Обязательство перевозки грузов железнодорожным
транспортом
Михаил Касьянов 20 сентября подписал постановление правительства об образовании ОАО "Российские железные дороги". Президент России 23 сентября освободил Геннадия Фадеева от должности министра путей сообщения РФ в связи с его назначением на должность президента ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"). Таким образом завершен один из основных этапов реформы железнодорожного транспорта. Принятый в 2002 г. Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) и иные законы о реформе железнодорожного транспорта вступили в силу, и, следовательно, перевозки грузов должны осуществляться по этим законам. В соответствии с УЖТ Министерство путей сообщения РФ (далее - МПС РФ) утвердило ряд новых правил перевозок грузов, а также новые формы транспортных документов. В связи с вступлением в силу нового транспортного законодательства, а также правил перевозок возникает ряд вопросов, связанных с их применением. Этой статьей мы начинаем серию публикаций, посвященных новеллам УЖТ.
В данной статье будут рассмотрены некоторые вопросы, связанные с обязательством, возникающим из принятой перевозчиком заявки на перевозку груза. При характеристике данного обязательства мы исходим из того, что отношения, связанные с принятием и исполнением заявок отправителя на подачу вагонов (контейнеров), являются составной частью сложного обязательства, предшествующего заключению договора перевозки. Участниками обязательства, возникающего из принятой перевозчиком заявки на подачу транспортных средств, традиционно являлись перевозчик и грузоотправитель. УЖТ ввел еще двух участников - владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и владельца пути необщего пользования.
Подача заявки грузоотправителем
Порядок и сроки подачи заявки грузоотправителем и принятия ее перевозчиком установлен в ст.11 и 12 УЖТ, а также в Правилах приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом министра путей сообщения РФ от 16 июня 2003 г. N 21 (далее - Правила). В УЖТ установлен не менее чем десятидневный срок для начала перевозки для всех грузов, кроме грузов, отправляемых в прямом и непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты, пункты перевалки наливных грузов. Для этих грузов установлен пятнадцатидневный срок.
По существу путем подачи заявки и принятия ее перевозчиком достигается соглашение между перевозчиком и отправителем по подаче транспортных средств (перевозчик) и их использованию (отправитель).
Если груз отправляется с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка должна быть согласована с владельцем пути необщего пользования до представления ее перевозчику. Таким образом, владелец данного пути включается на стороне грузоотправителя в отношения, связанные с подачей заявки перевозчику.
Следующим новым участником отношений, связанных с подачей отправителем заявки и ее принятием перевозчиком, является по УЖТ владелец инфраструктуры, который должен дать согласие на принятие перевозчиком данной заявки. Владелец инфраструктуры обязан, со своей стороны, согласовать эту заявку с другими владельцами инфраструктуры, организациями других видов транспорта (смешанное сообщение), железными дорогами иностранных государств (международное сообщение), если они должны участвовать в перевозке груза.
Основания отказа
В статье 11 УЖТ предусмотрено, в каких случаях владелец инфраструктуры может отказать в согласовании заявки. В числе таких случаев: указание о прекращении или ограничении погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза, данное в порядке, установленном ст.29 УЖТ; отсутствие между перевозчиком и владельцем инфраструктуры договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры; отказ смежных видов транспорта в согласовании заявки; отказы других владельцев инфраструктуры в согласовании заявки; обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки. Иные случаи, дающие право отказать в согласовании заявки, могут быть предусмотрены непосредственно УЖТ или иными нормативными правовыми актами. Правила предоставили владельцу инфраструктуры право частично отказать в согласовании заявки. Следовательно, Правила установили новый вид отказа - частичный, выйдя тем самым за пределы УЖТ.
Если владелец инфраструктуры не согласовал заявку или согласовал ее частично, перевозчик отказывает в принятии заявки полностью или в части. В Уставе это действие перевозчика называется "отказом в согласовании заявки". По существу же это действие означает отказ от акцепта заявки. В случае частичного отказа перевозчик отказывается акцептовать часть заявки, о чем уведомляет грузоотправителя. Подобное уведомление означает предложение грузоотправителю заключить соглашение на иных, чем первоначальные, условиях. В случае отсутствия письменного отказа грузоотправителя согласованная частично заявка на перевозку грузов принимается перевозчиком к исполнению. Молчание отправителя рассматривается как согласие на принятие заявки на новых условиях. Вышеизложенное подтверждает вывод о том, что действия по предъявлению заявки и ее принятие перевозчиком означают заключение между ними соответствующего соглашения.
