Постановление Администрации МО Кандалакшский район Мурманской области от 1 ноября 2023 г. N 2153
"Об основных направлениях долговой политики муниципального образования Кандалакшский муниципальный район Мурманской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
В целях эффективного управления муниципальным долгом муниципального образования Кандалакшский муниципальный район, принятия мер по снижению долговой нагрузки и составления проекта бюджета муниципального образования Кандалакшский муниципальный район на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики муниципального образования Кандалакшский муниципальный район на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления).
2. Признать утратившим силу постановление администрации муниципального образования Кандалакшский район от 21.10.2022 N 1925 "Об основных направлениях долговой политики муниципального образования Кандалакшский район на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальном издании органа местного самоуправления "Информационный бюллетень администрации муниципального образования Кандалакшский район" и в сетевом издании НИВА информ (http://nivapaper.ru) и обнародовать путем размещения на официальном сайте администрации муниципального образования Кандалакшский район в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Врио главы администрации муниципального образования |
В.А. Павлова |
Утверждено
постановлением администрации
муниципального образования
Кандалакшский район
от 01.11.2023 N 2153
Основные направления
долговой политики муниципального образования Кандалакшский муниципальный район Мурманской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Долговая политика муниципального образования Кандалакшский муниципальный район Мурманской области (далее - муниципальное образование) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов направлена на:
- обеспечение финансирования дефицита бюджета муниципального образования;
- своевременное и полное исполнение долговых обязательств муниципального образования;
- обеспечение поддержания объема муниципального долга, значений дефицита и предельного объема муниципального долга в пределах, установленных действующим законодательством, и в соответствии с решением о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год и на плановый период;
- обеспечение поддержания расходов на обслуживание муниципального долга в пределах, установленных законодательством и в соответствии с решением о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год и на плановый период;
- минимизацию расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования;
- поддержание структуры и объема обязательств муниципального образования, исключающих их неисполнение;
- соблюдение условий договоров о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета бюджету муниципального образования Кандалакшский муниципальный район Мурманской области, договоров о предоставлении бюджету муниципального образования Кандалакшский муниципальный район Мурманской области из областного бюджета бюджетных кредитов, заключенных с Министерством финансов Мурманской области.
Долговую политику муниципального образования Кандалакшский муниципальный район Мурманской области реализует администрация муниципального образования Кандалакшский район. Информация о долговой политике муниципального образования является открытой и общедоступной. Сведения о долговых обязательствах муниципального образования Кандалакшский муниципальный район Мурманской области размещаются на официальном сайте администрации муниципального образования Кандалакшский район.
2. Итоги реализации долговой политики муниципального образования
По состоянию на 1 января 2023 года муниципальный долг муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области составил 27 800,0 тыс. рублей, или 5,8 % от общего объема доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В структуре муниципального долга задолженность по бюджетным кредитам из областного бюджета составляет 100 %.
По результатам работы в 2022 году муниципальный долг муниципального образования уменьшился на 129 233,7 тыс. рублей, в том числе за счет:
- возврата в областной бюджет реструктурированной задолженности в размере 11 585,0 тыс. рублей в соответствии с Договором от 14.12.2017 N 12-17;
- погашения задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному в соответствии с договором от 12.12.2019 N 17-19, в сумме 39 000 тыс. рублей, в том числе за счет проведения реструктуризации задолженности с уменьшением задолженности на 37050,0 тыс. рублей и погашения остатка реструктурированной задолженности в сумме 1950 тыс. рублей;
- уменьшения долга на 56 626,2 тыс. рублей по гарантии, предоставленной городскому поселению Кандалакша по договору от 23.10.2019 N 05-19/дг, в связи проведением реструктуризации задолженности и заключением нового договора о предоставлении муниципальной гарантии;
- уменьшения долга на 17 611,5 тыс. рублей по гарантии, предоставленной городскому поселению Зеленоборский по договору от 23.10.2019 N 06-19/дг, в связи проведением реструктуризации задолженности и заключением нового договора о предоставлении муниципальной гарантии;
- уменьшения долга на 4 411,0 тыс. рублей по гарантии, предоставленной городскому поселению Кандалакша по договору от 12.12.2019 N 15-19/дг, в связи проведением реструктуризации задолженности и заключением нового договора о предоставлении муниципальной гарантии;
- увеличения долга на 2840,0 тыс. рублей в связи с предоставлением гарантии городскому поселению Кандалакша по договору от 01.09.2022 N 05-19/дг;
- увеличения долга на 1765,0 тыс. рублей в связи с предоставлением гарантии городскому поселению Зеленоборский по договору от 01.09.2022 N 06-19/дг;
- увеличения долга на 225,0 тыс. рублей в связи с предоставлением гарантии городскому поселению Кандалакша по договору от 01.09.2022 N 15-19/дг.
