г. Краснодар |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А32-1429/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителя - акционерного общества "163 бронетанковый ремонтный завод" (ИНН 2340020470, ОГРН 1092340000356), заинтересованных лиц: Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Кущевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, судебного пристава-исполнителя Кущевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Габриеляна Агвана Ивановича, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по делу N А32-1429/2020, установил следующее.
АО "163 бронетанковый ремонтный завод" (далее - завод, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации (далее - служба), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (далее - управление), Кущевскому районному отделу судебных приставов управления (далее - отдел) и судебному приставу-исполнителю отдела Габриеляну А.И. (далее - судебный пристав), в котором просило:
- признать незаконными действия судебного пристава по неоднократному списанию 68 014 рублей 49 копеек исполнительского сбора со специальных счетов завода в общей сумме 204 043 рубля 47 копеек, удержанных в рамках исполнительного производства N 41049/19/23048-ИП, и распределению их на сводное исполнительное производство N 7931/19/23048-СД;
- взыскать с казны Российской Федерации в лице службы 204 043 рубля 47 копеек, неправомерно удержанных в рамках исполнительного производства N 41049/19/23048-ИП и распределенных на сводное исполнительное производство N 7931/19/23048-СД.
Решением от 16.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.09.2020, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что действия судебного пристава по неоднократному списанию со специальных счетов общества одной и той же суммы исполнительского сбора не соответствуют положениям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Счета, на которые обращено взыскание, являются отдельными счетами исполнителя государственного оборонного заказа и имеют ограничения в использовании. В рамках исполнительного производства за счет этих средств может быть удержана только сумма исполнительского сбора, поэтому последующее перераспределение взысканных сумм в счет погашения основного долга по иным исполнительным производствам противоречит положениям Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ).
В кассационной жалобе служба просит отменить постановление апелляционного суда от 29.09.2020. По мнению заявителя, вывод суда о незаконности действий заинтересованного лица сделан при неправильном применении норм материального права и не основан на фактических обстоятельствах дела. Судебный пристав правомерно перераспределил взысканные суммы в счет погашения долга по иным исполнительным производствам. Заявитель не доказал элементный состав убытков.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2018 по делу N А32-8920/2018, принятым в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части, с завода (должник) в пользу АО "НПО "Трансмашсервис"" (взыскатель) взыскано 971 635 рублей 60 копеек долга.
Взыскателю выдан исполнительный лист от 10.07.2018 серии ФС N 019436952. АО "НПО "Трансмашсервис"" направило указанный документ в отдел, на основании которого судебный пристав возбудил исполнительное производство N 45665/18/23048-ИП.
Поскольку общество в добровольном порядке не исполнило требование исполнительного документа, судебный пристав вынес постановление от 20.12.2018 N 23048/18/287143 о взыскании с должника 68 014 рублей 49 копеек исполнительского сбора.
На основании постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав возбудил исполнительное производство от 01.10.2019 N 41049/19/23048-ИП.
18 ноября 2019 года с расчетного счета завода в Краснодарском отделении N 8619 ПАО "Сбербанк России" N 40606810730000000023 дважды списано 68 014 рублей 49 копеек (платежные поручения N 5844691 и 584668) на основании одного и того же исполнительного производства N 41049/19/23048-ИП.
21 ноября 2019 года с расчетного счета общества в филиале ПАО "Банк ВТБ" N 40506810107300000002 дважды списано 68 014 рублей 49 копеек (платежные поручения N 9838 и 59829) на основании одного и того же исполнительного производства N 41049/19/23048-ИП.
Общая сумма списанных денежных средств в рамках взыскания исполнительского сбора составила 272 057 рублей 96 копеек, тогда как сумма исполнительского сбора согласно постановлению N 23048/18/287143 - 68 014 рублей 49 копеек (излишне взысканная сумма - 204 043 рубля 47 копеек).
