Рассмотрев проект решения Совета народных депутатов Тамбовского муниципального округа "Об утверждении Положения "О муниципальных правовых актах органов местного самоуправления Тамбовского муниципального округа", внесённый председателем Совета народных депутатов Тамбовского муниципального округа Л.Н. Лобовой от 29.09.2023 N 01-18/52, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Тамбовского муниципального округа Амурской области, Совет народных депутатов Тамбовского муниципального округа
решил:
1. Утвердить прилагаемое Положение "О муниципальных правовых актах органов местного самоуправления Тамбовского муниципального округа".
2. Признать утратившим силу решение Тамбовского районного Совета народных депутатов от 25.09.2008 N 35 "О Положении о системе муниципальных правовых актов".
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Амурский маяк".
4. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.
Председатель Совета народных депутатов Тамбовского муниципального округа |
Л.Н. Лобова |
Глава Тамбовского муниципального округа |
С.В. Гречихин |
Утверждено
решением
Совета народных депутатов
Тамбовского муниципального округа
от 19 октября 2023 г. N 13/125
Положение
о муниципальных правовых актах органов местного самоуправления Тамбовского муниципального округа
Статья 1. Общие положения
1. Положение о муниципальных правовых актах органов местного самоуправления Тамбовского муниципального округа (далее - Положение) определяет систему муниципальных правовых актов Тамбовского муниципального округа, виды муниципальных правовых актов, порядок их разработки, принятия (издания), вступления в силу, официального опубликования, а также устанавливает требования, предъявляемые к муниципальным правовым актам и порядок проведения экспертизы муниципальных правовых актов.
2. Правовой основой настоящего Положения является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06 октября 2006 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Амурской области, Устав Тамбовского муниципального округа.
3. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
1) муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением Тамбовского муниципального округа по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области, а также по иным вопросам, отнесенным Уставом Тамбовского муниципального округа в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории Тамбовского муниципального округа, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;
2) муниципальный нормативный правовой акт - муниципальный правовой акт, изданный (принятый) в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, содержащий правовые нормы, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц на территории Тамбовского муниципального округа, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений;
3) муниципальный индивидуальный (ненормативный) правовой акт - муниципальный правовой акт, принятый (утвержденный) в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам);
4) система муниципальных правовых актов - это совокупность нормативных и ненормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования с установленными правовыми взаимосвязями между ними;
5) правотворческая инициатива - официальное внесение правомочным субъектом в орган местного самоуправления проекта муниципального правового акта, влекущее за собой обязанность органа местного самоуправления рассмотреть и принять либо отклонить его;
6) субъект правотворческой инициативы - субъект, имеющий право вносить проект муниципального правового акта на рассмотрение органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, уполномоченных принять (издать) правовой акт;
7) правотворческий процесс - урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления правотворческой деятельности, включающий подготовку, внесение в правотворческий орган, рассмотрение, принятие (издание), подписание и официальное опубликование муниципальных правовых актов;
8) правоприменительная деятельность органов местного самоуправления - урегулированная законодательством деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по рассмотрению на основании нормативных правовых актов конкретных вопросов, дел и принятию (изданию) по результатам их рассмотрения муниципальных индивидуальных правовых актов, обязательных для лица или лиц, которым они адресованы;
9) официальное толкование нормативных правовых актов - это разъяснение нормативных правовых актов, направленное на установление смысла и содержания нормы права муниципальных нормативных правовых актов в процессе их реализации;
10) правила юридической техники - совокупность способов, приемов, применяемых при разработке, изложении, оформлении правовых актов.
4. При подготовке и принятии (издании) муниципальных правовых актов должны соблюдаться следующие основные принципы:
1) законности;
2) отражения в правовых актах интересов населения;
3) единства, полноты и непротиворечивости (недвусмысленности и согласованности) системы правовых актов;
4) обязательности создания механизмов реализации и контроля правовых актов;
5) демократии и гласности в процессе разработки и принятия (издания) правовых актов;
6) открытости и доступности информации о принятых (изданных) правовых актов;
7) планомерности и оперативности правотворчества.