- уменьшения долга на 2840,0 тыс. рублей по гарантии, предоставленной городскому поселению Кандалакша по договору от 01.09.2022 N 05-19/дг, в связи исполнением принципалом обязательств по возврату реструктурированной задолженности и по уплате процентов;
- уменьшения долга на 1765,0 тыс. рублей по гарантии, предоставленной городскому поселению Зеленоборский по договору от 01.09.2022 N 06-19/дг, в связи исполнением принципалом обязательств по возврату реструктурированной задолженности и по уплате процентов;
- уменьшения долга на 225,0 тыс. рублей по гарантии, предоставленной городскому поселению Кандалакша по договору от 01.09.2022 N 15-19/дг, в связи исполнением принципалом обязательств по возврату реструктурированной задолженности и по уплате процентов.
По итогам 2022 года доля объема расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования в общем объеме расходов районного бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из областного бюджета, составила 0,003 %.
В соответствии с Приказом Министерства финансов Мурманской области от 28.09.2023 N 82н "Об утверждении перечней муниципальных образований Мурманской области по уровням долговой устойчивости" муниципальное образование Кандалакшский муниципальный район Мурманской области относится к группе муниципальных образований с высоким уровнем долговой устойчивости.
Объем муниципального долга муниципального образования по состоянию на 01.10.2023 составил 27 800,0 тыс. рублей, в том числе:
- задолженность по бюджетному кредиту из областного бюджета по договору от 30.11.2021 N 04-21 в сумме 27 800 тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2024 изменения муниципального долга не ожидается.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики муниципального образования
В 2024 - 2026 годах реализация долговой политики муниципального образования будет осуществляться с учетом основных параметров развития экономики Мурманской области.
Основными факторами, определяющими направления долговой политики муниципального образования на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, являются:
- вероятность воздействия геополитической ситуации и макроэкономических рисков по ухудшению экономической конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков, а также изменения инвестиционных планов (стратегий) и политики вертикально интегрированных компаний, инфраструктурных компаний и организаций;
- изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации;
- нестабильность законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- рост расходных обязательств муниципального образования, обусловленный необходимостью исполнения указов Президента Российской Федерации, а также реализацией мер, направленных на достижение национальных целей развития;
- соблюдение условий договоров о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета бюджету муниципального образования Кандалакшский муниципальный район, договоров о предоставлении бюджету муниципального образования Кандалакшский муниципальный район из областного бюджета бюджетных кредитов, заключенных с Министерством финансов Мурманской области.
Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на изменение размера дефицита районного бюджета и необходимость его финансирования путем осуществления заимствований в экономически обоснованных объемах, не превышающих ограничения, установленные бюджетным законодательством и указанными договорами с Министерством финансов Мурманской области.
Долговая политика муниципального образования направлена на:
- обеспечение финансирования дефицита бюджета;
- своевременное и полное исполнение долговых обязательств муниципального образования;
- соблюдение верхних пределов муниципального долга муниципального образования, размера дефицита бюджета и предельного объема заимствований в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Совета депутатов муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период;
- обеспечение поддержания расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Совета депутатов муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период;
- минимизацию стоимости обслуживания муниципального долга;
- выполнение условий заключенных договоров о предоставлении бюджетных кредитов;
- соблюдение значений показателей, обеспечивающих высокий уровень долговой устойчивости муниципального образования.
