г. Краснодар |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А53-1166/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Администрации Октябрьского района Ростовской области (ИНН 6125011930, ОГРН 1026101413150), заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "ДонСтрой" (ИНН 6161084387, ОГРН 1186196014510), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 73 (ИНН 6125018269, ОГРН 1026101413744), направивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, извещенных о месте и времени судебного разбирательство (уведомления 01141 5, 01143 9, 01142 2, извещение о вручении телеграмм, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДонСтрой" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 по делу N А53-1166/2020, установил следующее.
Администрация Октябрьского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области к ООО ДонСтрой" (далее - общество) с иском о взыскании 1 760 тыс. рублей.
Определением от 24.01.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 73 (далее - школа).
Решением суда от 19.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.09.2020, с общества в пользу администрации взыскано 1 760 тыс. рублей.
Судебные акты мотивированы нарушением обществом (подрядчиком) сроков работ по строительству начальной школы, что влечет применение к нему ответственности в виде убытков за оплату администрацией штрафа в областной бюджет за неосвоение субсидии.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, просит отменить судебные акты, отказать в удовлетворении иска. Ссылается на неполное выяснение обстоятельств. Суд не проверил довод об отсутствии вины подрядчика в просрочке исполнения контракта. Несвоевременное исполнение работ допустила школа, заказчик не содействовал подрядчику в устранении недочетов в проектной документации. Наличие причинно-следственной связи между наступившими последствиями и действиями ответчика не доказано. Закон не предусматривает взыскание штрафа за неосвоение субсидии. Администрация уплатила в областной бюджет 2 500 100 рублей не в качестве штрафа, а возвратила неизрасходованную субсидию. Истец нарушил досудебный порядок урегулирования спора. Претензию от 04.12.2019 ответчик не получал, она направлена по адресу, указанному в контракте от 15.08.2018 N 3950. Администрация не является стороной контракта, поэтому почтовые отправления следует направлять по юридическому адресу ответчика, сведения о котором находятся в свободном доступе в выписке из ЕГРЮЛ на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Дополнительным соглашением от 21.05.2019 N 6 в контракт внесены изменения в части юридического адреса подрядчика.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 29.01.2018 администрация и Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключили соглашение N 40 о предоставлении из областного бюджета в 2018 - 2019 годах Октябрьскому району Ростовской области субсидии на реконструкцию объектов образования муниципальной собственности (далее - соглашение N 40).
Объем субсидии на строительство и реконструкцию объектов образования муниципальной собственности утверждается Областным законом Ростовской области от 21.12.2017 N 1303-ЗС "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", и для муниципального образования "Октябрьский район" на 2018 год он составил 225 551 200 рублей.
После утверждения областного бюджета муниципальное образование "Октябрьский район" решением Собрания депутатов Октябрьского района от 25.12.2017 N 123 "О бюджете Октябрьского района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" утвержден бюджет района, предусмотрено выделение субсидии в доходную часть (225 551 200 рублей (суммарно три объекта реконструкция МБОУ СОШ N 72 - 123 891 900 рублей, реконструкция объекта незавершенного строительства школа - детский сад в хуторе Яново-Грушевский - 66 457 300 рублей и строительство здания начальной школы на 200 мест на территории школы - 66 457 300 рублей)). Также предусмотрено софинансирование субсидии из местного бюджета для школы, объем средств на 2018 год составил 1 658 900 рублей.
Постановлением администрации от 30.12.2016 N 826 утвержден порядок определения объема и условий предоставления из бюджета Октябрьского района субсидий на иные цели муниципальным бюджетным учреждениям и муниципальным автономным учреждениям Октябрьского района.
При исполнении соглашения N 40 отдел образования администрации заключил соглашение от 29.12.2017 о предоставлении школе субсидии на иные цели. К соглашению от 29.12.2017 заключены дополнительные соглашения N 1 - 9, уточняющие направления расходования средств субсидии и максимальные лимиты денежных обязательств, в том числе и субсидия на строительство здания начальной школы на 200 мест на территории школы.
Постановлением администрации от 21.01.2015 N 16 школа наделена полномочиями муниципального заказчика, выступающего от имени муниципального образования "Октябрьский район".
Таким образом, названными актами определены лимиты ассигнований, предусмотренных на 2018 год в областном и местном бюджете, на строительство спорного объекта, а администрация передала школе полномочия муниципального заказчика для заключения муниципального контракта.
По результатам проведения электронного аукциона 15.08.2018 между школой (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен контракт N 3950 на строительство здания начальной школы на 200 мест на территории школы станицы Кривянская по улице Кирпичной дом 1.
