Об изменениях в обложении акцизами подакцизных товаров в 2004 г.
Федеральным законом от 7.07.03 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство, в том числе и в главу 22 "Акцизы" НК РФ.
Основные изменения законодательства по акцизам касаются индексации налоговых ставок в отношении подакцизных товаров. В принципе индексация ставок акцизов производится ежегодно, поскольку ставки акцизов на подакцизные товары, такие, как спирт этиловый, алкогольная продукция, спиртосодержащая продукция, пиво, табачная продукция, нефтепродукты, автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), установлены в абсолютных величинах на единицу подакцизного товара (специфические), и с учетом инфляции удельный вес акциза в цене таких товаров снижается. Очередная индексация размеров ставок акцизов объясняется прежде всего этой причиной.
На 2004 г. размеры ставок акцизов проиндексированы с учетом инфляции и отмены с 2004 г. налога с продаж в среднем на 10-20%. При этом ставки акцизов на вина натуральные нетрадиционные и вина шампанские и игристые сохранены на действующем в настоящее время уровне, ставки акциза на пиво увеличены на 7%.
Размеры налоговых ставок, вводимых в действие с 1 января 2004 г. и действующих в настоящее время, приведены в таблице.
Размеры ставок акцизов
Виды подакцизных товаров |
Действующие ставки ак- цизов в 2003 г., в про- центах или в руб. и коп. за единицу измере- ния |
Ставки акцизов, вводимые с 1 января 2004 г., в в процентах или в руб. и коп. за единицу изме- рения |
Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт- сырец из всех видов |
16 руб. 20 коп. за 1 л. безводного этилового спирта |
18 руб. за 1 л. безвод- ного этилового спирта |
Алкогольная продукция с объемной долей эти- лового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержа- щая продукция |
114 руб. за 1 л. безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
135 руб. за 1 л. безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Алкогольная продукция с объемной долей эти- лового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) |
84 руб. за 1 л. безводного этилового спирта, содержащегоcя в подакцизных товарах |
100 руб. за 1 л. безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) |
58 руб. за 1 л. безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
70 руб. за 1 л. безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Вина нетрадиционные крепленые |
75 руб. за 1 л. безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
88 руб. за 1 л. безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Вина (за исключением натуральных нетрадици- онных, вин шампанских и игристых) |
47 руб. 50 коп. за 1 л. безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
52 руб. за 1 л. безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Вина натуральные не- традиционные некреп- леные |
4 руб. за 1 л. | 4 руб. за 1 л. |
Вина шампанские и вина игристые |
10 руб. 50 коп. за 1 л. | 10 руб. 50 коп. за 1 л. |
Вина натуральные (за исключением нетрадици- онных некрепленых) |
2 руб. за 1 л. | 2 руб. 20 коп. за 1 л. |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% включительно |
0 руб. за 1 л | 0 руб. за 1 л |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5% до 8,6% влючи- тельно |
1 руб. 40 коп. за 1 л. | 1 руб. 55 коп. за 1 л. |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% |
4 руб. 60 коп. за 1 л. | 5 руб. 30 коп. за 1 л. |
Табак трубочный | 522 руб. за 1 кг. | 574 руб. за 1 кг. |
Табак курительный, за исключением табака, используемого в качес- тве сырья для произ- водства табачной про- дукции |
214 руб. за 1 кг. | 235 руб. за 1 кг. |
Сигары | 13 руб. за 1 шт. | 14 руб. за 1 шт. |
Сигариллы | 143 руб. за 1000 шт. | 157 руб. за 1000 шт. |
Сигареты с фильтром | 50 руб. за 1000 шт. + 5% |
60 руб. за 1000 шт. + 5% |
Сигареты без фильтра, папиросы |
19 руб. за 1000 шт. + 5% |
23 руб. за 1000 шт. + 5% |
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно |
0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включитель- но |
13 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
14 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) |
129 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
142 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно |
2190 руб. за 1 т. | 2460 руб. за 1 т. |
Бензин автомобильный с иными октановыми числами |
3000 руб. 10 коп. за 1 т. |
3360 руб. за 1 т. |
Дизельное топливо | 890 руб. за 1 т. | 1000 руб. за 1 т. |
Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигате- лей |
2440 руб. за 1 т. | 2732 руб. за 1 т. |
Прямогонный бензин | 0 руб. за 1 т. | 0 руб. за 1 т. |
Кроме индексации налоговых ставок указанным Законом изменено налогообложение алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, в части соотношения размеров ставок акцизов, применяемых организациями-производителями и акцизными складами при реализации указанной продукции. Так, при реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на акцизные склады других организаций налогообложение осуществляется в отношении алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 20% соответствующих налоговых ставок, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 35% соответствующих налоговых ставок.
При реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других оптовых организаций или на акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - организаций оптовой торговли, налогообложение осуществляется в отношении такой алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 80% соответствующих налоговых ставок, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 65% соответствующих налоговых ставок.
Следует отметить, что проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предполагается направление доходов от уплаты акцизов по всей алкогольной продукции в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100%.
Порядок налогообложения алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, не изменяется. Акцизы по такой продукции по-прежнему подлежат уплате таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации.