Статья 2. Система муниципальных правовых актов
1. В систему муниципальных правовых актов Тамбовского муниципального округа входят:
1) Устав Тамбовского муниципального округа, правовые акты, принятые на местном референдуме;
2) решения Совета народных депутатов Тамбовского муниципального округа;
3) постановления и распоряжения председателя Совета народных депутатов Тамбовского муниципального округа;
4) постановления и распоряжения главы Тамбовского муниципального округа;
5) постановления и распоряжения администрации Тамбовского муниципального округа;
6) приказы и распоряжения иных должностных лиц местного самоуправления Тамбовского муниципального округа;
7) правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и Уставом Тамбовского муниципального округа.
2. Устав Тамбовского муниципального округа (далее - Устав) и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории Тамбовского муниципального округа.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.
3. Муниципальные правовые акты в зависимости от их содержания могут быть как нормативными правовыми актами, так и индивидуальными (ненормативными) правовыми актами.
4. Совет народных депутатов Тамбовского муниципального округа (далее - Совет народных депутатов) по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом Тамбовского муниципального округа, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Тамбовского муниципального округа, решение об удалении главы Тамбовского муниципального округа в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета народных депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом Тамбовского муниципального округа.
5. Председатель Совета народных депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета народных депутатов, подписывает решения Совета народных депутатов.
6. Глава Тамбовского муниципального округа подписывает решения Совета народных депутатов; в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Амурской области, Уставом, нормативными правовыми актами представительного органа Тамбовского муниципального округа, издает постановления администрации Тамбовского муниципального округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области, а также распоряжения администрации Тамбовского муниципального округа по вопросам организации работы администрации Тамбовского муниципального округа.
7. Глава Тамбовского муниципального округа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.
8. Иные должностные лица местного самоуправления Тамбовского муниципального округа издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям Уставом.
Статья 3. Требования к содержанию и оформлению муниципального правового акта
1. Муниципальные правовые акты должны отвечать следующим основным требованиям:
1) законность;
2) соблюдение правил юридической техники;
3) обеспеченность реализации муниципального правового акта средствами местного бюджета.
2. Муниципальные правовые акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Амурской области, Уставу Тамбовского муниципального округа.
3. Текст муниципального правового акта по содержанию должен соответствовать предмету регулирования, заявленному в названии акта.
4. Положения муниципального правового акта должны быть краткими, конкретными, логически последовательными и объективными по содержанию, ясными для всеобщего понимания, исключающими двойное толкование содержания.
5. Муниципальные правовые акты излагаются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
В тексте муниципального правового акта должны соблюдаться правила орфографии, пунктуации и иные правила русского языка. Не допускается использование эмоционально - экспрессивных языковых средств, образных сравнений ( эпитетов, метафор, гипербол и других).
Слова и выражения в муниципальных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном и региональном законодательстве.
Не допускается обозначение в муниципальных правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в муниципальном правовом акте.
6. В муниципальном правовом акте могут даваться определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
7. Использование в муниципальных правовых актах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
8. В случае необходимости в нормативном правовом акте могу быть воспроизведены отдельные положения из нормативных правовых актов Российской Федерации и Амурской области.
9. В муниципальном правовом акте указываются:
1) сроки и порядок введения его в действие;
2) муниципальные правовые акты или их отдельные положения, подлежащие отмене (признанию утратившими силу) в связи с изданием (принятием) данного акта;
3) правовые акты, которые должны быть изданы (приняты) или приведены в соответствие в данным муниципальным правовым актом;
4) механизм реализации муниципального правового акта и контроля за его исполнением.
Статья 4. Структура муниципального правового акта
1. Муниципальный правовой акт как документ состоит из содержательной (основной) части и реквизитов.
Содержательной частью муниципального правового акта - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его издания (принятия).
Реквизиты муниципального правового акта - совокупность внешних (несодержательных) характеристик муниципального правового акта, удостоверяющих официальный характер и юридическую силу его положений, а также обеспечивающих возможность его идентификации.
2. В зависимости от вида муниципального правового акта его содержательная часть имеет деление на структурные элементы (единицы): преамбула, раздел, подраздел, глава, параграф, статья, часть статьи, пункт, пункт статьи, подпункт, абзац. Необходимость включения в муниципальный правовой акт тех или иных структурных элементов зависит от его содержания и объема.
3. Преамбула - вступительная часть муниципального правового акта, не является обязательным элементом структуры. Она отражает фактические обстоятельства и мотивы, послужившие основанием для принятия акта, в ней могут быть указаны ссылки на иные нормативные документы, в соответствии с которыми или на основании которых принят муниципальный правовой акт.