Пунктом 1.2 раздела 1 (предмет контракта) подрядчик обязался качественно, в установленные контрактом сроки и цены выполнить работы по объекту "Строительство здания начальной школы на 200 мест на территории школы станицы Кривянская улица Кирпичная дом 1" в соответствии с объемом и требованиями, установленными сметной документацией, а также сводным сметным расчетом и показателями, предлагаемыми к использованию при выполнении работ товаров (приложение N 1 к контракту) и сдать результат заказчику, а заказчик обязался принять результат надлежащим образом выполненных услуг и оплатить их.
Пунктом 3.1 раздела 3 сроком выполнения работ указано их выполнение по графикам производства работ, являющимся приложением N 2 к контракту, и с момента подписания контракта до 01.12.2019. Пунктом 2.1 раздела 2 цена контракта определена стоимостью работ, подлежащих выполнению, в соответствии со сметной документацией (приложение N 1 к контракту), и составляет 117 284 300 рублей без НДС.
Финансирование по муниципальному контракту N 3950 производилось за счет средств областного бюджета и бюджета Октябрьского района следующим образом:
- согласно пункту 2.5 контракта N 3950 расчеты осуществляются в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год путем перечисления денежных средств подрядчику в безналичной форме платежными поручениями на расчетный счет подрядчика по факту выполнения работ, предусмотренных сметной документацией, на основании предоставленного подрядчиком счета, счета-фактуры (если предусмотрен НДС), акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Расчеты производятся после выполнения работ путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (акта о приемке выполненных работ по форме КС-2);
- после подписания форм КС-2 и КС-3 сторонами отдел образования администрации в соответствии с пунктом 23 постановления Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 834 "О порядке расходования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам" (далее - Постановление N 834) направляет необходимые документы по системе электронного документооборота и делопроизводства Правительства Ростовской области "Дело" в Минстрой Ростовской области;
- Минстрой Ростовской области после проверки документов перечисляет денежные средства на единый счет бюджета муниципального образования "Октябрьский район" на лицевой счет администратора доходов, а именно - счет отдела образования администрации по коду администратора дохода 907 (код указан в соглашении N 40 в реквизитах сторон) - то есть как целевые денежные средства (платежные поручения за 2018 год: от 19.11.2018 N 688015, 19.11.2018 N 688012, 20.11.2018 N 640417, 29.11.2018 N 726869, 07.12.2018 N 752741, 12.12.2018 N 767524, 21.12.2018 N 803922, 25.12.2018 N 819422);
- отдел образования направляет заявку на перечисление денежных средств на счет школы в финансово-экономическое управление администрации, которое по приказу от 30.12.2015 N 55 является главным администратором источников финансирования дефицита бюджета Октябрьского района.;
- финансово-экономическое управление администрации на основании приказа от 12.02.2014 N 6 "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Октябрьского района и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Октябрьского района" после проверки направляет в Управление федерального казначейства по Ростовской области заявки на кассовый расход по расходам за счет целевых федеральных и областных средств, а также за счет средств бюджета Октябрьского района, сформированные строго в соответствии с заявками, прошедшими процедуру санкционирования.
Субсидия, поступившая из областного бюджета в течение 2018 года, перечислена на счет школы (платежные поручения от 22.11.2018 N 446088, 22.11.2018 N 446087, 22.11.2018 N 453899, 04.12.2018 N 777525, 12.12.2018 N 17968, 14.12.2018 N 281084, 25.12.2018 N 684300, 27.12.2018 N 859670).
Субсидия из бюджета Октябрьского района в течение 2018 года перечислена на счет школы (платежные поручения от 26.10.2018 N 743052, 30.10.2018 N 743025, 20.11.2018 N 349590, 22.11.2018 N 453862, 05.12.2018 N 824534, 11.12.2018 N 138190, 20.12.2018 N 478986, 25.12.2018 N 666099).
Данные денежные средства переведены подрядчику отдельными платежными поручениями по областному бюджету и бюджету Октябрьского района. В материалы дела представлен сводный реестр платежей и платежные поручения перевода денежных средств от школы подрядчику.
В соответствии пунктом 23 постановления N 834 главные распорядители средств областного бюджета обеспечивают соблюдение администрациями муниципальных образований условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидий на основании представленных ими заверенных копий:
- договоров (изменений к договорам) или муниципальных контрактов (изменений к муниципальным контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
- накладных, и (или) актов приемки-передачи, и (или) счетов-фактур (при поставке товаров);
- актов выполненных работ (услуг), и (или) счетов, и (или) счетов-фактур, справок о стоимости работ (при выполнении работ, оказании услуг).
Администрации муниципальных образований согласовывают указанные в настоящем пункте копии документов с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований, после чего представляют их главным распорядителям средств областного бюджета в электронном виде с использованием системы электронного документооборота и делопроизводства Правительства Ростовской области "Дело" и средств электронной подписи.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов осуществляется главными распорядителями средств областного бюджета только после проверки указанных в настоящем пункте копий документов на предмет обоснованности возникновения денежных обязательств.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество нарушило сроки выполнения работ по контракту. Величина неисполненных подрядчиком обязательств за август 2018 года - декабрь 2018 года составила 35 502 527 рублей 09 копеек.
