Криминальное банкротство
Неправомерные действия
Преднамеренное...
и фиктивное
Фактическое "со злым умыслом" банкротство кооперативов, а затем и легальных частных предприятий, которые стали возникать на территории бывшего СССР после 1988 г., обычно подпадало под признаки уголовно наказуемого самоуправства, причинения имущественного вреда путем обмана или злоупотребления доверием, или мошенничества. Однако на практике эти меры против организаторов банкротства почти не применялись. Спустя пять лет после вступления в силу нового УК правоохранительные органы регистрировали уже более пятисот фактов криминальных банкротств ежегодно. За восемь месяцев 2003 года было зарегистрировано 368 криминальных банкротств, что на треть меньше, чем за этот же период прошлого года*(1).
Неправомерные действия
Уголовная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, предусмотренная ст.195 УК РФ, наступает тогда, когда такие действия причинили крупный ущерб. Предметом данного преступления могут быть имущество, имущественные обязательства, документы и иные материальные носители, отражающие сведения об имуществе, бухгалтерские и иные отчетные документы, содержащие информацию об экономической деятельности.
Понятие имущества применительно к рассматриваемому случаю вытекает из ст.128 ГК РФ. Имущественные обязательства (п.1 ст.307 ГК РФ) могут быть предметом данного преступления в том случае, если они закреплены в документах или в иных материальных носителях (например, отражены на магнитном диске ЭВМ). Бухгалтерские и иные отчетные документы, в которых отражена экономическая деятельность, могут являться предметом данного преступления при условии, что они скрыты или уничтожены, или в них внесены сведения, не соответствующие действительности, либо из них исключены сведения, соответствующие действительности, либо названные документы.
Исходя из вышеизложенного, объективная сторона криминального банкротства, ответственность за которое предусмотрена в ч.1 ст.195 УК РФ, может состоять в: 1) сокрытии имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе; 2) передаче имущества в иное владение; 3) отчуждении или уничтожении имущества; 4) сокрытии, уничтожении, фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, взятых в любом сочетании.
Согласно п.2 ст.37 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) " (далее - Закон) должник обязан в своем заявлении сообщить сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными, третейскими судами исковых к нему заявлениях, исполнительных документах, а также об иных документах, предъявленных для списания денежных средств с его счетов в безакцептном порядке; информацию об имеющемся у него имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности; номера своих счетов в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций.
Сокрытие имущественных обязательств или имущества, сведений о последнем, его размере, местонахождении либо иной информации о нем выражается в перемещении имущества в другое место; его утаивании при помощи изменения маркировки; переводе денег на другой счет; сообщении ложных сведений об имуществе, его размере, местонахождении, внесении ложной информации в память ЭВМ, а равно в непредъявлении имеющегося имущества, документов, фиксирующих имущественные обязательства, в несообщении информации об имуществе (например, о его размере или местонахождении).
Передачей имущества в иное владение считается любое действие должника, направленное на уменьшение объема своего имущества, не связанное с его отчуждением, то есть передачей в собственность (временное физическое перемещение имущества от должника к другому лицу, перевод денег по лизингу, заключение иной сделки, направленной на временную передачу этого имущества или временный перевод обязательств на другое лицо, не являющееся законным кредитором по условиям банкротства).
Отчуждением или уничтожением имущества называются деяния, направленные на уменьшение объема имущества должника путем передачи (как фактически, так и юридически) права собственности третьим лицам, не являющимся законными кредиторами по условиям банкротства (продажа, дарение, мена и т.п.).
Под уничтожением имущества понимается утрата последним своих потребительских свойств, отвечающих его основному назначению, когда их восстановление невозможно или требует затрат, равных или превышающих его стоимость.
Последствие в виде крупного ущерба - обязательный признак объективной стороны данного состава преступления. Содержание понятия крупного ущерба применительно к указанному случаю в законе не определено, т.е. подлежит определению судом с учетом всех обстоятельств содеянного (финансового состояния и экономического положения кредитора, соотношения того и другого).
По мнению профессора Л.Д. Гаухмана, ориентиром для определения крупного ущерба может служить норма, закрепленная в п.2 ст.6 Закона.