В преамбуле могут использоваться такие формулировки, как: "в соответствии", "на основании", "в целях", "руководствуясь", "в связи", "во исполнение".
Преамбула не содержит положений нормативного или распорядительного характера; понятий, определений, терминов; ссылок на другие нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием муниципального акта. Преамбула не формулирует предмет правового регулирования, не делится на части и статьи, не нумеруется и располагается непосредственно после наименования (заголовка) муниципального правового акта. Преамбула может подразделяться на абзацы.
В муниципальных правовых актах преамбула завершается постановляющей фразой ("решил(а)", "постановляю (ет)", "приказываю").
4. В значительных по объему муниципальных правовых актах (утвержденных ими документах) применяется деление текста на разделы. Раздел не является обязательным элементом в структуре муниципального правового акта.
Разделы обозначаются словом "Раздел", нумеруются римскими цифрами с точкой и имеют наименование (заголовок).
В случае деления муниципального акта на разделы, он может быть разделен на подразделы. Подраздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование (заголовок).
5. Глава муниципального правового акта нумеруется арабскими цифрами и имеет наименование.
Главы могут делиться на параграфы. Параграф обозначается знаком §, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, имеет наименование.
6. В случаях, когда текст муниципального правового акта небольшой, его можно не делить на главы. В этом случае возможно деление муниципального правового акта на статьи.
Основной структурным элементом муниципального правового акта (утвержденного им документа) является статья или пункт.
7. Статья имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.
Структурными элементами статьи являются части, пункты, подпункты, абзацы.
Части статьи обозначаются арабскими цифрами с точкой, имеют единую нумерацию для данной статьи, наименований не имеют. Часть, являющаяся единственной в статье, не нумеруется.
Части статьи подразделяются на пункты, которые следуют после двоеточия и нумеруются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты следует начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
При необходимости пункт может подразделяться на подпункты и абзацы.
Подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой и отделяются друг от друга точкой с запятой.
8. В случае когда в муниципальном правовом акте не используется структурный элемент "Статья", тогда в таком муниципальном правовом акте основным структурным элементом является пункт.
В таком случае пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и не имеют наименований, текст после точки начинается с прописной буквы. Если муниципальный правовой акт содержит всего один пункт, он не нумеруется.
Пункт может подразделяться на подпункты.
Подпункты следует обозначать арабскими цифрами или строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
9. Части, пункты, подпункты статьи и пункты и подпункты (если отсутствует статья) муниципального правового акта могут подразделяться на абзацы.
Статья, пункт, часть статьи, пункт статьи, подпункт и абзац печатаются с красной строки.
10. Нумерация структурных единиц (разделов, подразделов, глав, параграфов, статей, пунктов (если отсутствует статья) муниципального правового акта должна быть сквозной в пределах всего акта. Недопустима, например, отдельная нумерация статей внутри каждой главы или отдельная нумерация глав внутри каждого раздела.
Вновь включаемым в текст муниципального правового акта структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через точку дополнительных порядковых номеров, начиная с первых.
Новым структурным элементам, включаемым в текст муниципального правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
В случае отмены (признания утратившими силу) одного или нескольких структурных элементов содержательной части муниципального правового акта нумерация остальных структурных элементов в тексте данного муниципального правового акта не изменяется.
11. Муниципальный правовой акт должен содержать заключительную (резолютивную) часть. В заключительную часть включаются положения о вступлении в силу муниципального правового акта, о внесении изменений в действующие муниципальные правовые акты, о признании муниципальных правовых актов утратившими силу (об отмене, приостановлении их действия).
12. Муниципальные правовые акты могут содержать приложения, которые утверждаются этим муниципальным правовым актом и располагаются после заключительной части с новой страницы (перечень, порядок, положение, правила, регламент, программа, план, график, таблица, схема, изображение, типовая форма документа).
Если приложений несколько, то они нумеруются арабскими цифрами с указанием знака "N".
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы и должно содержать ссылку на муниципальный правовой акт, к которому оно прилагается (вид акта, наименование органа принятия, дата принятия, номер).
Наименование приложения располагается по центру страницы и должно соответствовать наименованию, приведенному в тексте муниципального правового акта.