4. Цели и принципы долговой политики муниципального образования
Основные цели долговой политики муниципального образования - сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета, своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры муниципального долга муниципального образования на экономически безопасном уровне в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки, соблюдение требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а так же обеспечение высокого уровня долговой устойчивости бюджета муниципального образования.
Принципами долговой политики муниципального образования являются:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и условиями договоров, заключенных с Министерством финансов Мурманской области;
- своевременное и безусловное обслуживание и погашение долговых обязательств муниципального образования;
- сохранение репутации муниципального образования как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего финансовые обязательства;
- открытость и прозрачность управления муниципальным долгом муниципального образования.
5. Основные задачи долговой политики муниципального образования
Основными задачами долговой политики муниципального образования являются:
- повышение эффективности муниципальных заимствований муниципального образования (далее - заимствования);
- оптимизация структуры муниципального долга муниципального образования;
- обеспечение дефицита бюджета муниципального образования в 2024, 2025 и 2026 годах на уровне не более 10 процентов от суммы доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений за 2024, 2025 и 2026 годы соответственно с учетом положений статьи 92.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- соблюдение условий договоров о предоставлении бюджету муниципального образования бюджетных кредитов из бюджета Мурманской области;
- соблюдение условий договоров о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету муниципального образования бюджетных кредитов из бюджета Мурманской области;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета муниципального образования в привлечении заемных средств;
- формирование положительной кредитной истории муниципального образования;
- оптимизация расходов, связанных с обслуживанием муниципального долга муниципального образования;
- обеспечение раскрытия информации о муниципальном долге муниципального образования.
6. Инструменты реализации долговой политики муниципального образования
Инструментами реализации долговой политики муниципального образования являются следующие обязательства муниципального образования:
1. Привлечение заемных средств в форме:
- бюджетных кредитов из областного бюджета на частичное финансирование дефицита местного бюджета и на погашение муниципальных долговых обязательств в виде обязательств по бюджетным кредитам и кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
- краткосрочных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета муниципального образования;
- кредитов от кредитных организаций.
2. Предоставление муниципальных гарантий муниципального образования Кандалакшский муниципальный район.
Использование бюджетных кредитов из областного бюджета
В рамках решения задачи по минимизации расходов на обслуживание муниципального долга сохранится практика привлечения бюджетных кредитов из областного бюджета.
Бюджетные кредиты из областного бюджета могут привлекаться в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 08.06.2012 N 272-ПП "Об утверждении порядка предоставления (использования, возврата) бюджетных кредитов местным бюджетам (бюджетам муниципальных образований Мурманской области) из областного бюджета".
Использование краткосрочных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета муниципального образования
В целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга и при условии включения муниципального образования Кандалакшский район в перечень муниципальных образований, определенных для предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов в 2024 - 2026 годах, возможно привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета муниципального образования в Управлении Федерального казначейства по Мурманской области.
Привлечение кредитов от кредитных организаций
Этот инструмент долговой политики муниципального образования является наиболее мобильным и доступным для использования. Привлечение кредитов от кредитных организаций осуществляется в ходе конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Ключевой задачей является привлечение кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более, чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату проведения аукциона, увеличенный на 1 % годовых.
Муниципальные гарантии муниципального образования
Принятие обязательств по муниципальным гарантиям муниципального образования Кандалакшский район оказывает влияние на основные характеристики районного бюджета.
Объем предоставленных муниципальных гарантий включается в объем муниципального долга муниципального образования.
Муниципальная гарантия предоставляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, муниципальными нормативно-правовыми актами.
Предоставление и исполнение муниципальных гарантий подлежат отражению в муниципальной долговой книге муниципального образования.