Контракт расторгнут из-за существенных нарушений его условий обществом. Общество в порядке статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) включено в реестр недобросовестных поставщиков.
За нарушение обязательств по соглашению о предоставлении субсидии в 2018 году (нарушение графика выполнения работ по объекту "Строительство здания начальной школы на 200 мест на территории школы станицы Кривянская улица Кирпичная дом 1" администрацией (собственником и учредителем школы) по пункту 20 Приложения N 1 к постановлению N 834, требованию Министерства Финансов Ростовской области от 31.10.2019 N 9Э-9.1.22/5243 перечислено в областной бюджет 1 760 100 рублей штрафа.
В досудебном порядке урегулирования спора 04.12.2019 администрация направила обществу досудебную претензию (от 04.12.2019 исх. N 89.05/301/1), которая осталась без ответа.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (статья 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса.
Ответственность в форме убытков подлежит применению при условии представления истцом доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком принятых по договору обязательств, наличии причинной связи между фактом причинения убытков и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также подтверждающих размер убытков.
Исходя из статьи 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, что, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение.
Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков. Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса).
Исходя из положений части 2 статьи 15 Гражданского кодекса, правовых позиций, изложенных в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" под убытками понимаются не только расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело, но и расходы, которые такое лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Суд согласился с наличием у администрации такого основания возникновения убытков, как неосвоение субсидии из-за невыполнения обществом работ по контракту, что в силу пункта 5.3 соглашения N 40 и пунктов 15 - 18 постановления N 834 повлекло взыскание с администрации 1 760 100 рублей штрафа в областной бюджет за недостижение значения показателей результативности использования субсидии и несоблюдение графика работ.
Правовая природа анализируемых правоотношений сторон по контракту квалифицируется как отношения, регулируемые нормами Гражданского кодекса о подряде (глава 37 Гражданского кодекса), а также подлежит регулированию в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
В силу статей 702, 711 Гражданского кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить работы в порядке, предусмотренном договором.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (пункт 1 статьи 708 Гражданского кодекса).
Суд счел доказанным, что общество допустило несвоевременное исполнение обязательств по контракту, что свидетельствует о наличии его вины как подрядчика.
По смыслу пункта 1 статьи 719 Гражданского кодекса подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. В силу пункта 1 статьи 716 Кодекса подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 Гражданского кодекса, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии - разумного срока для ответа на предупреждение, или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства (пункт 2 статьи 716 Кодекса).
Таким образом, подрядчик, установив наличие обстоятельств, не зависящих от него, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок (увеличивают срок выполнения работ), был обязан предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу.
Суд установил, что муниципальный заказчик (школа) 18.01.2019, 27.12.2019 направляло обществу претензионные письма о нарушении им условий контракта. Ответы на претензии заказчиком не получены.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2019 по делу N А53-39118/2019 обществу отказано в обязании школы заключить дополнительное соглашение к контракту от 15.08.2019 N 3950 о продлении сроков выполнения работ. При рассмотрении этого дела отмечено, что доказательства того, что заказчиком существенно нарушены условия контракта или имело место существенное изменение обстоятельств, не представлены, необходимость уточнения порядка выполнения части работ к таковым не относится. При этом само общество требования об уточнении работ направило в школу только через 10 месяцев (19.06.2019, 01.07.2019,18.07.2019, 26.09.2019, 23.10.2019) со дня заключения контракта и за полгода да окончания срока выполнения работ.
Таким образом, являясь профессиональным участником рынка по строительству объектов недвижимости, при участии в закупочных процедурах и начале выполнения работ общество имело право реализовать права, предусмотренные статьями 716 - 719 Гражданского кодекса, доказательств обратного не представлено.
Кроме того, контрактом предусмотрен график производства работ и размеры денежных средств, подлежащих освоению.
Проверяя доводы общества об отсутствии в 2018 году фактов просрочки выполнения работ из-за отсутствия в контракте этапов выполнения работ, суд отметил, что пунктом 3.1. раздела 3 контракта установлены сроки выполнения работ - все работы должны выполняться по графику производства работ, являющемуся приложением N 2 к контракту.
Невыполнение принятых на себя обязательств по контракту ответчиком с августа 2018 года по декабрь 2020 года подтверждается выполненными по актам КС-2, КС-3 и оплаченными работами общей стоимостью 18 113 172 рубля 91 копейка.
Нарушение сроков выполнения работ подтверждается письмом Министерства финансов Ростовской области от 31.10.2019 N 93-9.1.2.2/5243, письмами Министерства строительства РО от 02.09.2019 N 26/4038, от 15.06.2020 N 26.4.1/146, которые направлялись после мониторинга Министерства строительства Ростовской области летом 2019 года.