Должник обратился в отдел с заявлением о разъяснении оснований неоднократного взыскания 68 014 рублей 49 копеек исполнительского сбора и возврате излишне взысканной суммы.
В ответе от 16.12.2019 N 4329 отдел проинформировал общество о том, что излишне взысканная сумма исполнительского сбора возврату не подлежит, так как у завода имеется непогашенная задолженность.
Должник повторно обратился в отдел с запросом о предоставлении документов, на основании которых произведено неоднократное списание исполнительского сбора по постановлению N 23048/18/287143.
31 декабря 2019 года общество получило постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 18.11.2019 N 23048/19/271354 (48059823/23048), N 23048/19/271349 (48059832/23048), N 23048/19/271347 (48059838/23048), N 23048/19/271352 (48059829/23048). Указанные постановления вынесены в рамках исполнительного производства от 01.10.2019 N 41049/19/23048-ИП.
Завод, полагая, что действия (бездействие) судебного пристава нарушают его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно статье 329 Кодекса постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействия) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Основанием для признания недействительным постановления, незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу части 1 статьи 121 Закона N 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
На основании статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно части 1.1 статьи 70 Закона N 229-ФЗ при поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 статьи 69 этого Закона, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму.
Судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по снятию ареста с излишне арестованных банком или иной кредитной организацией денежных средств должника (часть 4 статьи 81 Закона N 229-ФЗ).
В силу статей 3 и 8 Закона N 275-ФЗ головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта открывается отдельный счет.
Согласно пункту 9 статьи 8.4 Закона N 275-ФЗ по отдельному счету не допускается исполнение исполнительных документов, за исключением исполнительных документов, предусматривающих:
а) перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
б) перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда;
в) взыскание денежных средств в доход Российской Федерации.
Такое регулирование согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, обусловлено особым характером отношений, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и необходимостью сохранения ресурсов, выделенных из бюджета на эти цели.
По смыслу взаимосвязанных положений Закона N 275-ФЗ организация, заключившая контракт в рамках государственного оборонного заказа, ограничивается в возможности свободно использовать полученные в связи с этим контрактом бюджетные ресурсы. Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.12.2018 N 303-ЭС 18-10508 по делу N А73-9795/2017.
То есть, за счет средств, находящихся на специальных счетах общества в рамках исполнительного производства могут быть удержаны денежные средства в доход Российской Федерации, а именно - сумма исполнительского сбора.
Суды установили, что денежные средства в размере 272 057 рублей 96 копеек удержаны со специальных счетов должника, открытых в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Судебный пристав взыскал указанные суммы на основании постановления от 20.12.2018 N 23048/18/287143 (о взыскании с должника 68 014 рублей 49 копеек исполнительского сбора) и впоследствии перераспределил их в счет погашения долга по иным исполнительным производствам.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив незаконность действий судебного пристава по неоднократному списанию со специальных счетов должника (для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу) суммы исполнительского сбора и последующее распределение этих средств в счет погашения долга по иным исполнительным документам, что противоречит положениям Закона N 275-ФЗ, учитывая доказанность причинно-следственной связи между действиями заинтересованного лица и причиненными должнику убытками, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по делу N А32-1429/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу взаимосвязанных положений Закона N 275-ФЗ организация, заключившая контракт в рамках государственного оборонного заказа, ограничивается в возможности свободно использовать полученные в связи с этим контрактом бюджетные ресурсы. Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.12.2018 N 303-ЭС 18-10508 по делу N А73-9795/2017.
...
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив незаконность действий судебного пристава по неоднократному списанию со специальных счетов должника (для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу) суммы исполнительского сбора и последующее распределение этих средств в счет погашения долга по иным исполнительным документам, что противоречит положениям Закона N 275-ФЗ, учитывая доказанность причинно-следственной связи между действиями заинтересованного лица и причиненными должнику убытками, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2021 г. N Ф08-11431/20 по делу N А32-1429/2020