующего за истекшим. Управление не доказало, что обществом не предоставлены ежеквартальные отчеты за 2018 год. Следовательно, управление в силу того, что общество сдало ежеквартальную отчетность, должно было установить нарушения не позднее истечения 1 года за датой, когда обществом был представлен ежеквартальный отчет недропользователей. Невыполнение условий лицензионного соглашения и отсутствие утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения не образует состав правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании письма Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия от 12.04.2019 N 63/5003, мотивированного представления о назначении внеплановой проверки от 20.05.2019 Управление Росприроднадзора по Республике Калмыкия 20.05.2019 издало приказ о проведении внеплановой выездной проверки общества в период с 03 июня по 01 июля 2019 года. Названный приказ согласован прокуратурой Республики Калмыкия 21.05.2019.
Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 23.05.2019, а также копия приказа о проведении проверки от 20.05.2019 N 110, Управление Росприроднадзора по Республике Калмыкия направило почтовой корреспонденцией по юридическому адресу общества. Названные документы получены обществом 03.06.2019.
Управление Росприроднадзора по Республике Калмыкия направило телеграмму в адрес общества от 30.05.2019 N 102/1270 о том, что с 14 часов 00 минут с 03.06.2019 по 01.07.2019 будет проводиться внеплановая выездная проверка общества. Телеграмма не доставлена по причине недопуска почтальона на территорию общества.
В соответствии с приказом Минприроды России от 03.06.2019 N 342, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.06.2019 N 292, Управление Росприроднадзора по Республике Калмыкия реорганизовано в форме присоединения к Департаменту Росприроднадзора по Южному федеральному округу и создано управление.
Внеплановая выездная проверка общества не проведена управлением по причине отсутствия руководителя и иных уполномоченных представителей общества. Управление пришло к выводу о том, что общество уклонилось от проведения проверки.
Управлением 01.07.2019 составлен акт о невозможности проведения проверки общества N В-19/06-2019.
Управлением 30.09.2019 издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки общества N 221 в период с 05 ноября по 02 декабря 2019 года. Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 02.10.2019 N 102/2348, а также копия приказа о проведении проверки от 30.09.2019 N 221 управлением направлены почтовой корреспонденцией в адрес общества. Уведомление о проведении проверки вручено представителю общества 04.10.2019, что подтверждается почтовым уведомлением.
При проведении внеплановой выездной проверки общества управление установило, что пользование недрами Комсомольского участка осуществляется с нарушением условий лицензии ЭЛИ 00379 НЭ и действующего проектного документа Дополнения к технологической схеме разработки Комсомольского нефтяного месторождения, а именно:
- добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-73%);
- ввод в эксплуатацию неработающих (ликвидированных) скважин N 7 и N 9 не осуществлен;
- оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствие замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования. Проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения;
- научное изучение и сопровождение разработки Комсомольского месторождения не проводится;
- утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти и попутного нефтяного газа Комсомольского месторождения не представлен;
- утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен;
- документы из перечня первичной документации (журналы замеров продукции скважин; суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин; результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры); акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях не представлены.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 04.12.2019 N В-28/11-2019.
В связи с выявленными нарушениями управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 16.12.2019 N В-28.1/11-2019 и вынесло постановление от 23.12.2019 N В-28.1/11-2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объективной стороной указанного административного правонарушения является пользование недрами с нарушением условий лицензии.
Таким образом, для квалификации правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса необходимо наличие одновременно двух условий - непосредственно пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Суды правильно применили статьи 2, 6, 11, 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), установили, что исходя из буквального содержания приведенных норм, привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса, возможно только при условии непосредственного пользования недрами (осуществление каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах).