Согласно последней дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные ст.3 Закона.
Обязательным признаком объективной стороны данного состава преступления является время его совершения - период от момента предвидения банкротства до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом, или об отказе в таком признании, или о прекращении производства по делу, либо определения об утверждении мирового соглашения, в частности с прекращением производства по делу о банкротстве, либо добровольного объявления должника о банкротстве и его ликвидации.
Акцентируем внимание, что моментом предвидения банкротства необходимо считать момент подачи в арбитражный суд должником заявления о признании его банкротом при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст.8 Закона).
Моментом окончания периода банкротства может выступить любой из следующих моментов, связанных с наступлением юридических фактов, предусмотренных в п.1 ст.57 Закона:
восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или в ходе внешнего управления;
заключения мирового соглашения;
признания в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в установленном Законом порядке иных требований кредиторов, соответствующих положениям ст.6 Закона;
отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;
удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства;
завершения конкурсного производства;
в иных предусмотренных Законом случаях.
Следует подчеркнуть, что только в период от момента предвидения до окончания периода банкротства причинение крупного ущерба в результате неправомерных действий при последнем может быть квалифицировано по ч.1 ст.195 УК РФ.
Несомненно, причинение кредитору крупного ущерба за пределами данного периода может рассматриваться (при наличии соответствующих признаков) как самоуправство, нанесение имущественного вреда путем обмана или злоупотребления доверием, мошенничество или как уничтожение или повреждение имущества.
Как видно из ч.1 ст.195 УК РФ, субъектом неправомерных действий при банкротстве может выступать лицо, являющееся руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем, оказавшееся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (ст.2, 3 Закона).
Руководитель должника - это единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности (ст.2 Закона).
Между тем субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме умысла, то есть виновный должен осознавать опасность своих действий, предвидеть неизбежность или возможность нанесения крупного ущерба третьим лицам или самой организации-должнику, и желать или сознательно допускать либо безразлично относиться к этому.
Наиболее суровое наказание за указанное преступление - лишение свободы на срок два года с штрафом в пятьсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за пять месяцев.
В части второй ст.195 УК РФ предусмотрена ответственность за: 1) неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов в ущерб другим и за 2) принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении в ущерб другим кредиторам.
Неправомерность удовлетворения имущественных требований отдельных кредиторов в ущерб другим выражается в нарушении порядка удовлетворения имущественных требований кредиторов, который регламентируется, в частности, ст.134-138, 211 Закона. Обычно эта неправомерность выражается в нарушении очередности и размеров удовлетворения имущественных требований кредиторов, которые прямо установлены или вытекают из названных положений Закона.
Принятие неправомерного удовлетворения имущественных требований кредитором, достоверно знающим об отданном ему в ущерб другим предпочтении несостоятельным должником, выражается в получении им хотя бы части имущества последнего или иного удовлетворения имущественного характера, при условии, что такие действия причинили крупный ущерб другим кредиторам или самому должнику.
Данное преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба как минимум одному кредитору или самому должнику.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.195 УК РФ, является время совершения преступления - период от момента предвидения банкротства до момента завершения конкурсного производства. Согласно п.4 ст.149 Закона конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц.
В равной мере, субъектом преступления, предусмотренного ч.2 ст.195 УК РФ, может быть лицо, являющееся руководителем или собственником организации-должника, либо индивидуальным предпринимателем, либо кредитором. Согласно ст.2 Закона кредиторы - это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Субъективная сторона анализируемого состава преступления характеризуется виной в форме умысла, предполагающего осознание виновным того, что его действия объективно способны причинить ущерб третьим лицам, предвидение неизбежности или возможности его наступления, а также наличие у виновного желания, допущения или безразличного отношения к причиненному крупному ущербу.
Преднамеренное...
Объективная сторона преднамеренного банкротства, ответственность за которое предусмотрена в ст.196 УК РФ, характеризуется любым из двух указанных в данной статье деяний и последствий и причинной связью между ними: создании или увеличении неплатежеспособности.
