г. Краснодар |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А32-7811/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от ответчика - некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102, ОГРН 1132300005650) - Шишева А.Х. (доверенность от 18.06.2020), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар" (ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431), ответчика - муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз", третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Эрбауэр", администрации муниципального образования город Краснодар в лице Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А32-7811/2019, установил следующее.
ООО "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к НКО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - фонд), МКУ МО город Краснодар "Горжилхоз" (далее - учреждение) в котором просило возложить на фонд обязанность устранить недостатки выполненных работ по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах в г. Краснодаре по ул. Симферопольская, 12, ул. Симферопольская, 40, ул. Красная, 145 корп. 1, ул. Уральская, 154, корп. 1, ул. Рылеева, 358, а именно:
- в многоквартирном доме по ул. Симферопольская, 40 заменить неисправные источники бесперебойного питания СИПБЗБА.9-11 в подъезде N 1 (заводской N 59963, серийный N 18801000713), в подъезде N 3 (заводской N 59965 серийный N 18801000846); заменить неисправные редукторы главного привода (требуется замена подшипников) в подъезде N 2 (заводской N 55964), в подъезде N 6 (заводской N 55968);
- в многоквартирном доме по ул. Красная, 145 корп. 1 заменить платы управления лифтом ЦПУ УИРФ.469135.055-02 в подъезде N 1 (пассажирский, заводской N 59994), в подъезде N 3 (пассажирский, заводской N 59993); закрепить металлические пороги перед входом в лифты во всех подъездах, с 1-го по 5-й;
- в многоквартирном доме по ул. Рылеева, 358 заменить неисправный источник бесперебойного питания СИПБЗБА.9-11 в подъезде N 1 (заводской N 59974, серийный N 18801000701);
- в многоквартирном доме по ул. Симферопольская, 12 заменить неисправный источник бесперебойного питания СИПБЗБА.9-11 в подъезде N 1 (заводской N 59958, серийный N 18801000928);
- в многоквартирном доме по ул. Уральская, 154 корп. 3 заменить неисправный источник бесперебойного питания СИПБЗБА.9-11 грузопассажирского лифта заводской N 38768 (серийный N 18801000913) (далее - спорные работы), а также взыскать с фонда понесенные обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Эрбауэр" (далее - компания), администрация муниципального образования город Краснодар, в лице Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса.
Решением суда от 17.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.10.2020, исковые требования удовлетворены, суд возложил на фонд обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу выполнить спорные работы. В части требований, предъявленных к учреждению, в иске отказано. Суд также взыскал с фонда в пользу общества 6 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе фонд просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что только у учреждения (как технического заказчика) возникла обязанность по обращению в суд с требованием об устранении дефектов, данную обязанность учреждение выполнило (дело N А32-15730/2019).
В судебном заседании представитель фонда повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установили суды, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2016 N 1098 в указанное постановление внесены изменения; приложение к региональной программе, содержащее перечень многоквартирных домов и периоды проведения работ по капитальному ремонту, изложено в новой редакции.
Согласно названному перечню в многоквартирных домах в г. Краснодаре по ул. Симферопольская, 12; ул. Симферопольская, 40; ул. Красная, 145 корп. 1; ул. Уральская, 154, корп. 3; ул. Рылеева, 358 на плановый период 2014-2016 годов запланировано проведение капитального ремонта лифтового оборудования.
С учетом запланированных работ проведен открытый конкурс по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнение работ.
По итогам конкурса учреждение (заказчик) и компания (подрядчик) заключили договоры от 20.12.2016 N 85 на выполнение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Симферопольская, 40; от 21.12.2016 N 92 и по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 145, корп. 1; договор от 21.12.2016 N 94 на выполнение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования многоквартирного дома по адресу:
г. Краснодар, ул. Рылеева, 358; договор от 21.12.2016 N 97 на выполнение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования многоквартирного дома по адресу:
г. Краснодар, ул. Симферопольская, 12; договор от 26.12.2016 N 100 на выполнение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования многоквартирного дома по адресу:
г. Краснодар, ул. Уральская, 154, корп. 3 (далее - договоры).
