Принимаем на работу иностранца
Правовое положение иностранных граждан регулируется законом и целым рядом нормативных актов. Чтобы принять на работу иностранного гражданина организации потребуется пройти весьма непростую процедуру.
Прием на работу иностранного гражданина является для организаций делом нелегким и хлопотным. Если российская организация решила принять на работу иностранного гражданина, ей необходимо выполнить требования многочисленных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.02 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранных гражданах).
В соответствии со ст.2 Закона об иностранных гражданах иностранным работником признается иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Для использования на территории РФ труда иностранных работников работодателю необходимо получить разрешение:
1) на привлечение и использование иностранных работников;
2) на работу для каждого иностранного работника.
Сразу оговоримся, что разрешение на работу необходимо получать только для тех иностранных граждан, которые временно пребывают на территории Российской Федерации.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Получение иностранным гражданином вида на жительство или разрешения на проживание является основанием для признания такого иностранного гражданина постоянно или временно проживающим на территории РФ.
Согласно п.4 ст.13 Закона об иностранных гражданах не обязаны получать разрешение на работу иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, которые:
- являются сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
- являются работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
- являются журналистами, аккредитованными в РФ;
- обучаются в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняют работы в течение каникул;
- обучаются в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работают в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в этих же образовательных учреждениях;
- приглашены в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования.
Получение работодателем разрешения на привлечение
и использование иностранных работников
В настоящий момент вопросы получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников регулируются указом Президента РФ от 16.12.93 N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (далее - Указ о привлечении иностранных работников), который действует в части, не противоречащей Закону об иностранных гражданах.
Указом о привлечении иностранных работников утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы.
Действия, которые необходимо выполнить работодателю для получения разрешения на использование иностранных работников, можно разделить на несколько этапов.
Этап 1. Обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, с целью получения заключения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранных работников.
Таким федеральным органом в настоящий момент является Департамент федеральной государственной службы занятости населения по субъекту Российской Федерации (территориальный орган Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения).
Этап 2. Получение заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранных работников.
Этап 3. Представление документов в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (его территориальный орган).
Приказом МВД России от 15.05.02 N 445 утверждено Положение о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п.31 Положения Федеральная миграционная служба МВД России организует и осуществляет оформление и выдачу в установленном порядке разрешений работодателям на привлечение и использование иностранных работников.
В соответствии с п.5 Указа о привлечении иностранных работников работодатели представляют в Федеральную миграционную службу МВД России следующие документы:
- заявление;
- заключение соответствующих территориальных органов федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранных работников;
- проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
Этап 4. Получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Согласно Указу о привлечении иностранных работников решение о выдаче разрешений принимается Федеральной миграционной службой МВД России в течение 30 дней со дня подачи работодателем необходимых документов.
В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов.
Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение пяти дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.
Разрешения на привлечение иностранных работников выдаются, как правило, на срок до одного года.
По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.
Разрешение не подлежит передаче другим работодателям, а также привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.
Получение для иностранного работника
разрешения на работу в Российской Федерации
Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.02 N 941 (далее - Положение).
Каждый иностранный работник (кроме иностранных работников, постоянно или временно проживающих в РФ, и иных иностранных работников, указанных в п.4 ст.13 Закона об иностранных гражданах), привлекаемый работодателем для работы на территории РФ, обязан иметь разрешение на работу.
В соответствии с п.9 ст.18 Закона об иностранных гражданах разрешение на работу не может быть выдано иностранному работнику, который:
- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
- финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их или иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
- в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
- представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
- осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
- имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
- неоднократно (два раза и более) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;
- выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
- находится за пределами РФ более шести месяцев;
- является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Вышеназванным Положением предусмотрен следующий поэтапный порядок выдачи иностранным работникам разрешения на работу.
Этап 1. Прием и рассмотрение заявлений.
Заявление о выдаче иностранным работникам разрешения на работу подается работодателем в территориальный орган внутренних дел (например, ГУВД г.Москвы).
В заявлении указываются следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина;
- гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина;
- адрес постоянного места жительства иностранного гражданина;
- период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;
- вид деятельности;
- место работы;
- сведения о работодателе;
- сведения о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (с предъявлением подлинника);
- сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника.
Форма бланка заявления утверждается МВД России.
Вместе с заявлением работодателем должны быть представлены следующие документы:
- цветная фотография иностранного работника (30 х 40 мм);
- копия свидетельства (сертификата) специалиста о признании документа о профессиональном образовании, полученном иностранным работником в иностранном государстве, или об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании (в случае если в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ требуются такие документы).