Понятие "неплатежеспособность" вытекает из определенного в ст.2 Закона понятия "несостоятельность", под которым понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Создание неплатежеспособности - это действия или бездействие, которые привели организацию или индивидуального предпринимателя, ранее платежеспособных, к неплатежеспособности, а увеличение неплатежеспособности - действия или бездействие, приведшие организацию или индивидуального предпринимателя, ставшими неплатежеспособными ранее, к еще большей неплатежеспособности.
Последствием при преднамеренном банкротстве должно быть причинение крупного ущерба или иных тяжких последствий.
Необходимо уточнить, что последствие в виде крупного ущерба по содержанию соответствует аналогичному последствию неправомерных действий при банкротстве. Иные тяжкие последствия в законе прямо не названы и устанавливаются правоприменителем (следователем, судом) относительно произвольно на основе всех фактических обстоятельств, при которых было совершено преступление, и сложившихся традиций правоприменения (в том числе в данном регионе).
К числу тяжких последствий, на наш взгляд, могут относиться массовые увольнения тысяч людей, массовые беспорядки, вынужденный отказ от крупного международного контракта, реальное снижение обороноспособности государства, спровоцированное преднамеренным банкротством, самоубийство кредитора или кредиторов и т.п.
Вышеназванное преступление следует признать оконченным с момента причинения крупного ущерба или наступления иных тяжких последствий.
Важно помнить, что субъектом данного преступления может быть лицо, являющееся руководителем или собственником лишь коммерческой организации либо индивидуальным предпринимателем.
В свою очередь, субъективная сторона преднамеренного банкротства характеризуется виной в форме умысла, конкретизированного наличием мотива личной заинтересованности или заинтересованности иных лиц.
По смыслу закона характер такой заинтересованности может быть любой - корысть, политическая борьба, месть, ревность, зависть и т.п.
Наиболее суровое наказание за преднамеренное банкротство - лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в сто минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за один месяц.
и фиктивное
Фиктивное банкротство является третьей формой криминального банкротства, ответственность за которое предусмотрена ст.197 УК РФ. Названным преступлением согласно указанной статье считается заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности. Заведомо ложным может быть признано лишь официальное объявление о банкротстве, то есть имеющее форму заявления о банкротстве, поданного в арбитражный суд.
Заявление должника в соответствии со ст.37 Закона подается в арбитражный суд в письменной форме.
Оно подписывается руководителем должника - юридического лица или лицом, уполномоченным согласно учредительным документам должника на подачу заявления о признании должника банкротом, либо должником - гражданином. Если такое полномочие прямо предусмотрено в доверенности, то заявление должника может быть подписано его представителем.
Важно, что названное объявление должно быть заведомо ложным для полномочного заявителя.
Его заведомая ложность вытекает из достоверного знания руководителем или собственником коммерческой организации, индивидуальным предпринимателем или иным полномочным заявителем о том, что должник в действительности имеет возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
По содержанию последствие в виде крупного ущерба не отличается от аналогичного последствия преступления неправомерных действий при банкротстве. Данное преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба.
Следует уточнить, что субъектом фиктивного банкротства может быть не только руководитель или собственник коммерческой организации либо индивидуальный предприниматель, но и иной полномочный заявитель, то есть представитель должника, которому в соответствии со ст.37 Закона выдана доверенность для подачи соответствующего заявления.
Кроме того, субъективная сторона фиктивного банкротства характеризуется прямым умыслом, конкретизированным целью введения в заблуждение кредиторов для:
получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей, или получения скидки с долгов, или неуплаты долгов.
Указанная цель выражается в стремлении лжебанкрота создать у кредитора неверное представление об имеющейся у него в действительности возможности удовлетворить требования последнего в полном объеме для того, чтобы получить необоснованные кредитным соглашением или законом льготы. В уголовном законе круг этих льгот ограничен приведенным выше перечнем. Наиболее суровое наказание за фиктивное банкротство идентично наказанию за преднамеренное.
С.В. Максимов,
директора Института правовых и сравнительных исследований
при Ассоциации работников правоохранительных органов РФ, д.ю.н.,
профессор Московского университета МВД РФ
Подготовил Андрей Золотов, зам. главного редактора "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 42, октябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Состояние преступности в России за январь - август 2003 года. М.: Главный информационный центр МВД РФ, 2003. С.16.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru