Общий комментарий к Федеральному закону от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
некоторых законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации"
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) была дополнена главой 27 "Налог с продаж". При этом срок действия налога с продаж ограничен 31 декабря 2003 года.
В связи с этим из текста глав НК РФ исключено упоминание об этом налоге. Тем самым решение об отмене с 2004 года взимания на территории Российской Федерации налога с продаж получило окончательное подтверждение.
Вместе с тем Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"" было установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов Российской Федерации налога с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются:
- региональный сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. Ставки этого сбора не могут превышать размера 1% от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, а также следующие местные налоги, предусмотренные п.1 ст.21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации":
- налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
- сбор за право торговли;
- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог уплачивается юридическими и физическими лицами, перепродающими вышеуказанные товары, по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;
- сбор с владельцев собак. Сбор вносится физическими лицами, имеющими в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (МРОТ) в год;
- лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению, сбор вносят в следующих размерах: юридические лица - 50 установленных законом МРОТ в год, физические лица - 25 установленных законом МРОТ в год; при торговле с временных торговых точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие мероприятия, - 1/2 установленного законом МРОТ за каждый день торговли;
- лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
- сбор за выдачу ордера на квартиру. Сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 установленного законом МРОТ в зависимости от общей площади и качества жилья;
- сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносится юридическими и физическими лицами за парковку автомашин в специально оборудованных для этих целей местах в размерах, устанавливаемых представительными органами власти;
- сбор за право использования местной символики. Сбор вносится производителями продукции, на которой использована местная символика (гербы; виды городов, местностей, исторических памятников и прочее), в размере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции;
- сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносится юридическими и физическими лицами, выставляющими своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром;
- сбор за выигрыш на бегах. Сбор вносится лицами, выигравшими в игре на тотализаторе на ипподроме, в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;
- сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;
- сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносится участниками сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки;
- сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносится коммерческими кино- и телеорганизациями, производящими съемки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территории съемок и прочее), в размерах, устанавливаемых представительными органами власти;
- сбор за уборку территорий населенных пунктов. Сбор вносится юридическими и физическими лицами (владельцами строений) в размере, устанавливаемом представительными органами власти;
- сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры). Плательщиками сбора являются юридические и физические лица - собственники вышеуказанных средств и оборудования независимо от места их установки. Ставки сбора и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти.
Таким образом, отмена взимания налога с продаж автоматически предоставляла возможность представительным органам власти устанавливать и вводить в действие все приостановленные на период действия налога с продаж налоги и сборы. Следует отметить, что действующими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах плательщики и элементы обложения некоторыми местными налогами и сборами не определены. При установлении местных налогов органам власти местного самоуправления предложено руководствоваться примерными положениями (рекомендациями) по отдельным видам местных налогов и сборов, утвержденными Комиссией Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам 04.06.1992 N 5.1/693, Минфином России 02.06.1992 N 04-05-20, Госналогслужбой России 02.06.1992 N ИЛ-6-04/176 и письмом Госналогслужбы России от 07.12.1998 N ШС-6-01/856@.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в решениях от 08.10.1997, от 11.11.1997, от 30.01.2001, применительно к налогам субъектов Российской Федерации законно установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами обложения налогами и сборами, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом. Независимо от того, каким является налог: федеральным или региональным, - федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О "По жалобе гражданина Борисова Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 3 и 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год"").
Данная правовая позиция в полной мере распространяется на местные налоги и сборы.
С учетом вышеназванных обстоятельств с 2004 года отменяются не только налоги и сборы, взимание которых прекращалось со дня введения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж, но и дополнительно:
- курортный сбор;
- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. Сбор взимается по ставке, не превышающей 3% от 12 установленных законом МРОТ для физического лица, а для юридического лица - 3% от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом МРОТ.
Сбор за уборку территорий населенных пунктов, предусмотренный подпунктом "х" п.1 ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", утрачивает силу с 1 января 2004 года на основании Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". В 2003 году для юридических лиц сбор установлен в размере, не превышающем 1,5% фонда оплаты труда.
С 2004 года к региональным налогам наряду с налогом на имущество предприятий и транспортным налогом будет отнесен налог на игорный бизнес, порядок исчисления и уплаты которого предусмотрен главой 29 НК РФ.
Перечень местных налогов по существу сокращается до трех налогов: на имущество физических лиц, земельного налога и налога на рекламу.
Читателям журнала следует иметь в виду, что в период осенней сессии Государственной Думой могут быть приняты новые главы НК РФ, регулирующие уплату имущественных налогов, а также глава о государственной пошлине, в которую будут включены отдельные сборы, существующие в настоящее время в качестве самостоятельных платежей.
Основная налоговая ставка по НДС уменьшена до 18%. При этом сохранена действующая в настоящее время пониженная ставка в размере 10%, в частности для продовольственных товаров, товаров для детей, а также ставка 0% для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, и некоторых других операций (ст.164 НК РФ).
