г. Краснодар |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А53-31070/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Комитета по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска (ИНН 6151005594, ОГРН 1026102484000), заявившего о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172), третьих лиц: государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227), Администрации города Новошахтинска (ИНН 6151005266, ОГРН 1026102485034), акционерного общества "РТ-Современные технологии" (ИНН 7730243489, ОГРН 1187746459856), общества с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы" (ИНН 6166100113, ОГРН 1166196081930), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации города Новошахтинска на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по делу N А53-31070/2019 (Ф08-11462/2020), установил следующее.
Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 09.08.2019 N 14716/04.
Определениями суда от 26.08.2019, 15.10.2019, 12.11.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" (далее - предприятие), Администрация города Новошахтинска (далее - администрация), АО "РТ-Современные Технологии", ООО "Водные ресурсы".
Решением суда от 30.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.11.2020, в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы отказано; в удовлетворении заявления отказано; отменены обеспечительные меры, принятые определением суда от 26.08.2019 по данному делу в виде приостановления действия предупреждения по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 09.08.2019 N 14716/04, выданного управлением.
В кассационной жалобе комитет просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, оспариваемое предупреждение не соответствует требованиям статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении); суды не применили положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В отзывах на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения; предприятие просит жалобу удовлетворить.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы АО "РТ-Современные технологии" управление пришло к выводу о наличии в действиях комитета признаков нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившихся в том, что комитет заключил с предприятием договор аренды муниципального имущества (объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, инженерных сооружений, входящих в состав централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения) без проведения публичных процедур, и выдало предупреждение от 09.08.2019 об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства.
Комитет, не согласившись с предупреждением управления в части, касающейся его действий, и ссылаясь на наличие у него оснований для заключения договора аренды с предприятием, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016) судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов, должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
Как установили суды, в состав централизованной системы холодного водоснабжения территории муниципального образования "Город Новошахтинск" входит 54 объекта, находящихся в муниципальной собственности г. Новошахтинска, непосредственно используемые в процессе водоснабжения города (насосные станции, водопроводные сети, магистральный подземный водопровод, распределительная водопроводная сеть, резервуары, отстойники, сооружения очистные водоснабжения и др.) и 13 объектов (3 здания насосных станций, 8 резервуаров, подземный магистральный водопровод, здание мастерских), принадлежащих на праве собственности ООО "Галактика" (г. Ростов-на-Дону).
В отношении объектов централизованной системы водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности заключено концессионное соглашение от 29.09.2016 с ООО "Водные ресурсы" как с единственным участником конкурса на право заключения концессионного соглашения, проведенного 08.07.2016.
Вместе с тем, указанные объекты водоснабжения находились в эксплуатации, а равно в фактическом пользовании и владении ООО "Донская региональная компания" (ООО "ДОНРЕКО") на основании заключенного с ООО "Водные ресурсы" договора аренды.
Решением суда от 26.07.2018 по делу N A53-6101/2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.10.2018, данное концессионное соглашение по иску администрации расторгнуто в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении данного договора (отказ в финансовой поддержке за счет средств государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры" привел к невозможности администрацией исполнять свои обязательства по концессионному соглашению, а именно оплатить часть расходов на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов концессионного соглашения).
В связи с расторгнутым концессионным соглашением досрочно прекращен 05.10.2018 и договор аренды, заключенный ООО "Водные ресурсы" и ООО "ДОНРЕКО".
Предприятие и ООО "Галактика" заключили договор аренды имущества 03.12.2018 N 163/18, по которому собственником ООО "Галактика" во временное владение и пользование арендатору - предприятию передано 13 объектов недвижимого имущества, входящих в систему водоснабжения: (3 здания насосных станций, 8 резервуаров, подземный магистральный водопровод, здание мастерских). На основании заключенного договора аренды предприятие обратилось в администрацию с предложением о заключении договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности сроком на три года на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что объекты водоснабжения, переданные ему ООО "Галактика" в аренду являются, согласно схеме водоснабжения г. Новошахтинска, частью единого технологического комплекса.
Комитет заключил с предприятием договор аренды 06.12.2018 N 19 сроком на 3 года с 01.01.2019 по 01.01.2022, по которому последнему во временное владение и пользование передано муниципальное имущество (54 объекта) для обеспечения водоснабжения на территории города, в том числе все водопроводные сети, принадлежащие муниципальному образованию.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В связи с вышеизложенным, администрация постановлением от 10.12.2018 N 1251 с 01.01.2019 определила предприятие гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории г. Новошахтинска.
Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (далее - объекты водоснабжения и (или) водоотведения), находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды объектов водоснабжения и (или) водоотведения или по концессионным соглашениям, заключенным и соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектом водоснабжения и (или) водоотведения, который введен в эксплуатацию более чем за 5 лет до даты опубликования извещения о проведении конкурса, осуществляется только по концессионным соглашениям, за исключением предоставления указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.
Исключение, предусмотренное статьей 41.1. вышеуказанного закона, установлено в пункте 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции
Как установило управление, согласно представленным документам срок ввода в эксплуатацию объектов водопроводно-канализационного хозяйство значительно превышает пять лет; сведения о наличии намерения передать имущество предприятию на праве хозяйственного ведения в материалах дела отсутствуют; указанные доводы не заявлялись в судах первой и апелляционной инстанциях, не приведены в кассационной жалобе.
Суды исследовали довод о том, что муниципальное имущество правомерно передано комитетом в аренду предприятию без проведения конкурентных процедур на основании части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и отклонили его по следующим основаниям.
3 декабря 2018 года предприятие и ООО "Галактика" заключили договор аренды, по условиям которого общество передало предприятию 11 объектов, которые не являются водопроводными сетями. В состав централизованной системы холодного водоснабжения территории муниципального образования "Город Новошахтинск" входит 54 объекта, находящихся в муниципальной собственности г. Новошахтинска, непосредственно используемые в процессе водоснабжения города (насосные станции, водопроводные сети, магистральный подземный водопровод, распределительная водопроводная сеть, резервуары, отстойники, сооружения очистные водоснабжения и др.). Тот факт, что объекты, принадлежащие на праве собственности ООО "Галактика", соединены с находящейся в муниципальной собственности централизованной системой водоснабжения и водоотведения, не свидетельствует о наличии оснований для заключения с предприятием договора аренды в силу части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, принимая во внимание, что объекты ООО "Галактика" не могут считаться сетями инженерно-технического обеспечения, являются участком находящейся в муниципальной собственности централизованной сети, без получения права на владение и пользование которой осуществлять деятельность по водоснабжению и водоотведению невозможно, а муниципальное имущество может быть передано в аренду без проведения конкурентных процедур только если оно является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения. Основания для иной оценки установленных судами обстоятельств дела у суда кассационной инстанции отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовали исключения, предусмотренные частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о наличии у управления, установившего, что действия комитета по передаче предприятию по договору аренды систем водоснабжения и водоотведения без проведения соответствующих конкурентных процедур содержат признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, оснований для выдачи в адрес департамента оспариваемого предупреждения.
Доводы участвующих в деле лиц были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка. Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по делу N А53-31070/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды исследовали довод о том, что муниципальное имущество правомерно передано комитетом в аренду предприятию без проведения конкурентных процедур на основании части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и отклонили его по следующим основаниям.
3 декабря 2018 года предприятие и ООО "Галактика" заключили договор аренды, по условиям которого общество передало предприятию 11 объектов, которые не являются водопроводными сетями. В состав централизованной системы холодного водоснабжения территории муниципального образования "Город Новошахтинск" входит 54 объекта, находящихся в муниципальной собственности г. Новошахтинска, непосредственно используемые в процессе водоснабжения города (насосные станции, водопроводные сети, магистральный подземный водопровод, распределительная водопроводная сеть, резервуары, отстойники, сооружения очистные водоснабжения и др.). Тот факт, что объекты, принадлежащие на праве собственности ООО "Галактика", соединены с находящейся в муниципальной собственности централизованной системой водоснабжения и водоотведения, не свидетельствует о наличии оснований для заключения с предприятием договора аренды в силу части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, принимая во внимание, что объекты ООО "Галактика" не могут считаться сетями инженерно-технического обеспечения, являются участком находящейся в муниципальной собственности централизованной сети, без получения права на владение и пользование которой осуществлять деятельность по водоснабжению и водоотведению невозможно, а муниципальное имущество может быть передано в аренду без проведения конкурентных процедур только если оно является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения. Основания для иной оценки установленных судами обстоятельств дела у суда кассационной инстанции отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовали исключения, предусмотренные частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о наличии у управления, установившего, что действия комитета по передаче предприятию по договору аренды систем водоснабжения и водоотведения без проведения соответствующих конкурентных процедур содержат признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, оснований для выдачи в адрес департамента оспариваемого предупреждения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 января 2021 г. N Ф08-11462/20 по делу N А53-31070/2019