В УЖТ содержатся основания отказа перевозчика от принятия заявки наряду с основаниями отказа от согласования заявки владельцем инфраструктуры. Перевозчик вправе отказать в принятии заявки, если имеются: а) указание о прекращении или ограничении погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза, данное в порядке, установленном ст.29 УЖТ; б) отказ владельца инфраструктуры от согласования заявки; в) обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки.
Остановимся на двух из них: а) отказ владельца инфраструктуры от согласования заявки; б) отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки.
В числе причин, по которым владелец инфраструктуры вправе отказать в согласовании заявки, названо отсутствие договора между перевозчиком и владельцем инфраструктуры на оказание услуг инфраструктуры.
Закономерен вопрос: кто конкретно является перевозчиком и кто владельцем инфраструктуры?
В соответствии с ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" перевозчиком должен быть прежде всего единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество - российские железные дороги, созданное в результате приватизации государственных унитарных предприятий - железных дорог и других организаций, входящих в систему МПС. Если получен отказ от других видов транспорта или иностранных перевозчиков от согласования заявки, отказать в принятии заявки на перевозку в прямом смешанном сообщении или в прямом международном сообщении может непосредственно перевозчик - железная дорога, совмещающая в одном лице и перевозчика и владельца инфраструктуры. Ничего, по всей вероятности, не меняется и с появлением ОАО РЖД, которое будет одновременно перевозчиком и владельцем принадлежавшей железным дорогам инфраструктуры (современные железные дороги станут филиалами ОАО, не обладающими статусом юридического лица).
Но отсутствие договора между владельцем инфраструктуры и перевозчиком как мотив для возвращения заявки возможен, если перевозчиком будет иная организация, а не государственная железная дорога или ОАО РЖД. Организации, не входящие в систему МПС и имеющие право быть перевозчиками грузов, уже существуют. Если у них есть свой подвижной состав, но отсутствует необходимая инфраструктура, они вынуждены будут заключать договоры об использовании инфраструктуры с ее владельцем.
Перевозчик вправе отказать в приеме заявки, если отсутствуют технические и технологические возможности осуществления перевозки. По такому основанию может отказать в согласовании заявки и владелец инфраструктуры. Однако технические и технологические возможности владельца инфраструктуры и перевозчика не совпадают. Данное деление имеет значение, если владелец инфраструктуры и перевозчик - разные лица. Если владелец инфраструктуры не прибегает к такому доводу, то перевозчик все же может отказать по данному основанию исходя из своих собственных возможностей. Например, нет вагонов, контейнеров и т.п.
К вышеперечисленным основаниям отказа в принятии заявки следует добавить непринятие заявки в связи с отказом отправителя от частичного удовлетворения его заявки, что влечет непринятие заявки в целом.
В УЖТ не сказано о последствиях отказа владельца пути необщего пользования от согласования заявки. Однако в Правилах предусмотрено, что при отправлении груза с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка на перевозку груза представляется перевозчику после согласования грузоотправителем заявки с владельцем железнодорожного пути необщего пользования. В Правилах есть норма, согласно которой заявки на перевозку грузов, оформленные с нарушением требований Правил, возвращаются перевозчиком грузоотправителю без рассмотрения. Поскольку УЖТ РФ предоставил возможность иным нормативным правовым актам, к которым относятся Правила, увеличивать число отказов в принятии заявки, следует признать, что заявка, не согласованная с владельцем железнодорожного пути необщего пользования, может быть перевозчиком возвращена грузоотправителю. Таким образом, УЖТ содержит изрядное количество оснований для отказа перевозчика от принятия заявки.
Совершенно очевидно, что положение грузоотправителя в связи с новеллами, установленными УЖТ и Правилами, резко ухудшается. ТУЖД был куда более либерален. В статье 18 ТУЖД были предусмотрены сроки и порядок представления заявок на перевозку грузов и сроки их рассмотрения железной дорогой. Об основания отказа в принятии заявки в законе не говорилось.
В постановлении Пленума ВАС РФ от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" разъяснялось, что по смыслу ст.18 ТУЖД железная дорога вправе была отказать в принятии заявки только в случае, если она подана с нарушением порядка и сроков ее представления, т.е. по формальным причинам. Железнодорожный транспорт всегда рассматривался как публичный перевозчик, который вправе отказаться от заключения соглашений, связанных с перевозкой грузов, в исключительных случаях, к которым можно отнести запреты, предусмотренные ст.29 УЖТ, и иные исключительные обстоятельства. Но в этом вопросе ничего не должно измениться. Согласно ст.789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров, багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Железнодорожный транспорт и сейчас не может не быть транспортом общего пользования.
