г. Краснодар |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А32-35187/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Алексеева Р.А. и Айбатулина К.К., при участии в заседании от истца - открытого акционерного общества "Санаторий "Магадан"" (ИНН 2318001955, ОГРН 1022302787187) - Сперанского В.К. (доверенность от 10.01.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Вода и канализация" (ИНН 2318032696, ОГРН 1062318006926) - Клишева С.Г. (директор) и Карюк Л.А. (доверенность от 12.01.2021), в отсутствие третьего лица - муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Санаторий "Магадан"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 по делу N А32-35187/2018, установил следующее.
ОАО "Санаторий "Магадан"" (далее - санаторий) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Вода и канализация" (далее - общество) о взыскании 5 016 945 рублей 44 копеек долга по оплате услуг по договору от 28.01.2009 N 89/09 на прием сточных вод и загрязняющих веществ (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП "Водоканал" (далее - водоканал).
Решением от 21.08.2020, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 26.10.2020, в иске отказано ввиду отсутствия у ответчика задолженности перед истцом.
В кассационной жалобе санаторий просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды неверно квалифицировали спорные правоотношения и сделали неверный вывод о том, что ответчик не является абонентом по договору о приемке сточных вод. Вывод апелляционного суда о прекращении действия договора от 28.01.2009 N 89/09 с 27.06.2017 не соответствуют статьям 310, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации; в связи с отсутствием нового договора стороны фактически исполняли названный договор. Факт самовольного пользования ответчиком очистных сооружений подтвержден материалами дела. Суды неверно определили спорный период (с 01.01.2048 по 31.07.2018), в течение которого ответчик осуществлял сброс сточных вод. Пользование системой очистки без прибора учета со стороны ответчика началось не позднее 29.12.2017, поэтому требования заявлены с 09.03.2018 (по истечении 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета). Суды ошибочно применили к спорным правоотношениям положения пункта 27 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), поскольку ответчик не исполнил обязанность по установке исправного прибора учета.
В отзыве общество отклонило доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, санаторий (исполнитель) и общество (абонент) заключили договор на прием сточных вод и загрязняющих веществ от 28.01.2009 N 89/09, в соответствии с пунктом 2.1 которого абонент обязался, в том числе производить оплату исполнителю за сброшенные хозяйственно-бытовые сточные воды; иметь приборы учета, установленные на границе балансовой принадлежности, принятые в установленном порядке, опломбированные исполнителем и оформленные соответствующим актом; обеспечить надлежащий учет сбрасываемых сточных вод; обеспечить исправность канализационных устройств, находящихся в пределах границ эксплуатационной ответственности абонента. В силу пункта 3.1 договора фактическое количество сброшенных абонентом сточных вод определяется: при наличии прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности, - по его показаниям, при отсутствии прибора учета - как сумма показаний приборов учета потребителей.
21 сентября 2017 года обществом с участием представителя санатория установлен и введен в эксплуатацию прибор учета сточных вод "ЭТАЛОН-РМ" зав. N 15033.
29 декабря 2017 года при снятии показаний с данного прибора учета санаторием установлен факт отключения обществом разъемов с устройства счетного механизма этого прибора учета.
31 января 2018 года санаторием выявлено отсутствие указанного прибора учета и сброс обществом сточных вод в систему очистных сооружений исполнителя без их учета.
По мнению санатория, общество в одностороннем порядке, без уведомления и без наличия объективных причин в нарушение условий договора и действующих нормативных актов самовольно произвело демонтаж прибора учета сточных вод и до настоящего момента, несмотря на неоднократные требования, прибор учета сточных вод не установило.
Санаторий произвел расчет объема водоотведения за период с 09.03.2018 по 30.06.2018 на основании пункта 24 Правил N 776 по пропускной способности канализационных сетей на общую сумму 5 774 421 рубля 04 копейки.