В случае необходимости работодатель обязан представить вместе с заявлением и иные необходимые документы, например копии специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.10.02 N 754.
При подаче заявления работодатель предъявляет документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), которые должны иметь срок действия не менее 6 месяцев.
Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения иностранным гражданином разрешения на работу, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык.
Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.
Заявление работодателя регистрируется с проставлением на нем регистрационного номера.
Уполномоченное должностное лицо территориального органа внутренних дел выдает заявителю справку о приеме заявления к рассмотрению.
По каждому заявлению принимается отдельное решение.
Срок рассмотрения заявления не может превышать 30 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми и оформленными надлежащим образом документами.
Территориальный орган внутренних дел в 10-дневный срок со дня принятия решения обязан проинформировать в письменной форме заявителя о результатах рассмотрения заявления, а в случае отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу - указать причину отказа.
Основанием для отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу является наличие в заявлении и в представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также установление обстоятельств, перечисленных в п.9 ст.18 Закона.
Этап 2. Выдача разрешения на работу.
Оформление и выдача разрешения на работу, а также его аннулирование осуществляются территориальным органом внутренних дел.
За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешения на работу взимается государственная пошлина.
Размер государственной пошлины установлен Законом РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине":
- за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников - 3000 руб. (за каждого привлекаемого иностранного работника);
- за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину - 1000 руб.
* * *
Согласно ст.18 Закона об иностранных гражданах работодатель, пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, обязан:
- представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ.
Работодатель предоставляет документы в том случае, если он обеспечивает иностранного работника жилым помещением;
- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников.
Срок данного уведомления не установлен Законом об иностранных гражданах. Очевидно, что работодатель обязан уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников только после фактического начала выполнения последними своих трудовых обязанностей на территории РФ;
- содействовать выезду иностранного работника из РФ по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Данная обязанность осуществляется работодателем внесением на специально открываемый счет МВД России средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации. Указанные средства возвращаются работодателю по истечении срока трудового договора с иностранным работником, если средства не были направлены на организацию выезда иностранного работника;
- оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников;
- направлять в МВД России или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора, а также о досрочном расторжении такого договора;
- направлять в МВД РФ или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
Нарушение работодателем правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы влечет административную ответственность по ст.18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа.
Административному штрафу по указанной статье подвергаются также иностранные граждане (лица без гражданства) нарушившие правила привлечения и использования в РФ иностранных работников.
Особенности исчисления и уплаты налога
на доходы физических лиц иностранными работниками
Исчисление и уплата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) производятся в порядке, установленном главой 23 НК РФ.
Налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (ст.207 НК РФ).
Исчисление и удержание из доходов налогоплательщика налога на доходы физических лиц осуществляется налоговыми агентами - российскими организациями, индивидуальными предпринимателями или постоянными представительствами иностранных организаций, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, являющиеся объектом налогообложения.
Для правильного исчисления и уплаты НДФЛ налоговому агенту важно определить налоговый статус иностранного работника, то есть установить, является он налоговым резидентом РФ или нет.
Статус иностранного работника определяет налоговую ставку, по которой будет исчисляться НДФЛ.
Налогообложение доходов резидентов РФ осуществляется по ставке 13%, а лиц, не имеющих такого статуса, - по ставке 30% (ст.224 НК РФ).
Согласно ст.11 НК РФ налоговыми резидентами РФ являются физические лица, которые находятся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Налоговый агент до истечения 183-дневного срока пребывания (подряд или в течение календарного года) иностранного работника на территории РФ не может считать такого работника резидентом РФ.
Методическими рекомендациями о порядке применения главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, установлено, что иностранные граждане считаются налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода, если они:
- временно пребывают на территории РФ;
- зарегистрированы в установленном порядке по месту проживания на территории РФ;
- состоят на 1 января текущего года в трудовых отношениях с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории РФ;
- заключили трудовые договоры, предусматривающие продолжительность работы в РФ в текущем календарном году свыше 183 дней.
Налоговые агенты исчисляют и удерживают из доходов таких иностранных работников НДФЛ по ставке 13%.
НДФЛ по доходам иных иностранных работников исчисляется и удерживается налоговыми агентами по ставке 30% до момента уточнения налогового статуса иностранного работника.
Пример
Иностранный гражданин А прибыл на территорию РФ 25 декабря 2002 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 27 декабря 2002 г. при этом срок действия трудового договора иностранного гражданина А составляет одиннадцать месяцев (с 27 декабря 2002 г. по 27 ноября 2003 г.).
