г. Краснодар |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А61-5590/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676) - Козий К.В. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РВП" (ИНН 1513068398, ОГРН 1171513006488), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РВП" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.08.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А61-5590/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "РВП" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) от 24.10.2019 N 08-19/1052-1 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения и прекращении производства по делу (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 20.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2020, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для признания вмененного обществу правонарушения малозначительным.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет два месяца (определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 41-АД12-6, от 22.05.2015 N 19-АД15-1), в то время как оспариваемое постановление вынесено по истечении семи месяцев с момента совершения административного правонарушения. Вменяемое обществу правонарушение могло быть совершено 17.01.2019, однако в протоколе об административном правонарушении от 17.10.2019 N 08-19/1052 неправильно указана дата (время) совершения административного правонарушения, а в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении не указана дата совершения вмененного обществу правонарушения. Соответственно, протокол об административном правонарушении от 17.10.2019 N 08-19/1052 не может являться допустимым доказательством по делу. Суды не учли зафиксированные в протоколе от 17.10.2019 N 08-19/1052 пояснения общества об отсутствии его вины в совершении правонарушения и наличии обстоятельств непреодолимой силы - невозможности фиксации 16.01.2019 сведений в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) по причине отсутствия энергоснабжения в регионе с 15.01.2019 по 16.01.2019. В случае остановки работы технических средств фиксации и передачи информации заявки предоставляются в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после возобновления их работы, что и сделано обществом. Производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Суды не учли установленный решением Промышленного районного суда г. Владикавказа от 20.12.2019 N 12-27-2019 факт отсутствия в действиях директора общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам анализа данных в ЕГАИС, зафиксированных обществом с 01.01.2019 по 30.09.2019, управление установило, что в нарушение статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и пункта 5.3.1 Приложения N 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (зарегистрирован в Минюсте России 10.07.2014 N 33046) (далее - Приказ N 149) общество, осуществив 15.01.2019 производство продукции по коду 421 "Фруктовое (плодовое) вино" в общем объеме 417,83 дал, не зафиксировало в ЕГАИС соответствующую информацию в установленном порядке (выгрузка суточного файла произведена с нарушением установленного срока), а именно: суточный файл автоматического средства измерения и учета (далее - АСИиУ) 21C665E0-7E0B-4566-8210-A46B21AE408F о производстве продукции 15.01.2019 в объеме 417,83 дал (5969 штук) дал зафиксирован в ЕГАИС 17.01.2019.
По данному факту управление составило протокол об административном правонарушении от 17.10.2019 N 08-19/1052 и вынесло постановление от 24.10.2019 N 08-19/1052-1 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Суды мотивированно поддержали позицию управления, исходя из следующего.
Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Правовые основы регулирования деятельности по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Законом N 171-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Учет объема производства и оборота спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 сведения о производстве и обороте продукции, которые фиксируются средствами АСИиУ, регистрируются в системе автоматически после фиксации соответствующих файлов АСИиУ. Сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля.
Суды установили, что 15.01.2019 общество произвело 417,83 дал продукции по коду 421 "Фруктовое (плодовое) вино", информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС (выгрузка суточного файла произведена 17.01.2019, т. е. с нарушением установленного срока).
Суды обоснованно отклонили доводы общества о том, что нарушение сроков выгрузки файлов произошло по независящим от общества причинам, указав, что согласно представленным в материалы дела доказательствам энергоснабжение в регионе отсутствовало с 15.01.2019 с 22 часов 00 минут по 16.01.2019 до 19 часов 07 минут. Вместе с тем, общество не представило доказательства отсутствия у него энергоснабжения 16.01.2019 на протяжении 24 часов.
Кроме того, суды отметили, что общество не прекратило свою деятельность и имело возможность своевременно внести сведения в ЕГАИС. Так, согласно отчету общества об объемах производства 16.01.2019 в 20 часов 11 минут зафиксированы сведения о производстве алкогольной продукции за 15.01.2019. Следовательно, действуя в соответствии с Приказом N 149, общество могло в установленный законодательством срок зафиксировать сведения в ЕГАИС о производстве 15.01.2019 продукции по коду 421 "Фруктовое (плодовое) вино" в объеме 417,83 дал.
При этом суды учли, что в соответствии с пунктом 2.4 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 29.11.2018 N 242н "Об утверждении технических условий в области производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции" организации, эксплуатирующие АСИиУ, должны использовать источники бесперебойного питания для защиты АСИиУ от скачков напряжения, которые могут приводить к искажению измерений производимой продукции.
Суды также исходили из того, что в материалы дела не представлены доказательства невозможности соблюдения обществом установленных норм и правил в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Суды сделали основанный на представленных в материалы дела доказательствах и доводах участвующих в деле лиц вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения и соблюдении процедуры привлечения общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса составляет один год и на дату вынесения управлением оспариваемого постановления не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 2.9, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснений, и не усмотрели основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Довод общества о том, что суды не учли установленный решением Промышленного районного суда г. Владикавказа от 20.12.2019 N 12-27-2019 факт отсутствия в действиях директора общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отклонению, поскольку правовая оценка судом общей юрисдикции действий директора общества и примененные им положения, на которых основан вывод о наличии (отсутствии) состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 13988/06 и от 17.07.2007 N 11974/06).
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.08.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А61-5590/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обсудили вопрос о возможности применения статьи 2.9, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснений, и не усмотрели основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Довод общества о том, что суды не учли установленный решением Промышленного районного суда г. Владикавказа от 20.12.2019 N 12-27-2019 факт отсутствия в действиях директора общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отклонению, поскольку правовая оценка судом общей юрисдикции действий директора общества и примененные им положения, на которых основан вывод о наличии (отсутствии) состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 13988/06 и от 17.07.2007 N 11974/06)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 января 2021 г. N Ф08-11863/20 по делу N А61-5590/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11863/20
28.10.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-691/20
20.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5590/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5590/19