В связи с уменьшением налоговой ставки изменена расчетная ставка НДС, применяемая при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса (ст.158 НК РФ).
Из объекта обложения акцизами исключен последний представитель подакцизного минерального сырья - природный газ. По этой причине из текста НК РФ исключено упоминание об этом виде продукции.
С 2004 года акцизами будут облагаться только подакцизные товары.
Произведена ежегодная индексация налоговых ставок по подакцизным товарам. При этом уменьшен размер налоговых ставок, применяемых при реализации алкогольной продукции ее производителями на акцизные склады; одновременно увеличен размер налоговой ставки при реализации алкогольной продукции оптовыми организациями с акцизных складов (п.2 ст.193 НК РФ).
Расширен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. К средствам целевого финансирования отнесены средства, поступившие на формирование фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Вышеуказанные фонды должны иметь форму некоммерческих организаций и быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Кроме того, к средствам целевого финансирования, которые должны быть использованы по целевому назначению, отнесены суммы, получаемые операторами универсального обслуживания из резерва универсального обслуживания. Порядок формирования вышеуказанного резерва установлен новой редакцией Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи".
Уменьшен до 5% размер ставки по налогу на прибыль, исчисляемой для уплаты налога в федеральный бюджет. При этом увеличена с 16 до 17% ставка, по которой производятся отчисления суммы налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации. Вышеуказанная ставка может уменьшаться для отдельных категорий налогоплательщиков законами субъектов Российской Федерации до 13% (в настоящее время - до 12%).
Предусмотренные п.9 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Согласно внесенным поправкам если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но в любом случае утрачивают силу 31 декабря 2003 года.
Отменен фактически утративший силу порядок отнесения расходов по уплате организациями налогов и сборов на финансовые результаты деятельности, содержавшийся в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Изменениями в главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" увеличена ставка налога на добычу полезных ископаемых; установлена специфическая ставка налога при добыче природного газа.
Налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений будет определяться как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со ст.339 НК РФ вплоть до 31 декабря 2006 года.
В 2004 году налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составит 347 руб. за 1 тонну (в настоящее время - 340 руб. за 1 тонну).
Поправки, внесенные в главу 26.2 НК РФ, предоставляют налогоплательщикам, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, право применения упрощенной системы налогообложения в отношении видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход. Вместе с тем главой 26.2 НК РФ установлены ограничения для применения упрощенной системы налогообложения в виде:
- размера доходов от реализации (не более 11 млн руб. по итогам девяти месяцев года, в котором подается заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения);
- численности работников (100 человек);
- стоимости основных средств и материальных активов (100 млн руб.).
Если такие налогоплательщики изъявят желание применять упрощенную систему, то указанные в главе 26.2 НК РФ ограничения должны соблюдаться ими исходя из всех осуществляемых видов деятельности.
Напомним, что переход на упрощенную систему налогообложения предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговый орган специального заявления в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик желает перейти на упрощенную систему.
Иными словами, лицо, желающее перейти на упрощенную систему налогообложения с 2004 года, должно обратиться с заявлением в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) с 1 октября по 30 ноября 2003 года.
Внесено изменение в понятие "розничная торговля", установленное ст.346.27 главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности" с целью распространения действия данного специального налогового режима также и на торговлю, осуществляемую с использованием платежных карт.
Базовая доходность, используемая при расчете единого налога на вмененный доход, умножается на корректирующие коэффициенты. Один из коэффициентов - К1 позволяет учитывать место ведения предпринимательской деятельности. Коэффициент определяется на основе данных Государственного земельного кадастра как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщика к максимальной кадастровой стоимости земли для данного вида деятельности.
По причине незавершения в полном объеме работы по определению кадастровой стоимости земли установлено, что корректирующий коэффициент базовой доходности К1, предусмотренный ст.346.27 и 346.29 НК РФ, в 2003-2004 годах при определении величины базовой доходности не применяется. Кроме того, коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), в 2004, так же как и в 2003 году, будет равен единице.
Объектом налогообложения и налоговой базой при упрощенной системе налогообложения признаются доход (денежное выражение доходов) или доход, уменьшенный на величину расходов (денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов).
Объект налогообложения выбирается налогоплательщиком. Выбранный объект должен быть неизменен в течение срока применения упрощенной системы налогообложения.
Предполагалось, что начиная с 1 января 2005 года для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения на основании главы 26.2 НК РФ, объектом налогообложения будет признаваться доход, уменьшенный на величину расходов.
Вышеуказанное ограничение на выбор объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, отменено.
Согласно внесенным изменениям и дополнениям в бюджетное законодательство все налоговые поступления от применения упрощенной системы налогообложения и от уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будут распределяться органами федерального казначейства в региональные бюджеты за счет отмены 30%-го норматива зачисления в федеральный бюджет. Тем самым предполагается не только частично компенсировать потери бюджетов субъектов Российской Федерации от отмены налога с продаж, но и создать заинтересованность региональных органов власти в развитии малого предпринимательства.
С.В. Разгулин,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1