г. Краснодар |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А32-5310/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Калите-Кубань" (ИНН 2349033210, ОГРН 1102349000423) - Дрижжи В.А. (доверенность от 07.06.2020), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Федченко О.В. (доверенность от 11.03.2020), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по делу N А32-5310/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Калите-Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Краснодарской таможни (далее - таможня) по отказу во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10309150/130419/0000748 (далее - спорная ДТ), и обязании таможни возвратить обществу 5 777 100 рублей излишне уплаченного НДС.
Решением суда от 09.07.2020 (с учетом исправительного определения от 02.11.2020), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.10.2020, заявленные требования удовлетворены; с таможни в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы отсутствием у общества обязанности по уплате НДС при ввозе собственного товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза в режиме реимпорта.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась таможня с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, сославшись на письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) от 20.09.2019 N 08-31/14316, суды не учли, что данное письмо не содержит информацию о том, что в отношении товара, вывезенного по ДТ N 10309150/150219/0000288, общество уплатило НДС и уплаченный им НДС не возвращен ему в связи с экспортом товара. Иные документы, свидетельствующие об уплате обществом НДС и невозврате его в связи с экспортом товара, в материалы дела не представлены. Письмо инспекции от 20.09.2019 N 08-31/14316 не может быть принято в качестве документа, подтверждающего отсутствие у общества обязанности по уплате НДС в отношении товара, оформленного по спорной ДТ, поскольку правоотношения по таможенной процедуре реимпорта завершены 13.04.2019, а письмо содержит информацию о взаимоотношениях общества с налоговыми органами за период, который заканчивается после помещения товара под таможенную процедуру реимпорта.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании контракта от 17.12.2018 N 1 с фирмой USM "GIDA YATIRIM SAN.VE TIC.LTD.STI." (Турция), а также в соответствии со спецификацией N 3 к контракту от 17.12.2018 N 1 и инвойсом от 14.02.2019 N 03 общество отгрузило нешелушенный рис-сырец (далее - спорный товар), поместив его под процедуру экспорта, и вывезло за пределы единой таможенной территории Евразийского экономического союза по ДТ N 10309150/150219/0000288.
В связи с установленным покупателем несоответствием товара заявленному качеству 13.04.2019 товар возвращен на таможенную территорию Евразийского экономического союза и помещен под процедуру реимпорта по спорной ДТ.
При ввозе товара в режиме реимпорта таможня направила обществу требование о необходимости корректировки сведений, заявленных в графе 47 спорной ДТ, в связи с необходимостью уплаты НДС.
В целях сокращения времени срока выпуска товара, оформленного по спорной ДТ, и минимизации финансовых потерь, сопряженных с хранением товара на складе временного хранения, в ответ на требование таможни общество произвело авансовый таможенный платеж, в т. ч. 5 777 100 рублей НДС, что подтверждено платежным поручением от 08.04.2019 N 154.
15 ноября 2019 года общество обратилось в таможню с заявлением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорной ДТ, в целях исключения из таможенной декларации 5 777 100 рублей излишне уплаченного НДС, приложив к заявлению в т. ч. письмо инспекции от 20.09.2019 N 08-31/14316, согласно которому в уточненной налоговой декларации за II квартал 2019 года общество восстановило 5 581 818 рублей НДС, возмещенного ранее в I квартале 2019 года при экспорте риса-сырца в Турцию по ДТ N 10309150/150219/0000288.
Письмом от 21.12.2019 N 21.4-09/26790 таможня отказала во внесении изменений в сведения, указанные в спорной ДТ.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования общества, правильно применив нормы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.11.2020 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 07.02.2001 N 131 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 1 статьи 235 ТК ЕАЭС таможенная процедура реимпорта -таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 235 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная процедура реимпорта применяется в отношении ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (подпункт 2 пункта 1 статьи 151 Кодекса).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Суды установили, что фактически реализация спорного товара не произошла ввиду неоплаты за товар и официального отказа иностранного контрагента от товара.
При ввозе спорного товара в режиме реимпорта по требованию таможни общество уплатило 5 777 100 рублей НДС, что подтверждено платежным поручением от 08.04.2019 N 154.
Согласно письму инспекции от 20.09.2019 N 08-31/14316 в уточненной налоговой декларации за II квартал 2019 года обществом восстановлено 5 581 818 рублей НДС, возмещенного ранее в I квартале 2019 года по экспорту риса-сырца в Турцию по ДТ N 10309150/150219/0000288.
Факт уплаты обществом 5 777 100 рублей НДС подтвержден документально и таможней не оспорен. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что у общества отсутствует обязанность уплаты 5 777 100 рублей НДС при ввозе собственного товара на территорию Российской Федерации в порядке реимпорта.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы таможни о том, что письмо инспекции от 20.09.2019 N 08-31/14316 не содержит информацию об уплате обществом НДС в отношении товара, оформленного по ДТ N 10309150/150219/0000288, и уплаченные им суммы НДС не были ему возвращены в связи с экспортом товара, а также об отсутствии иных документов, свидетельствующих об уплате обществом НДС, и невозвратом его в связи с экспортом товара, указав, что уплата обществом НДС подтверждена письмом инспекции от 20.09.2019 N 08-31/14316 и налоговыми декларациями по НДС, согласно которым ранее уплаченные обществом суммы НДС не были возвращены обществу в связи с экспортом товара.
Суд апелляционной инстанции отметил, что проверенная налоговым органом налоговая декларация по НДС является документом, подтверждающим обстоятельства, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая инспекция является государственным органом, на который возложена обязанность по контролю за исчислением и уплатой налогов и сборов в Российской Федерации, соответственно инспекция уполномочена подтвердить/опровергнуть факт уплаты налога или его возмещения.
Из письма инспекции от 20.09.2019 N 08-31/14316 следует, что общество возвратило в бюджет Российской Федерации 5 581 818 рублей НДС, ранее возмещенный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что общество документально подтвердило соблюдение всех условий, установленных при помещении спорного товара под таможенную процедуру реимпорта.
Поскольку оспариваемые действия таможни, по сути свидетельствующие о формальном отказе возвратить излишне уплаченную сумму таможенных платежей, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, суды обоснованно удовлетворили требования общества.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы таможни отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2020 (с учетом определения об исправлении описки от 02.11.2020) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по делу N А32-5310/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (подпункт 2 пункта 1 статьи 151 Кодекса).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 января 2021 г. N Ф08-12173/20 по делу N А32-5310/2020
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13084/2021
22.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12173/20
06.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13300/20
09.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5310/20