г. Краснодар |
|
12 января 2021 г. |
Дело N А20-5939/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Рассказова О.Л. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кондор" (ИНН 0704000720, ОГРН 1020701190575) - Драгунова К.Б. (доверенность от 09.01.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721009680, ОГРН 104070234321), третьих лиц: местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Бакаева Сергея Васильевича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кондор" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020 по делу N А20-5939/2019, установил следующее.
ООО "Кондор" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) о признании незаконными действия управления по приостановлению государственной регистрации права собственности и отказа в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости - водоемы: площадью 16 541 кв. м с кадастровым номером 07:04:6500000:287; площадью 113 772 кв. м с кадастровым номером 07:04:6500000:288; площадью 76 065 кв. м с кадастровым номером 07:04:6500000:291; площадью 193 266 кв. м с кадастровым номером 07:04:6500000:292; площадью 5862 кв. м с кадастровым номером 07:04:6500000:293; площадью 10 664 кв. м с кадастровым номером 07:04:6500000:294, расположенные по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район, с. Благовещенка (далее - водоемы), и возложение на управление обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на водоемы (измененные требования).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.06.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2020, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды не учли, что водоемы приобретены обществом по договору купли-продажи, продавец ликвидирован. Право собственности продавца на водоемы возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Строительство водоемов осуществлялось на предоставленном колхозу в бессрочное пользование земельном участке. Спорные водоемы введены в эксплуатацию в 1980 году.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установили суды, согласно протоколу заседания правления колхоза им. Калинина Прохладненского района (далее - колхоз), 16.12.1968 правлением принято решение: в целях увеличения плодородия почв на Солдачанском участке и увеличения сельхозпродукции построить водо-насосную станцию.
Из протокола от 24.11.1972 следует, что правление колхоза решило обязать бригадиров бригад N 1 и 2 организовать очистку оросительной сети и колодцев.
В соответствии со свидетельством от 01.02.1995 N 2170 о праве бессрочного (постоянного) пользования землей, выданным администрацией района, колхозу предоставлено 5780 га земли, в том числе сельскохозяйственных угодий - 52 315 га (из них 5130 га пашни, 42 га многолетних насаждений, 59 га пастбищ), прочих угодий - 549 га.
В справке Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Прохладненского района от 10.01.1997 указано, что колхозом имени Калинина на 1996 год используются земли, из которых под водой 154 га, в том числе под каналами - 82 га, под водохранилищами и прудами - 67 га.
Согласно справке архивной службы Кабардино-Балкарской Республики от 11.03.2019 в документах колхоза имени Калинина, в протоколах заседаний правления и общих собраний колхозников за 1990 - 1995 отсутствуют сведения об озерах, принадлежащих колхозу.
09 июня 2008 года в государственный кадастр недвижимости внесен земельный участок площадью 440 062 кв. м под кадастровым номером 07:04:6500000:80, расположенный в Прохладненском районе, в границах с. п. Благовещенка, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для использования под озера" (кадастровая выписка от 15.03.2010).
Из выписки протокола от 06.02.2009 N 1 общего собрания ЗАО "Народное предприятие "им. Калинина"" (далее - предприятие), которое согласно сведениям ЕГРЮЛ, является правопреемником колхоза, следует, что общим собранием принято решение продать гидротехнические сооружения - семь водоемов, расположенных на земельном участке площадью 440 062 кв. м с кадастровым номером 07:04:6500000:80, по рыночной стоимости 120 230 рублей (в счет кредиторской задолженности).
В соответствии со справкой предприятия от 17.03.2009 балансовая стоимость названных водоемов, принадлежащих предприятию по состоянию на 01.01.2009, составляет 120 230 рублей, год ввода в эксплуатацию водоемов - 1965 год.
Общим собранием учредителей общества 16.03.2009 принято решение приобрести принадлежащие предприятию водоемы по цене 120 230 рублей.
17 марта 2009 года предприятие и общество заключили договор купли-продажи N 1, по которому предприятие продает обществу водоемы, расположенные в с. Благовещенка Прохладненского района.
В пункте 1.2 договора указано, что водоемы принадлежат продавцу на праве собственности на основании передаточного акта от 06.06.2003, подписанного колхозом и предприятием.
