г. Краснодар |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А53-1305/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика - акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890) - Беспалова А.С. (доверенность от 30.12.2019), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Территориальная электросетевая компания" (ИНН 6155077712, ОГРН 1176196042164) и третьего лица - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Донэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2020 по делу N А53-1305/2020, установил следующее.
ООО "Территориальная электросетевая компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Донэнерго" (далее - общество) о взыскании 536 рублей 32 копеек задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в августе и сентябре 2019 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону".
Решением от 08.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.09.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, объем оказанных услуг необоснованно определен с учетом потерь электроэнергии в сетях истца (по принципу "вход в сеть исполнителя"); в момент приема электрической энергии в сеть компании услуга по ее передаче не может считаться исполненной; объем оказанных услуг по передаче электрической энергии должен определяться в точках отпуска (поставки) электроэнергии конечным потребителям и прочим сетевым организациям, то есть на момент исполнения обязательства (исходя из объема полезного отпуска электроэнергии потребителям; по принципу "выход из сети исполнителя"). Заявитель полагает, что при установлении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между сторонами в 2019 году Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ) использовался плановый объем электрической энергии (221 689 кВт/ч), значение которого приближено к объему полезного отпуска электроэнергии конечным потребителям (225 840 кВт/ч).
Компания представила письменный отзыв, в котором просила оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав представителя общества, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, постановлением от 11.09.2018 N 53/1 РСТ для взаиморасчетов между обществом и компанией установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Право законного владения компанией электрооборудованием основано на договоре аренды имущества от 31.01.2018 N 1/04/18 (т. 1, л. д. 12 - 18). Технологическое присоединение электрооборудования компании к сетям общества подтверждено актом об осуществлении технологического присоединения к сетям (т. 1, л. д. 19 - 21).
Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между обществом и компанией на 2019 год установлены постановлением РСТ от 25.12.2018 N 87/6.
Для расчетов между сторонами в 2019 году выбран двухставочный тариф.
В августе и сентябре 2019 года компания оказала обществу услуги по передаче электроэнергии и направила ему соответствующие акты на сумму 82 781 рубль 33 копейки, которые общество не подписало (письма от 11.09.2019 N 303 и от 10.10.2019 N 346).
Ненадлежащее исполнение обществом обязательств по оплате задолженности послужило основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции ответчик погасил задолженность в сумме 82 245 рублей 01 копейки.
После частичной оплаты задолженность ответчика в пользу истца составила 536 рублей 32 копейки.
Разногласия сторон сводятся к способу определения объема оказанных услуг по передаче электрической энергии. Истец произвел расчет задолженности исходя из объема электроэнергии, поступившей в его сеть, суммировав показания прибора учета (прибор учета установлен в ТП 0310 после понижения напряжения) и потери в своих объектах электросетевого хозяйства. Ответчик определил объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в точках отпуска (поставки) электроэнергии конечным потребителям и прочим сетевым организациям (объем полезного отпуска электроэнергии потребителям).
При рассмотрении спора суды руководствовались положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - постановление N 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Исследовав и оценив представленные доказательства с соблюдением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные сторонами доводы и возражения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу пункта 15 Правил N 861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети.
Согласно абзацу 12 пункта 15(1) Правил N 861 (в редакции, относящейся к исковому периоду (август - сентябрь 2019 года); в настоящее время - абзац 14 названного пункта) в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных другой сетевой организацией, определяется в зависимости от применяемого к потребителю услуг варианта цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии. При этом объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем услуг за расчетный период по ставке, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, двухставочной цены (тарифа) определяются в порядке, предусмотренном пунктом 15(1) Правил N 861 для определения такого объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителями электрической энергии (мощности).
В силу абзаца 9 пункта 15(1) Правил N 861 (в редакции, относящейся к исковому периоду) при двухставочном тарифе потребитель электрической энергии оплачивает объем услуг по передаче электрической энергии, равный объему потребления электрической энергии.