Поскольку общество нарушило сроки выполнения работ по контракту, величина неисполненных подрядчиком обязательств за август 2018 года - декабрь 2018 года составила 35 502 527 рублей 09 копеек, это привело к неосвоению полученной субсидии.
Материалы дела не содержат доказательств о том, что нарушение сроков исполнения обязательств возникло по вине заказчика. Материалами дела доказано, что просрочка исполнения обязательств по контракту произошла по вине подрядчика (общества).
Следовательно, совокупность условий для возмещения убытков (противоправное поведение общества, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по договору), расходы по оплате администрацией штрафных санкций в размере 5% от объема средств, предусмотренных соглашением на год, а также причинно-следственная связь между действиями ответчика и убытками, имеется.
Пунктом 2 постановления N 834 установлено, что целью предоставления субсидий является софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований, в том числе на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, приобретение основных средств в муниципальную собственность, а также иных приоритетных расходных обязательств муниципальных образований, софинансируемых из областного бюджета в рамках государственных программ Ростовской области, выделяемых в соответствии с перечнем субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов местного самоуправления, утверждаемым областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу пункта 8 постановления N 834 условиями предоставления и расходования субсидий являются возврат муниципальными образованиями средств в областной бюджет, в случае если допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, заключенным между главным распорядителем средств областного бюджета и администрацией муниципального образования, в соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 11 Правил.
Пунктом 20 постановления N 834, установлено, что в случае отсутствия оснований для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности главные распорядители средств областного бюджета не позднее 1 сентября 2019 года, начиная с 2020 года и далее в срок до 1 июня года, следующего за отчетным, направляют в администрации муниципальных образований требования о возврате из местного бюджета в областной бюджет объема средств с указанием сумм, подлежащих возврату, и сроков их возврата (требование о возврате).
Согласно пункту 2.5 контракта N 3950 расчеты осуществляются в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, путем перечисления денежных средств подрядчику в безналичной форме платежными поручениями на расчетный счет подрядчика по факту выполнения работ, предусмотренных сметной документацией, на основании предоставленного подрядчиком счета, счет-фактуры (если предусмотрен НДС) акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Расчеты производятся по факту выполнения работ, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (акта о приемке выполненных работ по форме КС-2).
В рассматриваемом случае из-за нарушения условий соглашения о предоставлении субсидии по пункту 5.3 соглашения N 40 и пунктам 15 - 18 Постановления N 834 администрация за недостижение значения показателей результативности использования субсидии и несоблюдение графика работ уплатила в областной бюджет 1 760 100 рублей штрафа (5% от объема средств, предусмотренных соглашением на год).
Довод общества о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора являлся предметом исследования и оценки судебных инстанций и правомерно отклонен как противоречащий материалам дела.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015), если в процессе производства по делу суд установит, что исковое заявление принято с нарушением порядка досудебного урегулирования спора, но из поведения ответчика не усматривается намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор, срок для ответа на претензию на день рассмотрения дела истек, а действия ответчика направлены на необоснованное затягивание разрешения возникшего спора, то есть ответчик злоупотребляет своими процессуальными правами, в таком случае суд вправе рассмотреть спор по существу.
Ссылаясь на неполучение претензии, общество не указывает намерение добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке.
Более того, за весь период рассмотрения спора общество не только не предпринимало действий по мирному его разрешению, но и возражало по существу предъявленных требований. С учетом изложенного оставление иска без рассмотрения привело бы к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон.
Поскольку спорные отношения по спору возникли в связи с предоставлением обществу бюджетных средств на основании соглашения о подряде, имеют гражданско-правовой характер, применение к ним норм гражданского законодательства правомерно (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2006 N 11366/05, определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296)
С учетом изложенного вывод суда о том, что нарушение подрядчиком (обществом) сроков работ по строительству начальной школы является основанием для применения к нему ответственности в виде убытков за уплату администрацией в областной бюджет 1 760 100 рублей штрафа основан на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Основания для переоценки размера убытков и отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 по делу N А53-1166/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015), если в процессе производства по делу суд установит, что исковое заявление принято с нарушением порядка досудебного урегулирования спора, но из поведения ответчика не усматривается намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор, срок для ответа на претензию на день рассмотрения дела истек, а действия ответчика направлены на необоснованное затягивание разрешения возникшего спора, то есть ответчик злоупотребляет своими процессуальными правами, в таком случае суд вправе рассмотреть спор по существу.
...
Поскольку спорные отношения по спору возникли в связи с предоставлением обществу бюджетных средств на основании соглашения о подряде, имеют гражданско-правовой характер, применение к ним норм гражданского законодательства правомерно (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2006 N 11366/05, определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296)"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 января 2021 г. N Ф08-11223/20 по делу N А53-1166/2020