УЖТ предоставил прежде всего основному перевозчику - ОАО РЖД широкие возможности отказывать в принятии заявок, отступив от правила ст.789 ГК РФ. В особенности это относится к такому весьма неопределенному основанию, как отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки. В ст.11 УЖТ сказано, что перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры отказом от согласования заявки, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Правила не содержат этого перечня и отсылают к праву МПС его установить. Таким образом, данное основание пока остается весьма туманным.
Устав, а также Правила предоставляют грузоотправителю право обжаловать отказ в принятии заявки в суд? Таким судом является арбитражный суд. Если рассматривать подачу заявки и ее акцепт перевозчиком как соглашение, то отказ перевозчика от принятия заявки означает отказ от вступления с грузоотправителем в отношения по перевозке груза. Такие споры подлежат рассмотрению арбитражным судом в исковом производстве.
Требуется ли в данном случае соблюдение установленного ГК РФ и УЖТ требования об обязательном предъявлении перевозчику претензии до обращения с иском в суд. Обязательный претензионный порядок установлен для требований к перевозчику, связанных с осуществлением перевозок груза (ст.120 УЖТ). Перевозка начинается с принятием перевозчиком заявки. Отказ в принятии заявки означает отказ от вступления с отправителем в перевозочные отношения. Поскольку осуществление перевозки еще не началось, полагаем, что к требованиям об установлении отношений норма ст.120 УЖТ не применима и грузоотправитель может обращаться в суд без предварительного обращения к перевозчику с претензией.
Права и обязанности перевозчика
и отправителя
Из принятой перевозчиком заявки возникает обязанность перевозчика подать грузоотправителю предусмотренные заявкой транспортные средства, а грузоотправителя предъявить указанный в заявке груз и использовать поданные под погрузку вагоны.
В УЖТ установлено, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик (ч.2 ст.20 УЖТ). Перевозчик обязан подавать под погрузку вагоны (контейнеры) исправными; очищенными внутри и снаружи от остатков ранее перевозимых грузов; в необходимых случаях промытые и продезинфицированные; годные для перевозки конкретных грузов вагоны; контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления. Редакция данной нормы позволяет заключить, что все ее составляющие относятся к технической пригодности. Между тем такие требования, как очистка вагонов внутри и снаружи от остатков ранее перевозимых грузов, их пригодность для перевозки конкретных грузов, скорее относятся к коммерческой, а не технической пригодности вагонов (контейнеров). По всей вероятности, техническая пригодность означает все-таки исправность вагона, т.е. его пригодность прежде всего к безаварийному передвижению. Все остальные требования к вагону (контейнеру) относятся к коммерческой пригодности, т.е. пригодности для перевозки указанного в заявке груза. Коммерческую пригодность контейнеров должен определять отправитель, а вагонов - грузоотправитель, если он обеспечивает погрузку, или перевозчик, если погрузку обеспечивает он.
К обязанности перевозчика относится подготовка под погрузку принадлежащих ему вагонов (в том числе под налив) и контейнеров. Грузоотправитель по договору, заключенному между ним и перевозчиком, может взять на себя обязанность подготовить под погрузку вагоны (контейнеры), принадлежащие перевозчику, но за его счет. Подготовку под погрузку вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, - обязанность грузоотправителя. Перевозчик может по договору с грузоотправителем взять на себя данную обязанность, но за счет грузоотправителя.
Грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. При этом вагоны, признанные непригодными, из числа поданных вагонов исключаются. Подача перевозчиком вагонов (контейнеров), непригодных в техническом и коммерческом отношении для перевозки груза, должна быть удостоверена актом общей формы.
Возникает вопрос, каковы последствия принятия отправителем вагона неисправного в коммерческом отношении? Кто будет ответствен за несохранность груза, возникшую по этой причине?