Наличие у общества неоплаченной задолженности за услуги водоотведения (очистки сточных вод) на сумму 5 016 945 рублей 44 копеек (с учетом частичной оплаты) явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 776 и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), действовавших по 13.08.2013, абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод; субабонент - лицо, названное в понятии "абонент" данных Правил, получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила N 644, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 изменений пункт 67 Правил N 167 признан утратившим силу.
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил N 644, вступивших в силу с 14.08.2013, договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией ВКХ в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации на основании заявки абонента на заключение такого договора, либо предложения о заключении договора от организации ВКХ (гарантирующей организации после выбора такой организации).
В пункте 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определены основные понятия, используемые при регулировании отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, где отражено, что водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
На основании статьи 2 Закона N 416-ФЗ транспортировка воды (сточных вод) - это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей. В пункте 2 Правил N 644 определено понятие "транзитной организации" как организации, эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети и оказывающей услуги по транспортировке воды и сточных вод.
Судами правильно установлено, что схема отношений, сложившаяся между сторонами, является предусмотренной действующим законодательством типичной схемой в сфере водоотведения - отношения между организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией), эксплуатирующей отдельный объект централизованной системы водоотведения - канализационную трубу и организацией водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующей отдельный объект централизованной системы водоотведения - очистные сооружения канализации.
Проанализировав сложившиеся между сторонами правоотношения, суды определили их как смешанные, включающие как отношения по транспортировке, так и по очистке сточных вод.
Суды установили, что санаторий является собственником очистных сооружений и осуществляет услуги только по очистке сточных вод, транспортируемых ответчиком от своих абонентов.
Общество как гарантирующая организация оказывает услуги по приемке у абонентов и дальнейшей транспортировке сточных вод. При этом в целях обеспечения водоотведения общество использует централизованную систему водоотведения, а также отдельные объекты системы водоотведения, находящейся в собственности отдельных организаций ВКХ, путем заключения договоров на оказание услуг с ними. В пос. Лоо очистные сооружения принадлежат санаторию, в связи с этим общество осуществляет только прием и транспортировку сточных вод в пос. Лоо на очистные сооружения санатория.
Владельцем сетей водоотведения на спорный период являлось общество, которое и осуществляло эксплуатацию канализационных сетей и транспортировку сточных вод в пос. Лоо. Таким образом, общество выполняет функции по приему и передаче стоков по канализационным сетям от абонентов до очистных сооружений санатория (то есть транспортировку), где происходит очистка стоков от загрязняющих веществ и дальнейший их сброс.
Поскольку в данном случае общество является не абонентом, а гарантирующей организацией, обеспечивающей водоотведение в пос. Лоо, а санаторий - организацией, эксплуатирующей отдельный объект централизованной системы водоотведения поселка, то отношения сторон регулируются пунктом 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ.
В соответствии со статьей 17 Закона N 416-ФЗ договоры по транспортировке сточных вод заключаются по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013N 645, а договоры по очистке сточных вод заключаются в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что правоотношения между сторонами спора возникли на основании договора N 89/09, заключенного 28.01.2009 на срок до 31.12.2009.
Как следует из материалов дела, каждый год договор фактически пролонгировался до его расторжения 27.06.2017 по заявлению истца, с указанной даты договор на очистку сброшенных сточных вод между сторонами не заключен.
При этом суды установили и сторонами не оспаривается факт оказания услуг по очистке принятых стоков с последующей транспортировкой их до водного объекта, а также отсутствие с 01.01.2018 по 31.07.2018 прибора коммерческого учета отводимых ответчиком на очистные сооружения истца сточных вод канализационных сетей истца.
Вместе с тем между сторонами возник спор относительно методики (способа) определения объема отведенных сточных вод.
Правилами N 776 (раздел IV) предусмотрены расчетные способы определения объема сточных вод применительно как к абоненту (пункты 23 - 26), так и к транзитной организации (пункт 27).
Истец, ссылаясь на самовольное пользование обществом централизованной системой водоотведения с 09.03.2018 по 31.07.2018, рассчитал стоимость оказанных ответчику услуг на основании пункта 24 Правил N 776 в соответствии с Методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утвержденными приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 641/пр.