Судебные инстанции учли, что общество является пользователем недр по лицензии ЭЛИ 00379 НЭ. Наименование участка недр предоставленного в пользование - Комсомольский. Вид пользования недрами - для разведки и добычи полезных ископаемых. Наименование основных видов полезных ископаемых, содержащихся в пределах предоставленного участка недр, - углеводородное сырье. Участок недр расположен в Черноземельском районе Республики Калмыкия. Лицензия зарегистрирована Управлением по недропользованию по Республике Калмыкия (Калмнедра) 28.03.2014 за N 115. В бланк лицензии на пользование недрами ЭЛИ 00379 НЭ внесены изменения, которые зарегистрированы Отделом геологии и лицензирования по Республике Калмыкия Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу 16.06.2016 за N 108. Дата окончания действия лицензии 25 декабря 2035 года.
Соблюдение условий пользования недрами установлены в приложении N 1 к лицензии ЭЛИ 00379 НЭ.
В соответствии с пунктами 4.3, 7, 10 условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00379 НЭ уровень добычи минерального сырья, сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения; пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Суды установили, что разработка Комсомольского участка недр осуществляется в соответствии с дополнением к технологическому проекту разработки Комсомольского нефтяного месторождения (далее - Проект), выполненный в 2017 году ООО "СибГеоПроект". На данный проект имеется протокол заседания Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 08.06.2017 N 6887 и заключение Минэнерго России от 30.05.2017 N 05-775. Дополнение к технологическому проекту разработки Комсомольского нефтяного месторождения согласовано по авторскому суммарному варианту, включающему варианты 2 по объектам К1а, J2la и J2la]+ J2la2.
Суды учли, что статья 12 Закона о недрах закрепляет, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в числе прочего сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу). Тем самым, указанное условие отнесено к существенным (указано, что лицензия также может дополняться и иными условиями, не противоречащими данному Закону).
Статья 20 Закона о недрах закрепляет, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случаях: нарушения пользователем недр существенных условий лицензии и если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, пользование недрами Комсомольского участка недр осуществляется обществом с отклонениями от действующего проектного документа и с нарушениями условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00379 НЭ, а именно:
- добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-73%) - из 4 скважин по плану добыча ведется только из 1 скважины;
- ввод в эксплуатацию неработающих (ликвидированных) скважин N 7 и N 9 не осуществлен;
- оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствие замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования. Проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения;
- научное изучение и сопровождение разработки Комсомольского месторождения не проводится;
- утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти и попутного нефтяного газа Комсомольского месторождения не представлен;
- утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен;
- документы из перечня первичной документации (журналы замеров продукции скважин; суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин; результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры); акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях не представлены.
На основании изложенного судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что обществом не выполнены условия пользования недрами, предусмотренные лицензией ЭЛИ 00379 HP в части уровня добычи минерального сырья и сроков выхода на проектную мощность, определенных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых в соответствии с Законом о недрах.
Выявленное нарушение образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса.
Как указано в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении, факт совершения указанного административного правонарушения и вина в его совершении подтверждаются материалами дела, в том числе:
1. Актом проверки от 04.12.2019 N В-28/11-2019.
2. Копией лицензии ЭЛИ 00379 HP с приложением.
3. Дополнением к технологическому проекту разработки Комсомольского нефтяного месторождения.
4. Копией протокола заседания Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 08.06.2017 N 6887.
5. Копией заключения Минэнерго России от 30.05.2017 N 05-775.
6. Копиями отчетов о работе добывающих скважин за 2018 года и 10 месяцев 2019 года.
7. Копиями справок о состоянии фонда скважин за 2018 год и 10 месяцев 2019 года.
8. Копиями сведений о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья по форме федерального статистического наблюдения N 1-ЛС за 2018 год.
9. Копией отчета по геологическому изучению недр, разработке месторождений углеводородного сырья на лицензионных площадях и месторождениях за 2018 год.
10. Уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 04.12.2019 N 03-06/1298.
11. Почтовым уведомлением о вручении заказного письма (вход. N 3979 от 13.12.2019).
12. Протоколом об административном правонарушении от 16.12.2019 N В-28.1/11-2019.