13. Муниципальный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
1) изображение герба Тамбовского муниципального округа, расположенное над наименованием органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего (издавшего) документ;
2) полное наименование органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего (издавшего) документ;
3) наименование вида правового акта;
4) дата и номер принятия (подписания, издания);
5) место нахождения органа местного самоуправления, принявшего муниципальный правовой акт;
6) наименование правового акта, отражающее предмет правового регулирования (заголовок).
В конце текста правового акта указываются следующие реквизиты: наименование должности, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на подписание соответствующего правового акта.
14. При подписании муниципального правового акта соблюдаются следующие требования:
1) должно быть указано полное и официальное наименование должности уполномоченного лица в соответствии с Уставом Тамбовского муниципального округа;
2) личная подпись уполномоченного лица проставляется только на подлиннике муниципального правового акта;
3) необходима расшифровка подписи, которая состоит из следующих инициалов: первая буква имени и отчества (с точкой) и фамилия (указывается полностью без сокращений).
15. Муниципальный правовой акт и утвержденный им документ ( приложение) в обязательном порядке имеют наименование. Наименование муниципального правового акта (утвержденного им документа) должно давать общее представление о его содержании, точно отражать предмет правового регулирования.
Наименование правового акта должно отвечать на вопрос "О чем ?" и начинаться с предлогов "О....." или "Об .....".
16. Даты в муниципальных правовых актах оформляются словесно-цифровым способом в следующей последовательности: число - парой арабских цифр, месяц (словом), год - четырьмя арабскими цифрами с добавлением слова "год" в соответствующем падеже, без сокращения (например - "12 сентября 2023 года").
Допускается оформление даты арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой, год - четырьмя арабскими цифрами ("12.09.2023").
17. Нумерация муниципальных правовых актов каждого вида ведется в пределах года исходя из даты их принятия.
18. Муниципальные правовые акты, принятые Советом народных депутатов Тамбовского муниципального округа, имеют дополнительно такой реквизит, как номер заседания текущего созыва.
19. Ссылки в статьях, частях, пунктах правового акта на другие его статьи, части, пункты или иные структурные элементы, а также на иные действующие правовые акты, их отдельные положения применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов.
20. При внесении изменений и дополнений в муниципальные нормативные правовые акты необходимо руководствоваться "Методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов", подготовленными Федеральным бюджетным учреждением "Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации".
Статья 5. Виды текстов муниципального правового акта
1. Различаются следующие виды текстов муниципального правового акта:
1) подлинный текст муниципального правового акта (подлинник муниципального правового акта) - эталонный экземпляр текста правового акта, оформленный в одном экземпляре;
2) официально опубликованный текст муниципального правового акта - совпадающий с подлинником текст муниципального правового акта, опубликованный в печатном средстве массовой информации, предназначенном для опубликования муниципальных правовых актов;
3) заверенная копия муниципального правового акта - совпадающий с подлинником текст муниципального правового акта, заверенный печатью органа, издавшего (принявшего) правовой акт;
4) незаверенная копия муниципального правового акта - совпадающий с подлинником текст муниципального правового акта, не заверенный печатью органа, издавшего (принявшего) правовой акт.
2. Копии постановлений и распоряжений председателя Совета народных депутатов Тамбовского муниципального округа заверяются печатью Совета народных депутатов Тамбовского муниципального округа.
3. Тексты муниципального правового акта, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 настоящей статьи, признаются официальными текстами, на их основании осуществляется правотворческая и правоприменительная деятельность.
Статья 6. Правотворческий процесс
1. Стадиями правотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Тамбовского муниципального округа является ряд последовательных этапов принятия правового акта, на каждом из которых решаются самостоятельные задачи правотворческой деятельности.
2. Механизм принятия муниципальных правовых актов включает в себя основные стадии правотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, которыми являются:
1) планирование работ по разработке правового акта;
2) подготовка проекта правового акта;
3) согласование с заинтересованными органами и должностными лицами Тамбовского муниципального округа, правовая и антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных правовых актов, представление проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления для составления заключений, содержащих их правовой анализ;
4) внесение проекта правового акта в соответствующий правотворческий орган;
5) принятие (подписание) муниципального правового акта;
6) официальное опубликование муниципального правового акта в случаях и порядке, установленных Уставом Тамбовского муниципального округа;
7) вступление в силу муниципального правового акта.
3. Органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления осуществляют текущее и перспективное планирование правотворческой деятельности в пределах собственных полномочий.
Правотворческая деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется на основе годовых и текущих планов работы органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.
Планирование правотворческой деятельности не исключает издание (принятие) муниципальных правовых актов, не содержащихся в утвержденных планах.
4. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Тамбовского муниципального округа представительным органом Тамбовского муниципального округа, главой Тамбовского муниципального округа могут проводиться публичные слушания.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Тамбовского муниципального округа в соответствии с федеральным законодательством.
5. Субъекты правотворческой инициативы в Тамбовском муниципальном округе устанавливаются Уставом Тамбовского муниципального округа.
6. Внесение, предварительное рассмотрение, принятие, подписание и официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом Тамбовского муниципального округа и иными муниципальными правовыми актами, с учетом требований настоящего Положения.
7. Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия (издания) муниципальных правовых актов главы Тамбовского муниципального округа, администрации Тамбовского муниципального округа, перечень и формы прилагаемых к ним документов определяются Регламентом администрации Тамбовского муниципального округа и инструкцией по делопроизводству для правовых актов администрации Тамбовского муниципального округа (утверждаются постановлением главы Тамбовского муниципального округа), в части, не противоречащей настоящему Положению.
8. Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия решений Совета народных депутатов, перечень и формы прилагаемых к ним документов определяются Регламентом Совета народных депутатов Тамбовского муниципального округа и иными нормативными правовыми актами Совета народных депутатов (утверждаются решениями Совета народных депутатов), в части, не противоречащей настоящему Положению.
Нумерация частей приводится в соответствии с источником
8. Порядок подготовки и издания (принятия) иных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Тамбовского муниципального округа устанавливается регламентами (положениями) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Тамбовского муниципального округа.
9. Для оценки соответствия проекта муниципального правового акта законодательству Российской Федерации, законодательству Амурской области, Уставу и правилам юридической техники до принятия (издания) правового акта проводится его правовая экспертиза в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Тамбовского муниципального округа.
10. В целях недопущения включения в проект нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в соответствующем органе местного самоуправления проводится антикоррупционная экспертиза в порядке, установленном правовым актом соответствующего органа местного самоуправления с использованием Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
11. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом администрации Тамбовского муниципального округа, в соответствии с законом Амурской области от 19 декабря 2014 года N 460-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности" и Уставом.
12. В случае если реализация муниципального правового акта предусматривает расходы, покрываемые за счёт средств местного бюджета, контрольно-счётным органом Тамбовского муниципального округа в порядке, установленном Уставом и нормативным правовым актом Совета народных депутатов, проводится финансово-экономическая экспертиза проекта муниципального правового акта, которая предусматривает в том числе экспертизу правового акта на предмет возможности финансирования расходов из местного бюджета.
13. Для оценки качества внесённого проекта нормативного правового акта, а также действующих нормативных правовых актов и для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая научная (правовая, финансовая, научно-техническая, экологическая и др.) экспертиза на возмездной или безвозмездной основе.
14. Для обеспечения законности издаваемых муниципальных правовых актов и соответствия их федеральному законодательству и законодательству Амурской области проект муниципального правового акта не позднее, чем за 7 дней до его принятия (издания) направляется в прокуратуру Тамбовского района для получения заключения.
15. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в пределах их полномочий организовывают и проводят внутреннюю (служебную) экспертизу своих нормативных правовых актов в связи с изменением действующего законодательства и (или) с исключением противоречивости акта и в случае необходимости разрабатывают соответствующий проект правового акта для принятия.
16. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативным правовым актом администрации Тамбовского муниципального округа в соответствии с законом Амурской области от 19 декабря 2014 года N 460-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".
Статья 7. Правовая экспертиза проектов муниципальных правовых актов
1. Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы проекта муниципального правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа на принятие (издание) акта, содержащихся в нем норм, порядка принятия, опубликования, на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательства и иных нормативных правовых актов Амурской области, Устава и иных муниципальных правовых актов Тамбовского муниципального округа.
2. При проведении правовой экспертизы также проводится анализ целей, задач и предмета правового регулирования проекта правового акта на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина.
3. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере выявляется место рассматриваемого проекта правового акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего устанавливается, во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным федеральным актом), законодательством и иными нормативными правовыми актами Амурской области, Тамбовского муниципального округа предлагается принять акт, соответствуют ли правовые основания, обуславливающие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законодательстве Амурской области.