7. Основные риски, связанные с реализацией долговой политики муниципального образования
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики муниципального образования, являются:
- риск рефинансирования долговых обязательств муниципального образования;
- процентный риск;
- риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств муниципального образования обусловлен невозможностью осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств.
Процентный риск связан с вероятностью возникновения непредвиденных расходов районного бюджета из-за роста расходов на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения процентных ставок по кредитам, полученным от кредитных организаций.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований обусловлен неполучением денежных средств на финансирование дефицита бюджета муниципального образования и погашение долговых обязательств муниципального образования, связанным с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
В основу оценки рисков в сфере муниципального долга Бюджетным кодексом Российской Федерации положены показатели отнесения муниципальных образований к группам долговой устойчивости.
8. Основные мероприятия долговой политики муниципального образования
Основными мероприятиями долговой политики муниципального образования являются:
- осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга муниципального образования ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- осуществление мониторинга соблюдения условий договоров о предоставлении бюджету муниципального образования бюджетных кредитов из бюджета Мурманской области
- проведение операций реструктуризации обязательств (задолженности) муниципального образования перед бюджетом Мурманской области по бюджетным кредитам;
- учет информации о муниципальном долге муниципального образования, формирование отчетности о муниципальных долговых обязательствах муниципального образования;
- размещение информации о муниципальном долге муниципального образования в электронных средствах массовой информации на основе принципов открытости и прозрачности;
- привлечение бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет, в том числе на пополнение остатков средств на счете бюджета муниципального образования;
- совершенствование практики проведения электронных аукционов среди кредитных организаций на оказание услуг по предоставлению кредитов на покрытие дефицита бюджета и погашение долговых обязательств бюджета муниципального образования;
- использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
- использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами муниципального образования;
- оптимизация объема заимствований с учетом исполнения бюджета муниципального образования в текущем году;
- соблюдение сроков возврата кредитных средств;
- предоставление муниципальных гарантий муниципального образования Кандалакшский район только при условии предоставления принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу.
9. Условия, принимаемые для составления проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период в области долговых обязательств
Основными условиями, принимаемыми для составления проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период в области долговых обязательств муниципального образования, являются:
- общая сумма привлечения средств в соответствующем финансовом году не должна превышать общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета муниципального образования, и объемов погашения долговых обязательств, утвержденных на соответствующий финансовый год решением Совета депутатов о бюджете муниципального образования;
- установление верхних пределов муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям муниципального образования Кандалакшский район;
- утверждение дефицита бюджета на 2024, 2025 и 2026 годы в размере не более 10 процентов суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений 2024, 2025 и 2026 годы соответственно с учетом положений статьи 92.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Расходные обязательства муниципального образования по обслуживанию муниципального долга муниципального образования определяются на основании заключенных соглашений на предоставление бюджетных кредитов, а также заключенных в результате проведенных торгов и планируемых к заключению муниципальных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств для финансирования дефицита бюджета и/или погашения долговых обязательств муниципального образования.
10. Ожидаемые результаты долговой политики муниципального образования
Реализация мер, предусмотренных настоящей долговой политикой муниципального образования, позволит:
- поддерживать экономически обоснованное соотношение между потребностями в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению;
- поддерживать величину муниципального долга муниципального образования на безопасном уровне;
- сохранять финансовую устойчивость бюджета муниципального образования;
- оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание муниципального долга и перераспределять высвобождающие ресурсы на решение приоритетных задач бюджетной политики муниципального образования;
- поддерживать высокий уровень долговой устойчивости муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации МО Кандалакшский район Мурманской области от 1 ноября 2023 г. N 2153 "Об основных направлениях долговой политики муниципального образования Кандалакшский муниципальный район Мурманской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт администрации муниципального образования Кандалакшский район (http://www.kandalaksha-admin.ru/) 1 ноября 2023 г.
Постановлением Администрации муниципального образования Кандалакшский район от 7 ноября 2024 г. N 2318 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2025 г.