Акт приема передачи водоемов подписан в день заключения договора.
Как следует из кадастровых паспортов, водоемы внесены государственный кадастр недвижимости 18.04.2016 и 17.05.2016 с присвоением кадастровых номеров; год ввода водоемов в эксплуатацию, согласно кадастровым паспортам - 1980.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.2010 по делу N А20-1026/2010 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением суда от 01.03.2012 конкурсное производство в отношении предприятия завершено. Государственная регистрация прекращения деятельности предприятия произведена 25.04.2012.
05 декабря 2013 года Бакаев С.В. и общество заключили договор N 107, по которому Бакаев С.В. передал обществу в субаренду земельный участок с кадастровым номером 07:04:6500000:80, ранее полученный от арендодателя (администрации района) по договору аренды от 20.06.2011 N 320.
Договор субаренды заключен сроком по 19.06.2018.
В целях государственной регистрации своего права собственности на водоемы общество 11.09.2019 обратилось с заявлением в управление.
Уведомлениями от 24.09.2019 управление приостановило государственную регистрацию права собственности общества на водоемы, в связи с отсутствием: сведений в ЕГРН о правообладателе водоемов, заявления о переходе права со стороны продавца (предприятия), договор купли-продажи представлен в единственном экземпляре - копии.
Поскольку обстоятельства, послужившее для приостановления государственной регистрации права собственности на водоемы, указанные в уведомлениях от 24.09.2019, общество не устранило, управление отказало в государственной регистрации прав собственности на водоемы уведомлениями от 24.12.2019.
Общество, полагая, что приостановление и отказ в государственной регистрации права собственности на водоемы не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 14 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, соответствующие требованиям, указанным в статье 18 вышеназванного Закона.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона о регистрации).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о регистрации государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено Законом о регистрации.
Согласно пункту 62 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) при ликвидации продавца - юридического лица, судам необходимо учитывать следующее. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Кодекса. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
Отсутствие государственной регистрации права собственности продавца на недвижимость на дату заключения договора купли-продажи само по себе не влияет на действительность такого договора как основания возникновения соответствующего обязательства. Стороны договора купли-продажи недвижимости вправе обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности к покупателю после оформления данного права за продавцом в установленном законом порядке. При этом право собственности покупателя на объект недвижимости согласно статье 223 Гражданского кодекса возникает с момента его государственной регистрации.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда.
Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.09.2009 N 1395/09.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 6 Закона о регистрации).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
На основании статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли, покрытые поверхностными водами, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом и водным законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором, имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу пунктов 1, 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенного в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 Водного кодекса).
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8 Водного кодекса в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2018 N 301-ЭС18-10194).
Суды установили, что земельный участок, на котором расположены спорные водоемы, относятся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена. Разрешенное использование земельного участка "для использования под озера". Земельный участок находится в аренде у третьего лица.
Доказательств создания и введения в эксплуатацию спорных водоёмов колхозом в 1980 году на предоставленном ему для этих целей земельном участке, заявитель не представил, так как и передачу, колхозом указанных водоемов в собственность предприятия.
Передаточный акт от 06.06.2003, подписанный колхозом и предприятием, на который заявитель ссылается как на доказательства нахождения у продавца спорных водоемов в собственности, в регистрирующий орган и в материалы дела не представлен.
Из представленных заявителем на регистрацию права собственности спорных документов, не следует, что спорные водоемы не имеют гидравлической связи с иными водными объектами, и могут находиться в собственности юридического лица, и не являются федеральной собственностью.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя о том, что строительство водоемов осуществлялось на предоставленном колхозу в бессрочное пользование земельном участке, являются несостоятельными, поскольку земля колхозу предоставлена в 1992 году, из кадастровых паспортов спорных водоемов следует, что ввод их в эксплуатацию - 1980.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают вывода суда и направлены на переоценку доказательств установленных судом апелляционной инстанции и фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020 по делу N А20-5939/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенного в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 Водного кодекса).
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8 Водного кодекса в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2018 N 301-ЭС18-10194)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 января 2021 г. N Ф08-11877/20 по делу N А20-5939/2019