4. В ходе правовой экспертизы оценивается также соблюдение правил юридической техники при подготовке акта, т.е. наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.
5. При оценке юридических терминов анализируется следующее:
1) употребляется ли один и тот же термин в данном проекте правового акта в одном и том же значении;
2) имеют ли термины общепризнанное значение;
3) обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в законодательстве.
6. Признаки несоответствия проекта муниципального правового акта нормативным правовым актам Российской Федерации и Амурской области:
1) отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами Амурской области необходимы для издания муниципального правового акта;
2) принятие муниципального правового акта во исполнение отмененного федерального закона или закона Амурской области;
3) неправильный выбор федерального законодательства, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательства и иных нормативных правовых актов Амурской области, применяемых при принятии муниципального правового акта;
4) принятие правового акта органом местного самоуправления, в компетенцию которого это не входит, либо издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу местного самоуправления;
5) нарушение порядка принятия муниципального правового акта;
6) иные признаки (на усмотрение структурного подразделения (муниципального служащего) органа местного самоуправления, осуществляющего правовую экспертизу).
7. По результатам правовой экспертизы структурное подразделение (муниципальный служащий) органа местного самоуправления, осуществляющего правовую экспертизу, в случае несоответствия проекта муниципального правового акта действующему законодательству, нарушения правил юридической техники, составляет мотивированное письменное заключение на проект муниципального правового акта.
В случае соответствия проекта муниципального правового акта действующему законодательству, правилам юридической техники, проект муниципального правового акта визируется начальником структурного подразделения (муниципальным служащим) органа местного самоуправления, осуществлявшим правовую экспертизу. Виза включает в себя личную подпись визирующего, расшифровку его подписи, должность и дату.
8. Правовая экспертиза проекта муниципального правового акта проводится в срок до 5 дней в зависимости от его сложности, объема и очередности поступления.
Статья 8. Порядок официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов
1. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом, за исключением нормативных правовых актов Совета народных депутатов о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования.
Обязательному официальному опубликованию подлежат муниципальные правовые акты по вопросам бюджета Тамбовского муниципального округа, налогов, сборов и штрафов, муниципальных норм, порядков и правил.
3. Опубликование муниципальных правовых актов должно обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законодательством.
4. Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в районной газете "Амурский маяк".
Для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
5. Устав Тамбовского муниципального округа, муниципальные правовые акты о внесении изменений и дополнений в Устав Тамбовского муниципального округа после их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в районной газете "Амурский маяк" и на интернет-портале Министерства юстиции Российской Федерации (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф) (свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС77-72471 от 5 марта 2018 года) и вступают в силу после их официального опубликования в районной газете "Амурский маяк".
6. Все иные муниципальные правовые акты вступают в силу с момента их принятия, если сроки не оговорены в самом муниципальном правовом акте.
Статья 9. Действие муниципальных правовых актов, из реализация и толкование
1. Муниципальные правовые акты действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой.
2. Действие правового акта начинается с момента его вступления в силу и прекращается в момент утраты им юридической силы.
Муниципальные правовые акты нормативного характера действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься и на определенный срок (период). До истечения установленного срока (периода) орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, принявшие (издавшие) муниципальный правовой акт, могут принять решение о продлении его действия на новый срок или о придании ему бессрочного характера.
Действие отдельных положений муниципальных правовых актов может быть ограничено определенным временем.
Муниципальные правовые акты ненормативного характера действуют в течение указанного в них срока или в течение срока исполнения содержащихся в них предписаний.
3. Действие муниципальных правовых актов распространяется на всю территорию Тамбовского муниципального округа, если в самом муниципальном правовом акте не установлено иное.
Действие муниципальных правовых актов распространяется на всех юридических и физических лиц, находящихся на территории Тамбовского муниципального округа, если в самом муниципальном правовом акте не установлено иное.
4. Реализация исполнения муниципальных правовых актов обеспечивается органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
5. Контроль исполнения и соблюдения муниципальных правовых актов осуществляют должностные местного самоуправления, органов местного самоуправления, лица, замещающие должности муниципальной службы, а также иные субъекты в соответствии с действующим законодательством.
6. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Амурской области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Амурской области).