Ответчик, в свою очередь, полагает необходимым использовать расчетный способ, предусмотренный пунктом 27 указанных Правил, путем суммирования объемов сточных вод, отведенных абонентами общества, а поскольку действующим законодательством обязанность по установке приборов учета сточных вод для наибольшей категории абонентов не установлена, объем отведенных абонентами общества сточных вод рассчитывается на основании пункта 23 Правил N 776 (объем сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III Правил).
Определяя правомерность заявленных объемов отведенных сточных вод, суды учли, что в соответствии с приложением N 2 к постановлению администрации города Сочи от 21.09.2017 N 1590 "О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 19.05.2014 N 899 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город-курорт Сочи" общество в пос. Лоо наделено статусом гарантирующей организации только в отношении услуг по водоотведению.
Гарантирующей организацией по оказанию услуг водоснабжения в пос. Лоо определен водоканал, именно водоканал занимается подъемом воды со всех источников водоснабжения, имеет баланс распределения объема поднятой воды своим абонентам, а также потерь. При этом приемом и отведением в водные объекты поверхностных сточных вод на территории муниципального образования город-курорт Сочи занимается МУП г. Сочи "Водосток" по отдельной сети ливневой канализации.
Суды установили, что расход сброшенных сточных вод абонентами общества в централизованную систему водоотведения общество определяло по показаниям приборов учета холодной воды физических и юридических лиц в пос. Лоо, принятым в эксплуатацию водоканалом. Определение объемов поступившей воды (сброшенных сточных вод) абонентам, не имеющим приборов учета, либо не подающим показания приборов учета, осуществлялось ответчиком в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" - для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, и в соответствии с Правилами N 776 - для юридических лиц. На основании данных расчетов общество передавало санаторию реестры сточных вод, отведенных абонентами общества.
Согласно контррасчету ответчика, произведенному в соответствии с пунктом 27 Правил N 776, стоимость принятых услуг в спорный период времени составила 2 984 463 рубля 57 копеек и оплачена им в полном объеме.
В связи с изложенным суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду отсутствия задолженности ответчика перед истцом. Суды исходили из того, что доказательства самовольного подключения и (или) пользования централизованной системой водоотведения обществом отсутствуют, расчет долга, произведенный истцом на основании пункта 24 Правил N 776 в настоящем случае не может быть применен. Суды констатировали, что общество собственных сточных вод не имеет, а только транспортирует сточные воды конечных потребителей, поэтому при определении объемов водоотведения правомерно применили условия пункта 27 Правил N 776, согласно которому объем сточных вод, переданных ответчиком на очистные сооружения истца, равен объему всего холодного и горячего водоснабжения абонентов ответчика. Приняв контррасчет ответчика, который надлежащими доказательствами истцом не опровергнут, а также произведенные обществом платежи, суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, исследованы судебными инстанциями, получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах, суд округа не находит правовых оснований для иной оценки названных фактических обстоятельств и отмены судебных актов по доводам, приведенным в жалобе, так как они основаны на ином толковании заявителем норм материального права и сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов.
Основания для отмены судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 по делу N А32-35187/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец, ссылаясь на самовольное пользование обществом централизованной системой водоотведения с 09.03.2018 по 31.07.2018, рассчитал стоимость оказанных ответчику услуг на основании пункта 24 Правил N 776 в соответствии с Методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утвержденными приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 641/пр.
...
Суды установили, что расход сброшенных сточных вод абонентами общества в централизованную систему водоотведения общество определяло по показаниям приборов учета холодной воды физических и юридических лиц в пос. Лоо, принятым в эксплуатацию водоканалом. Определение объемов поступившей воды (сброшенных сточных вод) абонентам, не имеющим приборов учета, либо не подающим показания приборов учета, осуществлялось ответчиком в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" - для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, и в соответствии с Правилами N 776 - для юридических лиц. На основании данных расчетов общество передавало санаторию реестры сточных вод, отведенных абонентами общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 января 2021 г. N Ф08-11555/20 по делу N А32-35187/2018