Таким образом, является правомерным вывод судебных инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса, так как общество пользовалось недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению заявителем требований действующего законодательства в области осуществляемой деятельности, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Признавая несостоятельным довод общества об отсутствии в материалах дела ссылок на нарушение проекта разработки Комсомольского нефтяного месторождения и условий пользования недрами ЭЛИ 00379 НЭ суды установили, что данное обстоятельство опровергается постановлением о назначении административного наказания, в котором имеются ссылки, как на нарушение проекта, так и на условия пользования недрами.
Суды правомерно указали, что несоответствие годовой добычи за 2018 год проектному показателю и превышение допустимого отклонения фактической годовой добычи от проектной, не введение в эксплуатацию неработающих (ликвидированных) скважин N 7 и N 9, не соответствие системы сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти проектной системе разработки месторождения является нарушением проекта разработки Комсомольского участка недр и условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00379 НЭ.
Суды пришли к выводу о наличии доказательств наличия состава административного правонарушения, оформленных в соответствии с требованиями законодательства, надлежащим должностным лицом и отвечающих требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2. Кодекса.
Суды проверили и отклонили доводы общества об отсутствии в мотивированном представлении информации об угрозе причинения вреда окружающей среде. Судебные инстанции установили, что по итогам анализа информации Управления ФСБ России по Республике Калмыкия и документов, находящихся в распоряжении управления, последним составлено мотивированное заключение от 20.05.2019 с выводом о наличии угрозы причинения вреда окружающей среде.
Суды указали, что мотивированное представление о назначении внеплановой проверки от 20.05.2019, копия приказа на проведение внеплановой проверки от 20.05.2019 N 110 и другие документы направлены в прокуратуру Республики Калмыкия для согласования, что подтверждается заявлением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 20.05.2019 N 09-2/1130.
Решением прокуратуры Республики Калмыкия от 21.05.2019 внеплановая выездная проверка согласована.
Мотивированное представление имеется в приложениях к акту о невозможности проведения проверки от 01.07.2019 N В-19/06-2019 и к акту внеплановой выездной проверки от 04.12.2019 N В-28/11-2019, а также в материалах дела N В-28.2/11-2019.
Кроме этого, при проведении проверки установлен факт причинения вреда окружающей среде (почвам) - при эксплуатации производственного объекта Северо-Комсомольского нефтяного месторождения допущены факты загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель.
Данные правонарушения подтверждаются протоколом измерений почвы Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Астраханской области от 19.11.2019 N 733 гк и экспертным заключением от 20.11.2019 N 742 эксперта Федоровой И.В.
В соответствии с пунктом 14.9 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, пользователь недр обеспечивает достоверность данных учета добычи УВС и воды, а также закачки рабочих агентов.
Установлено, что на участках недр учет добытой нефти по скважинам в отсутствие замерных устройств и сертифицированного оборудования приводит к не достоверному учету извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых. Первичная документация не ведется. Соответственно уплата налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет производится не в полном объеме, что привело к причинению ущерба государству.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, обществом, как пользователем недр, не соблюдаются основные требования по рациональному использованию и охране недр, а именно:
- обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
- достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
- обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых;
- проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Доказательства обратного общество в материалы дела не представило.
Суды установили соблюдение управлением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проведения внеплановой выездной проверки общества. Выводы судов в этой части обществом не опровергнуты.
Суды установили соблюдение управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности. Наказание назначено обществу в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 7.3 Кодекса.
Суды проверили и отклонили довод общества о том, что на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности срок давности привлечения к административной ответственности истек, и оспариваемое постановление вынесено за пределами срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Такие доводы общества основаны на неправильном применении нормы права. С учетом характера совершенного правонарушения срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса для данной категории дел, с учетом части 2 названной нормы, управлением соблюден.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2015 по делу N 306-АД14-5347 и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N 9199/07.
Суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам не принята судом кассационной инстанции, поскольку по каждому из них суды исходили из конкретных обстоятельств, не совпадающих с обстоятельствами данного дела.
Иные доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по делу N А53-78/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.