Объекты капитального ремонта (лифты) переданы заказчиком подрядчику по актам приема-передачи от 21.12.2016, 25.12.2016. 26.12.2016 и 01.01.2017.
Согласно актам датой передачи объекта является день вывода из эксплуатации лифтового оборудования.
Актами от 20.02.2017, 22.02.2017, 05.04.2017 и 06.04.2017 лифты выведены из эксплуатации и переданы подрядчику для выполнения работ по замене.
Компания выполнила работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, лифты введены в эксплуатацию, что подтверждается актами ввода лифта в эксплуатацию.
Общество осуществляет управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в которых производился капитальный ремонт лифтового оборудования, на основании договоров на управление: ул. Симферопольская, дом N 12 (договор управления от 25.03.2008 N 4714) ул. Симферопольская, дом N 40 (договор управления от 15.04.2009 N 4819) ул. Красная, дом N 145 корп. 1 (договор управления от 01.07.2017 N 5127/17) ул. Уральская, дом N 154 корп. 3 (договор управления от 26.02.2009 N 4448) ул. им. Рылеева, дом N 358 (договор управления от 16.12.2008 N 3433).
В соответствии с условиями этих договоров общество выполняет функции по управлению МКД, в том числе оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; представляет интересы потребителей в судах, арбитражных судах, перед ресурсоснабжающими, обслуживающими и прочими организациями по вопросам, связанным с управлением МКД.
В ходе эксплуатации лифтового оборудования, установленного в многоквартирных домах, выявлены недостатки (дефекты) в выполненных работах по капитальному ремонту.
Так, комиссионными выходами 04.09.2018, 26.09.2018, 09.11.2018 совместно представителями общества и учреждения обследовано лифтовое оборудование в многоквартирных домах в г. Краснодаре по ул. Симферопольская, 12;
ул. Симферопольская, 40; ул. Красная, 145 корп. 1; ул. Уральская, 154, корп. 3;
ул. Рылеева, 358 и выявлены следующие недостатки:
- в многоквартирном доме по ул. Симферопольская, 40 неисправны источники бесперебойного питания СИПБЗБА.9-11 в подъезде N 1 (заводской N 59963, серийный N 18801000713); в подъезде N 3 (заводской N 59965 серийный N 18801000846); неисправны редукторы главного привода (требуется замена подшипников) в подъезде N 2 (заводской N 55964), в подъезде N 6 (заводской N 55968);
- в многоквартирном доме по ул. Красная, 145 корп. 1 неисправны платы управления лифтом ЦПУ УИРФ.469135.055-02 в подъезде N 1 (пассажирский, заводской N 59994), в подъезде N 3 (пассажирский, заводской N 59993); не закреплены металлические пороги перед входом в лифты во всех подъездах, с 1-го по 5-й;
- в многоквартирном доме по ул. Рылеева, 358 неисправен источник бесперебойного питания СИПБЗБА.9-11 в подъезде N 1 (заводской N 59974, серийный N 18801000701);
- в многоквартирном доме по ул. Симферопольская, 12 неисправен источник бесперебойного питания СИПБЗБА.9-11 в подъезде N 1 (заводской N 59958, серийный N 18801000928);
- в многоквартирном доме по ул. Уральская, 154 корп. 3 неисправен источник бесперебойного питания СИПБЗБА.9-11 грузопассажирского лифта заводской N 38768 (серийный N 18801000913).
Неисправность лифтового оборудования создает опасность для жизни и здоровья жильцов многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 7.4.1 договоров представитель заказчика выполняет функции контроля за соответствием работ, применяемых конструкций, изделий, материалов требованиям СНиП, стандартов, технических условий и других нормативных документов.
Согласно пункту 9.2 договоров гарантийный срок составляет 5 лет со дня подписания акта о приемке выполненных работ. Гарантийный срок на смонтированное подрядчиком оборудование соответствует гарантийному сроку, установленному его производителем.
Пунктом 9.5 договоров предусмотрено, что в случае не устранения подрядчиком выявленных дефектов в установленные сроки заказчик вправе привлечь для выполнения этих работ другую организацию за счет подрядчика.
Несмотря на неоднократные требования общества, неисправности лифтового оборудования не устранены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.
