г. Краснодар |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А32-41421/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма имени Ильича" (ИНН 2362001009, ОГРН 1162375059472) - Кравченко Е.В. (доверенность от 28.12.2016), в отсутствие представителя заинтересованного лица - администрации Березанского сельского поселения Выселковского района, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма имени Ильича" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 по делу N А32-41421/2018, установил следующее.
ООО "Агрофирма имени Ильича" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Березанского сельского поселения Выселковского района (далее - администрация поселения) в предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:05:0000000:1269 площадью 135 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, Березанское сельское поселение; о возложении на администрацию поселения обязанности по подготовке договора купли-продажи названного земельного участка и направлению в адрес общества в течение 10 календарных дней, с даты вступления в законную силу судебного акта.
Решением от 25.06.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.09.2020, в удовлетворении заявления отказано. Суды пришли к выводу о недоказанности заявителем наличия оснований для предоставления ему в собственность земельного участка по пункту 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ): не подтверждено пользование земельным участком с кадастровым номером 23:05:0000000:1269. Суды не приняли учетные листы тракториста-машиниста за 2018 год, путевые листы тракторов за 2018 год, акты расхода семян и посадочного материала от 30.04.2018 N 11, 31.07.2017 N 1 в качестве документов, подтверждающих факт законного пользования спорным земельным участком ввиду отсутствия в них четких характеристик объекта. Таким образом, общество не относится к лицам, имеющим право на приобретение земли в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В кассационной жалобе заявитель просит решение от 25.06.2020 и апелляционное постановление от 02.09.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав на злоупотребление правом со стороны администрации поселения, отказавшей обществу в выкупе испрашиваемого земельного участка. Поддержав отказ органа местного самоуправления, суды надлежащим образом не оценили представленные заявителем доказательства использования спорного земельного участка с 2004 года как достаточные для льготного предоставления объекта недвижимости в собственность на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию заявителя по делу. Администрация поселения явку процессуального представителя в суд округа не обеспечила, извещена надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 06.04.2018 зарегистрировано право собственности муниципального образования Березанское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район на земельный участок с кадастровым номером 23:05:0000000:1269 площадью 1 350 000 кв. м категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, Березанское сельское поселение, выделенный в счет невостребованных земельных долей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24.09.2018 N 23/203/002/2018-2238 (л. д. 11).
В газете "Кубань сегодня" от 19.04.2018 N 33 (4458) опубликована информация о возможности приобретения данного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
2 июля 2018 года общество направило в администрацию поселения заявление N 306 о предоставлении в собственность за плату земельного участка муниципальной собственности с кадастровым номером 23:05:0000000:1269 площадью 1 350 000 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, Березанское сельское поселение на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, указав, что является сельскохозяйственной организацией, фактически использующей испрашиваемый земельный участок (л. д. 42).
Письмом от 18.07.2018 N 919 администрация поселения отказала обществу в выкупе земельного участка с кадастровым номером 23:05:0000000:1269 вследствие отсутствия документов, подтверждающих его использование. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:05:0000000:1269 выделен в счет невостребованных долей из земельного участка с кадастровым номером 23:05:0000000:220.
Считая отказ администрации поселения незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Законом N 101-ФЗ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 4 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.3 Земельного кодекса, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Без проведения торгов продажа земельных участков осуществляется в случаях, указанных в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, в том числе земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 9).
Пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном названным Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 (пункт 24 раздела "Практика применения земельного и градостроительного законодательства") и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2017 по делу N 308-КГ17-7961 указано следующее.
Пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном Законом N 101-ФЗ порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка в указанном порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи (аренды) в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Из буквального толкования пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что заявитель должен доказать факт использования испрашиваемого им в собственность (в аренду) земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как и не определяет срок использования земельного участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности.
При применении положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ могут учитываться как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка. Для лиц, которые использовали испрашиваемый участок без оформления правоотношений, доказательствами его использования могут быть любые относимые и допустимые документы, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Вместе с тем, разрешение спора о заключении договора купли-продажи (либо аренды) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ связано с проверкой судом соблюдения сельскохозяйственной организацией всех условий для реализации права на льготное приобретение земельного участка, установленных указанной нормой. Установленный льготный порядок предоставления земли не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу. В связи с этим использование должно быть законным и правомерным; применение пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно. При оценке добросовестности заявителя и наличии у него права на льготное оформление земельного участка судом также могут быть приняты длительность использования, перерывы в использовании и другие обстоятельства использования земельного участка с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности. При оценке условий использования земельного участка необходимо учитывать, в том числе и добросовестное фактическое использование такого участка при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что общество не представило относимых и допустимых доказательств, подтверждающих возможность передачи ему в собственность за плату по приведенным основаниям земельного участка с кадастровым номером 23:05:0000000:1269 площадью 135 га. Договор аренды в отношении спорного земельного участка общество не заключало, платежи за фактическое пользование землей не вносило. Представленные в обоснование заявленных требований документы (учетные листы тракториста-машиниста за 2018 год, путевые листы тракторов за 2018 год, акты расхода семян и посадочного материала от 30.04.2018 N 11 и 31 07.2017 N 1) не подтверждают факт использования испрашиваемого в собственность земельного участка. Как правомерно отметили обе судебные инстанции общество, не имеющее отношение к землям, находящимся в общей долевой собственности, фактически самовольно заняло участок, осуществляя на нем сельскохозяйственную деятельность. Справка администрации муниципального образования Выселковский район от 19.09.2018 N 109-5571/18-09 о том, что заявитель использует земельный участок с 2004 года, не подтверждает добросовестность общества (не самовольный захват земли, уплату земельного налога и т.д.). Администрация поселения факт пользования заявителем испрашиваемого земельного участка и длительность такого пользования оспаривала, ссылаясь на то, что при обращении за выкупом документы, подтверждающие использование участка, представлены не были.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 по делу N А32-41421/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что общество не представило относимых и допустимых доказательств, подтверждающих возможность передачи ему в собственность за плату по приведенным основаниям земельного участка с кадастровым номером 23:05:0000000:1269 площадью 135 га. Договор аренды в отношении спорного земельного участка общество не заключало, платежи за фактическое пользование землей не вносило. Представленные в обоснование заявленных требований документы (учетные листы тракториста-машиниста за 2018 год, путевые листы тракторов за 2018 год, акты расхода семян и посадочного материала от 30.04.2018 N 11 и 31 07.2017 N 1) не подтверждают факт использования испрашиваемого в собственность земельного участка. Как правомерно отметили обе судебные инстанции общество, не имеющее отношение к землям, находящимся в общей долевой собственности, фактически самовольно заняло участок, осуществляя на нем сельскохозяйственную деятельность. Справка администрации муниципального образования Выселковский район от 19.09.2018 N 109-5571/18-09 о том, что заявитель использует земельный участок с 2004 года, не подтверждает добросовестность общества (не самовольный захват земли, уплату земельного налога и т.д.). Администрация поселения факт пользования заявителем испрашиваемого земельного участка и длительность такого пользования оспаривала, ссылаясь на то, что при обращении за выкупом документы, подтверждающие использование участка, представлены не были."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 января 2021 г. N Ф08-11025/20 по делу N А32-41421/2018