Заслушав и обсудив 20 сентября 2023 года информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушева о национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2022 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушева о национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2022 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
2. Принять к сведению выступления аудитора Счетной палаты Российской Федерации С.В. Мамедова, председателя Комитета Государственной Думы по контролю О.В. Морозова, председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И. Кашина.
3. Отметить значимый результат работы производителей сельскохозяйственной продукции в 2022 году и их значительный вклад в укрепление продовольственной безопасности Российской Федерации.
4. Поддержать усилия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по обеспечению эффективной реализации государственной аграрной политики.
5. В рамках состоявшегося обсуждения было отмечено:
1) индекс производства сельскохозяйственной продукции по отношению к 2021 году составил 110,2 процента;
2) объем производства основных сельскохозяйственных культур составил:
зерновых и зернобобовых культур - 155,9 миллиона тонн (121,4 миллиона тонн в 2021 году);
сахарной свеклы - 48,9 миллиона тонн (41,2 миллиона тонн в 2021 году);
овощей защищенного грунта в зимних теплицах - 1,5 миллиона тонн (1,42 миллиона тонн в 2021 году);
3) по сравнению с предыдущим годом увеличен объем производства отдельных видов продукции животноводства:
скота и птицы на убой (в живом весе) - 16,2 миллиона тонн (15,7 миллиона тонн в 2021 году);
молока - 32,98 миллиона тонн (32,3 миллиона тонн в 2021 году);
4) превышены индикаторы, установленные Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, в отношении:
зерна - 185,4 процента (индикатор - 95 процентов);
мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - 101,8 процента (индикатор - 85 процентов);
сахара - 103,2 процента (индикатор - 90 процентов);
растительного масла - 211,1 процента (индикатор - 90 процентов);
рыбы и рыбопродуктов (в живом весе - весе сырца) - 165,3 процента (индикатор - 85 процентов);
5) по итогам года объем экспорта продукции агропромышленного комплекса Российской Федерации составил 41,6 миллиарда долларов США;
6) один из ключевых показателей - индекс импортозамещения - составил 118,1 процента (103,2 процента в 2021 году);
7) среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) составила 47 178 рублей (39 872 рубля в 2021 году);
8) объем государственной поддержки в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия составил 424 170,8 миллиона рублей. Расходы на указанную программу исполнены на 99,9 процента;
9) объем государственной поддержки в рамках льготного кредитования составил 185,2 миллиарда рублей;
10) в рамках программы льготного лизинга сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 12,7 тысячи единиц сельскохозяйственной техники.
6. Вместе с тем депутаты Государственной Думы выразили обеспокоенность:
1) низким уровнем самообеспечения ниже пороговых значений, установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, в отношении следующих видов продукции:
молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) - 85,7 процента (индикатор - 90 процентов);
овощи и бахчевые культуры - 88,5 процента (индикатор - 90 процентов);
фрукты и ягоды - 47,3 процента (индикатор - 60 процентов);
картофель - 94,5 процента (индикатор - 95 процентов);
2) падением доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей; несмотря на высокие показатели развития отрасли, рентабельность сельскохозяйственных организаций без учета субсидий составила 16,3 процента (21,2 процента в 2021 году);
3) падением закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции, такие, как зерно и молоко;
4) высоким уровнем диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию для сельского хозяйства;
5) резким ростом цен на топливо и его дефицитом в период уборки урожая и проведения посевной кампании;
6) приостановкой льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, вызванной ростом ключевой ставки Банка России;
7) низким уровнем обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой, падением темпа обновления парка сельскохозяйственной техники;
8) неисполнением сроков ввода в эксплуатацию ряда объектов федеральной адресной инвестиционной программы.
7. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) сохранить приоритетный порядок государственной поддержки в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
2) рассмотреть возможность увеличения финансирования в объеме в соответствии с исходными паспортами государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации;
3) отражать в установленном порядке во всех отраслевых государственных программах, в состав которых включены направления деятельности федеральных государственных органов и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, результаты (показатели) и финансовое обеспечение структурных элементов, соответствующих сфере (отрасли) реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий";
4) разработать меры, направленные на снижение цен на горюче-смазочные материалы, приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями;
5) произвести расчет финансовых потерь, которые понесли сельскохозяйственные товаропроизводители вследствие резкого колебания цен на рынке топлива, а также рассмотреть возможность компенсации этих потерь;
6) рассмотреть возможность освобождения сельскохозяйственных товаропроизводителей от уплаты входящих в стоимость топлива акцизов в объемах, необходимых для работы сельскохозяйственной техники (в том числе тракторов, комбайнов), ввиду того, что указанная техника не осуществляет движения по автомобильным дорогам общего пользования;
7) обеспечить выполнение принятых Правительством Российской Федерации мер, направленных на стабилизацию цен на внутреннем рынке минеральных удобрений;
8) рассмотреть возможность целевого финансирования предприятий отечественного сельхозмашиностроения в рамках программ импортозамещения, включая государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
9) рассмотреть вопрос об увеличении государственной поддержки технической модернизации сельского хозяйства, направленной на обновление парка сельскохозяйственной техники;
10) рассмотреть вопрос о целесообразности разработки дополнительных мер государственной поддержки развития пчеловодства в Российской Федерации, в том числе в целях развития племенных хозяйств и питомников;
11) уделить особое внимание вопросам импортозамещения приобретаемой сельскохозяйственными товаропроизводителями продукции, в том числе семян, посадочного материала, племенной продукции животноводства;
12) рассмотреть вопрос о введении государственного регулирования торговых наценок на продовольственные товары первой необходимости на уровне 10-15 процентов;
13) при формировании государственной политики в сфере развития сельского хозяйства рассмотреть в качестве приоритетной задачи доведение уровня заработной платы работников сельского хозяйства до уровня средней заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации;
14) в рамках реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации рассмотреть возможность обеспечения приоритета государственной поддержки развития мелиорации в регионах Российской Федерации, находящихся в зоне рискованного земледелия;
15) снять ограничения в отношении поставок зерна на экспорт.
8. Рекомендовать руководителям региональных органов управления агропромышленным комплексом разработать "дорожные карты", устанавливающие этапы получения государственной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями малых форм хозяйствования, с указанием ответственных исполнителей.
9. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период весенней сессии 2024 года.
10. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации.
11. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
26 октября 2023 г.
N 4961-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 октября 2023 г. N 4961-8 ГД "Об информации Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушева о национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2022 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
Вступает в силу с 26 октября 2023 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 30 октября 2023 г. N 44 ст. 7857