Законом N 117-ФЗ также внесено уточнение в порядок исчисления акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, т.е. состоящие из твердой (специфической в рублях за единицу измерения) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Поскольку такие ставки в настоящее время установлены только на табачную продукцию, то и уточнение, внесенное в порядок исчисления акцизов по импортным подакцизным товарам, касается только этой продукции. Итак, с 1 января 2004 г. при определении суммы акциза по ввозимой на территорию Российской Федерации табачной продукции в налоговую базу (в части адвалорной составляющей налоговой ставки) включаются таможенная стоимость данной продукции и подлежащая уплате таможенная пошлина, а не только таможенная стоимость.
Кроме перечисленных изменений и дополнений, связанных с применением акцизов и вступающих в силу с 1 января 2004 г., Законом N 117-ФЗ отменен акциз на природный газ, в связи с чем из НК РФ исключены все нормы, касающиеся порядка его определения.
Что касается акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла), то после неоднократного обсуждения вопроса о совершенствовании порядка применения этого налога принято решение о целесообразности сохранения в 2004 г. действующего в настоящее время порядка исчисления и уплаты акцизов на указанную продукцию.
В результате применения введенного с 1 января 2003 г. порядка налогообложения нефтепродуктов акцизами система отношений хозяйствующих субъектов, занятых в сфере производства и реализации нефтепродуктов, стала более прозрачной для осуществления налогового контроля. У налоговых органов появилась возможность контролировать реальные объемы реализации нефтепродуктов и суммы полученной выручки по этим операциям. Налаживается комплексный контроль в отношении плательщиков акциза на нефтепродукты, позволяющий эффективно осуществлять налоговое администрирование уплаты этого налога, а также других бюджетообразующих налогов, прежде всего налога на прибыль организаций и НДС. Таким образом, в результате введения нового порядка уплаты акцизов задача повышения уровня администрирования этого налога в сфере производства и реализации нефтепродуктов в принципе реализована.
Одной из основных целей установления нового порядка исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты было также частичное замещение выпадающих доходов, направлявшихся субъектам Российской Федерации на ведение дорожного хозяйства, в связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. При этом учитывалась прямая зависимость между протяженностью автомобильных дорог и объемами конечного потребления нефтепродуктов в существующих субъектах Российской Федерации.
Между тем в первом полугодии текущего года обострилась ситуация с поступлением акцизов по нефтепродуктам в бюджеты субъектов Российской Федерации. Ожидаемое равномерное распределение платежей акцизов по территории Российской Федерации в связи с введением с 1 января 2003 г. нового порядка исчисления и уплаты этого налога не произошло.
Отчетные данные за 8 месяцев текущего года свидетельствуют о том, что в условиях применения нового порядка уплаты акцизов на нефтепродукты выполнение установленных заданий по поступлению акцизов на нефтепродукты в доход бюджета обеспечивается. За 8 месяцев в бюджет поступило акцизов по нефтепродуктам на сумму 66,6 млрд.руб., в том числе в соответствии с новым порядком исчисления акцизов - 52,2 млрд.руб., из которых 20,9 млрд. руб. поступило в доход федерального бюджета и 31,3 млрд. руб. в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Между тем поступление акцизов по территории Российской Федерации происходит неравномерно: в одних субъектах Российской Федерации наблюдается их избыточное поступление, а в других - недопоступление в значительных объемах по сравнению с ожидавшимися суммами.
Таким образом, новый порядок уплаты акцизов на нефтепродукты не решил изначально поставленную задачу обеспечения поступления акцизов по территории Российской Федерации в соответствии с объемами их конечного потребления. Устранить неравномерность поступления акцизов на нефтепродукты предполагается в рамках бюджетного законодательства путем введения начиная с 2004 г. механизма перераспределения части акцизов на нефтепродукты между субъектами Российской Федерации для финансирования работ по строительству и содержанию автомобильных дорог в соответствии с выбранными критериями.
Такой подход обеспечит сохранение предусмотренного в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" распределения средств, полученных от взимания акцизов на нефтепродукты (40% - в федеральный бюджет, 60% - в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации).
В качестве критериев для расчета норматива распределения доходов могут быть приняты количество зарегистрированных транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации в общем количестве зарегистрированных транспортных средств на территории страны, а также удельный вес протяженности сети территориальных автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации в общей протяженности этих дорог в Российской Федерации. Предварительные расчеты показали, что применение таких нормативов (долей соответствующего субъекта Российской Федерации в общей сумме акцизов на нефтепродукты, предназначенных для финансирования работ по строительству и содержанию автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации) может привести к более равномерному и справедливому распределению сумм акцизов по территории Российской Федерации без внесения изменений в НК РФ.
Для введения в действие указанного порядка распределения акцизов по субъектам Российской Федерации предполагается внести поправки в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" (с расчетами в разрезе субъектов Российской Федерации и дополнительными обоснованиями) на рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при подготовке этого законопроекта к принятию в третьем чтении.
Т. Софрина,
заместитель начальника отдела
Департамента налоговой политики Минфина России
"Финансовая газета", N 44, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71