Предметом оказываемых обществом услуг является передача принятой в сети электроэнергии потребителям, в интересах которых заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, поэтому при определении фактического объема оказанной услуги, подлежащей оплате, должны учитываться данные об объемах электроэнергии, переданной потребителям.
Согласно Пункту 2 Правил N 861 точкой поставки считается место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Общество заказывает, а компания оказывает услугу по передаче электроэнергии посредством своих объектов электросетевого хозяйства в отношении тех точек, до которых гарантирующим поставщиком заказана обществу услуга по передаче электрической энергии, и, соответственно, истец оказывает услуги по передаче электрической энергии в том объеме, который определяется на выходе из его сети как исполнителя, то есть в точках отпуска потребителям.
Услуга считается оказанной только после совершения смежными сетевыми организациями (компанией и обществом) комплекса действий, результатом которых является передача электроэнергии потребителям.
Владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности (ином правовом титуле) объектах электросетевого хозяйства (статья 26 Закон N 35-ФЗ и пункт 51 Правил N 861).
Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети (пункт 50 Правил N 861).
При этом величина технологического расхода (потерь) электрической энергии учтена регулятором при установлении тарифов (постановление РСТ от 25.12.2018 N 87/6), а объем потерь, превышающий технологические, компенсируется владельцем сети гарантирующему поставщику. Указанный сверхнормативный объем потерь, который может быть связан с ненадлежащим состоянием сетей либо несанкционированным отбором электроэнергии из сетей исполнителя, не может быть квалифицирован как надлежащее оказание услуг по передаче и, соответственно, не подлежит оплате заказчиком.
Включение потерь, возникших в сетях компании, в объем оказанных обществу услуг по передаче электрической энергии, противоречит положениям статьи 26 Закона об электроэнергетике, пунктов 15, 50, 51 Правил недискриминационного доступа, пунктов 2, 4, 129, 130 Основных положений.
Выводы судов о том, что размер платы за оказанные услуги должен определяться исходя из сальдированного перетока, который подлежит установлению на границе сетей сторон, поскольку индивидуальный тариф, установленный для расчетов между смежными сетевыми организациями, определен по входу в сеть компании, опровергаются материалами дела и противоречат нормам, регулирующим отношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии.
По общему правилу, определение объема сальдо-перетока предполагает как прием, так и отдачу в смежных сетях (в частности, реверсный переток электроэнергии) либо суммирование объема переданной электроэнергии в одном направлении посредством чередования сетей, принадлежащих разным сетевым организациям (например, если бы электроэнергия передавалась с использованием последовательно соединенных сетей: сети компании присоединены к сети общества, к этим сетям общества снова присоединены сети компании (иного лица) и так далее).
В рассматриваемом случае передача электроэнергии осуществляется только в одном направлении; для установления объема оказанных услуг по передаче электроэнергии значение имеет объем, доставленный истцом конечному потребителю и, соответственно, потребленный им. Объем электроэнергии, не доставленный конечному потребителю, не подлежит включению в объем оказанных услуг по передаче электрической энергии, подлежащих оплате ответчиком, поскольку услуга по передаче не оказана.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если установленные судами фактические обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, подлежащие применению.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства дела, дополнительного исследования доказательств не требуется, суд кассационной инстанции полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований компании.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным названной статьей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2020 по делу N А53-1305/2020 отменить, в иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Территориальная электросетевая компания" (ИНН 6155077712, ОГРН 1176196042164) в пользу акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890) 6 тыс. рублей госпошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Пункту 2 Правил N 861 точкой поставки считается место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.
...
Владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности (ином правовом титуле) объектах электросетевого хозяйства (статья 26 Закон N 35-ФЗ и пункт 51 Правил N 861).
Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети (пункт 50 Правил N 861).
...
Включение потерь, возникших в сетях компании, в объем оказанных обществу услуг по передаче электрической энергии, противоречит положениям статьи 26 Закона об электроэнергетике, пунктов 15, 50, 51 Правил недискриминационного доступа, пунктов 2, 4, 129, 130 Основных положений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 января 2021 г. N Ф08-10813/20 по делу N А53-1305/2020