Рассматривая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В рамках дела N А32-15730/2019 установлены недостатки, отраженные в актах от 26.09.2018, 09.11.2018, 15.03.2019, 04.09.2018, 26.09.2018, 14.03.2019 и 12.09.2018, в ходе обследования лифтового оборудования в многоквартирных домах в г. Краснодаре по ул. Симферопольская 12, ул. Симферопольская, 40; Красная, 145 корп. 1, ул. Уральская 154, корп. 3, ул. Рылеева, 358, о которых компания проинформирована уведомлениями от 05.09.2018 N 112/3827, от 01.03.2019 N 112/634 с указанием выявленных недостатков и сроков добровольного их устранения.
Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 28.06.2013 N 421 "О некоторых вопросах, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области" фонд наделен полномочиями регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
На основании части 4 статьи 182 Жилищного кодекса законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором
В соответствии с частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса региональный оператор несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными им подрядными организациями.
В целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Краснодарского края Законодательным собранием Краснодарского края принят Закон от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края".
С целью формирования на территории Краснодарского края долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов, распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2013 N 767-р создан фонд, выполняющий функции регионального оператора.
Согласно части 1 статьи 34.1 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" функции технического заказчика услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора, расположенных на территории городского округа, городского поселения или сельских поселений (далее - функции технического заказчика), осуществляются соответственно органом местного самоуправления такого городского округа, городского поселения, муниципального района, в состав которого входят соответствующие сельские поселения, либо муниципальным бюджетным или казенным учреждением на основании договора, заключенного между региональным оператором и таким органом местного самоуправления либо муниципальным бюджетным или казенным учреждением, в случае принятия данным органом местного самоуправления решения о выполнении функций технического заказчика органом местного самоуправления либо муниципальным бюджетным или казенным учреждением (далее - решение о выполнении функций технического заказчика).
Финансирование расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, функции технического заказчика услуг и работ по капитальному ремонту которых выполняет орган местного самоуправления либо муниципальное бюджетное или казенное учреждение, осуществляет региональный оператор в порядке, предусмотренном договором о передаче функций технического заказчика (части 1 статьи 34.1 названного закона).
Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края приказом от 27.12.2016 N 447 утверждена Типовая форма договора о передаче функций технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее - Типовая форма договора).
На основании пунктов 3.1.13 3.1.18 Типовой формы договора технический заказчик обязан обеспечивать своевременное устранение подрядными организациями нарушений, дефектов и недоделок, выявленных при приемке работ по капитальному ремонту, а также в течение установленного договором подряда гарантийного срока; немедленно извещать Регионального оператора о наступлении обстоятельств, не зависящих от воли технического заказчика, делающих невозможным надлежащее (качественное и своевременное) выполнение техническим заказчиком своих обязательств по настоящему Договору.
Региональный оператор осуществляет проверки выполнения техническим заказчиком своих функций по договору по результатам рассмотрения поступивших в адрес регионального оператора соответствующих обращений от собственников помещений в многоквартирном доме, органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, иных организаций (пункт 4.1 Типовой формы договора).
Суды установили, что в силу части 4 статьи 182 Жилищного кодекса и части 1 статьи 34.1 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" фонд является региональным оператором, за счет которого выполнялись работы по замене лифтового оборудования
Как региональный оператор фонд несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными им подрядными организациями (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив их соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно посчитали фонд надлежащим ответчиком и правомерно удовлетворили заявленные требования, указав, что наличие спора между учреждением и подрядчиком препятствием к удовлетворению иска могло являться лишь в том случае, если бы судебный акт по делу N А32-15730/2019 на момент вынесения решения по настоящему делу был исполнен в полном объеме. Однако такие доказательства отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку судов в оспариваемых судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены либо изменения решения и постановления апелляционного суда по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А32-7811/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса региональный оператор несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными им подрядными организациями.
...
Суды установили, что в силу части 4 статьи 182 Жилищного кодекса и части 1 статьи 34.1 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" фонд является региональным оператором, за счет которого выполнялись работы по замене лифтового оборудования
Как региональный оператор фонд несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными им подрядными организациями (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 января 2021 г. N Ф08-11531/20 по делу N А32-7811/2019