7. Отмена (признание утратившим силу) муниципального правового акта (его отдельной части) производится муниципальным правовым актом равной юридической силы.
Изменения в муниципальный правовой акт вносятся муниципальным правовым актом того же вида, каким принят (утвержден) изменяемый муниципальный правовой акт.
8. Муниципальный правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:
1) истечения срока действия муниципального правового акта или его отдельных положений;
2) принятия (издания) тем же органом местного самоуправления (должностным лицом) и вступления в силу другого муниципального правового акта того же вида, который полностью заменяет по предмету регулирования ранее принятый (изданный) муниципальный правовой акт;
3) признания муниципального правового акта или его отдельных положений утратившими силу принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления (должностным лицом);
4) признания муниципального правового акта или его отдельных положений недействующими по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) отмены муниципального правового акта или его отдельных положений уполномоченным органом или по решению суда;
6) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Амурской области.
Муниципальные правовые акты или их отдельные положения, срок действия которых истек, утрачивают юридическую силу без принятия муниципального правового акта о признании их утратившими силу.
Одновременно с утратой муниципальным правовым актом юридической силы юридическую силу утрачивают также муниципальные правовые акты (отдельные положения правовых актов), которыми были внесены изменения в муниципальный правовой акт, утративший юридическую силу.
9. Действие муниципальных правовых актов не распространяется на отношения, возникшие до их вступления в силу, если в самом акте не установлено иное.
10. Внесение изменений в муниципальные правовые акты подразумевает:
1) замену слов, цифр;
2) исключение слов, цифр, предложений;
3) исключение структурных единиц не вступившего в силу муниципального акта;
4) дополнение структурной единицы новыми словами, цифрами, предложениями;
5) новую редакцию структурной единицы правового акта;
6) дополнение новыми структурными единицами правового акта;
7) продление действия правового акта или его структурных единиц;
8) приостановление действия правового акта или его структурных единиц.
11. Структурная единица муниципального правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:
а) необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
б) неоднократно вносились изменения в структурную единицу муниципального акта.
12. При необходимости внесения множественных изменений в муниципальный правовой акт, который ранее уже неоднократно изменялся, следует принять новый муниципальный правовой акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего муниципального правового акта и всех изменяющих муниципальных правовых актов (при их наличии).
13. В случае если при принятии (издании) нового муниципального правового акта необходимо внесение изменений в иные муниципальные правовые акты или признание утратившими силу иных муниципальных правовых актов, одновременно с проектом нового муниципального правового акта вносятся соответствующие предложения.
14. При внесении изменений и дополнений в муниципальные нормативные правовые акты необходимо руководствоваться "Методическими рекомендациями по подготовке муниципальных нормативных правовых актов", подготовленными Федеральным бюджетным учреждением "Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации" и настоящим Положением.
15. Официальное толкование нормативных правовых актов осуществляется в случае обнаружения неясностей в содержании актов, неправильной или противоречивой практики их применения.
Официальное толкование нормативного правового акта осуществляется органом местного самоуправления, издавшим (принявшим) его, в той же форме, в которой издан (принят) толкуемый нормативный правовой акт.
Официальное толкование нормативных правовых актов, принятых на местном референдуме, осуществляется Советом народных депутатов.
16. Акты официального толкования не имеют самостоятельного значения и применяются только вместе с разъясняемыми ими муниципальными нормативными правовыми актами. Изменение или отмена толкуемых муниципальных нормативных правовых актов означает отмену соответствующих актов официального толкования.
17. Запросы о толковании муниципальных нормативных правовых актов могут направлять только субъекты правотворческой инициативы.
18. Толкование муниципального нормативного правового акта, даваемое организациями и лицами, не обладающими правом официального толкования, не имеет юридической силы.
Статья 10. Предоставление муниципальных нормативных правовых актов для внесения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Амурской области
1. Муниципальные нормативные правовые акты Тамбовского муниципального округа, в том числе оформленные в виде правовых актов решения жителей муниципального образования, принятые на местном референдуме, подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Амурской области, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти Амурской области в порядке, установленном законом Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета народных депутатов Тамбовского муниципального округа Амурской области от 19 октября 2023 г. N 13/125 "Об утверждении Положения "О муниципальных правовых актах органов местного самоуправления Тамбовского муниципального округа"
Вступает в силу после официального опубликования
Опубликование:
-