В 2003 г. налоговый агент обязан удерживать из дохода такого иностранного работника НДФЛ по ставке 13%.
Пример
Иностранный гражданин В прибыл на территорию РФ 5 января 2003 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 13 января 2003 г. срок действия трудового договора данного работника с российской организацией составляет один год (с 13 января 2003 г. по 13 января 2004 г.).
Организация обязана удерживать из дохода данного иностранного работника НДФЛ по ставке 30% до истечения 183-дневного срока его пребывания на территории РФ.
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории РФ в текущем календарном году либо на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства).
Подсчет длительности нахождения иностранного работника на территории РФ начинается со следующего дня после его приезда на территорию РФ и заканчивается днем отъезда из РФ (ст.6.1 НК РФ).
По итогам уточнения налогового статуса иностранного работника налоговый агент производит перерасчет налога на доходы физических лиц.
Если иностранный работник - нерезидент РФ по итогам уточнения его налогового статуса становится налоговым резидентом РФ, налоговый агент, являющийся источником доходов такого работника, производит перерасчет налоговой базы по НДФЛ с начала налогового периода. Суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом (в период применения ставки 30%), должны быть зачтены в счет сумм НДФЛ, подлежащих уплате в будущем либо возвращены налогоплательщику налоговым агентом.
Иностранный работник может самостоятельно уточнить свой налоговый статус и обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога (ст.78 НК РФ).
Пример
Иностранный гражданин А прибыл на территорию РФ 25 декабря 2002 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 27 декабря 2002 г. при этом срок действия трудового договора иностранного гражданина А составляет одиннадцать месяцев (с 27 декабря 2002 г. по 27 ноября 2003 г.). Организация удерживала из дохода такого иностранного работника НДФЛ по ставке 13%. Однако 27 марта 2003 г. иностранный гражданин А расторг трудовой договор с организацией и завершил пребывание на территории РФ.
В этом случае организация обязана уточнить налоговый статус иностранного гражданина А. Иностранный гражданин А будет признан нерезидентом РФ. Организация должна произвести перерасчет суммы НДФЛ, исходя из ставки 30%, с начала налогового периода и удержать сумму налога.
В случае невозможности произвести удержание нужно письменно сообщить налоговому органу в течение одного месяца после выезда иностранного гражданина А с территории РФ о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в соответствии с п.5 ст.225 НК РФ.
Пример
Иностранный гражданин в прибыл на территорию РФ 5 января 2003 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 13 января 2003 г. Срок действия трудового договора данного работника с российской организацией составляет один год (с 13 января 2003 г. по 13 января 2004 г.). организация удерживала из дохода данного иностранного работника НДФЛ по ставке 30% до истечения 183-дневного срока пребывания иностранного работника на территории РФ. С 8 июля 2003 г. иностранный гражданин В приобрел статус налогового резидента РФ.
Организации нужно произвести перерасчет суммы НДФЛ, исходя из ставки 13%, с начала налогового периода и возвратить гражданину излишне удержанные суммы налога в соответствии со ст.231 НК РФ.
Единый социальный налог и взносы
в государственные социальные внебюджетные фонды
Действующим налоговым законодательством не предусмотрены какие-либо особенности исчисления и уплаты работодателями единого социального налога (ЕСН) с выплат иностранным работникам. ЕСН с выплат иностранным работникам начисляется в общеустановленном порядке.
Согласно ст.7 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются в том числе проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам.
Таким образом, работодатели обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ только за тех иностранных работников, которые проживают на территории РФ.
Закон об иностранных гражданах предусматривает две формы проживания на территории РФ - постоянное проживание и временное проживание.
Работодатель, принявший на работу иностранного работника, постоянно (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство) или временно (иностранный гражданин, имеющий разрешение на проживание) проживающего на территории РФ, обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование указанных работников.
Временно пребывающие на территории РФ иностранные работники не подпадают под определение иностранных граждан, проживающих на территории РФ, поскольку данные лица не имеют вида на жительство или разрешения на проживание.
В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" данный Закон распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.
Следовательно, обязательные страховые взносы на данный вид страхования уплачиваются работодателями с доходов иностранных работников в общем порядке, т.е. страховые взносы уплачиваются работодателем за всех иностранных работников - как постоянно или временно проживающих, так и временно пребывающих на территории РФ.
И. Михайлов,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 4 (10), октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16