Разъяснения по этим вопросам применительно к ТУЖД дал Пленум ВАС РФ в постановлении от 12 ноября 1998 г. N 18, где, в частности, сказано, что, если несохранность груза произошла из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность должна нести железная дорога. Погрузка грузоотправителем грузов в поданные дорогой технически неисправные вагоны, контейнеры не освобождает железную дорогу от ответственности за несохранность груза. Правда, по мнению Пленума ВАС РФ, перевозчик тем не менее, может быть освобожден от ответственности в двух случаях. Во-первых, если он докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, т.е. вследствие непреодолимой силы. Во-вторых, в случае представления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя. Что касается непреодолимой силы, то она не должна освобождать перевозчика от подачи неисправного транспортного средства, если обстоятельство, носящее характер непреодолимой силы, возникло до подачи транспортного средства грузоотправителю. Если перевозчик тем не менее подал технически непригодное средство, то он должен нести за это ответственность, независимо от того, погрузил или нет в него груз отправитель, так как именно перевозчик отвечает за техническую пригодность транспортного средства. Отправитель не проверяет техническое состояние вагонов и контейнеров.
Иначе Пленум ВАС РФ решил вопрос об ответственности за несохранность груза при его погрузке отправителем в транспортное средство, неисправное в коммерческом отношении. По мнению Пленума ВАС РФ, железная дорога может быть освобождена арбитражным судом от ответственности за несохранность этого груза. Грузоотправитель может быть освобожден от ответственности только в случае, когда докажет вину железной дороги в недостаче, утрате, повреждении (порче) груза. Иными словами, грузоотправитель не освобождается от ответственности за несохранность груза, если он погрузил его в принятый им неисправный в коммерческом отношении вагон. Чтобы освободиться от ответственности, он должен доказать вину железной дороги в недостаче, утрате, повреждении (порче) груза. Получается заколдованный круг, поскольку доказательством может быть как раз неисправный в коммерческом отношении вагон. Во всяком случае, полагаем, что проще исходить из смешанной вины перевозчика и отправителя. Поскольку один не должен был подавать такой вагон, а второй - пренебрегать своим правом на отказ от принятия неисправного в коммерческом отношении транспортного средства.
Ответственность за невыполнение заявки
За невыполнение обязательства, возникшего из принятой перевозчиком заявки, установлена ответственность как перевозчика, так и отправителя, выражающаяся, как и прежде, в штрафах, носящих характер исключительной неустойки, т.е. исключающей возможность взыскания убытков сверх неустойки (ст.94 УЖТ).
Новеллой является содержащийся в ст.94 УЖТ перечень оснований ответственности грузоотправителя и перевозчика за невыполнение принятой заявки. К основаниям ответственности грузоотправителя, в частности, отнесена неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон.
Но провозные платежи уплачиваются в связи с неисполнением обязанности по договору перевозки, т.е. по другому юридическому основанию, возникшему после выполнения ранее поданной заявки. Обязанность оплатить перевозку относится в данном случае к уже исполненному договору перевозки. В соответствии с ТУЖД подобного рода обстоятельство освобождало перевозчика от ответственности за неподачу вагонов по новой заявке, но не возлагало на отправителя ответственность за неиспользование неподанных вагонов. Пленум ВАС РФ дал следующее разъяснение по этому поводу в постановлении от 25 января 2001 г. N 1 "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации".
Железная дорога не может требовать взыскания с грузоотправителя установленного ТУЖД штрафа за непредъявление грузов, неиспользование вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров в связи с прекращением подачи железной дорогой вагонов из-за того, что грузоотправитель не внес плату за предыдущую перевозку грузов и иные причитающиеся железной дороге платежи. Полагаем, что этот правильный подход не должен быть изменен и в связи с принятием УЖТ. Большой ошибкой следует считать квалификацию невыполнения отправителем своей обязанности оплатить предыдущие перевозки в качестве основания его ответственности за неиспользование не поданных дорогой под погрузку вагонов по текущей заявке. Новеллой является норма об ответственности перевозчика за необоснованный отказ от принятия заявки. В ст.94 УЖТ установлено, что в случае неправомерного отказа в согласовании заявки, поданной в соответствии с требованиями настоящего Устава и правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, перевозчик несет ответственность, предусмотренную договором об организации перевозок грузов. Но ведь внести такое условие в договор можно только по соглашению сторон. В ст.10 УЖТ о договорах об организации перевозок грузов данное условие в качестве существенного не предусмотрено. Перевозчик может отказаться от внесения данного условия в договор. Нельзя не сказать также о том, что эти договоры являются долгосрочными и заключаются при систематических перевозках груза. А как быть грузоотправителю, не осуществляющему систематических перевозок грузов. В этом случае ответственность перевозчика за отказ в принятии заявки не наступает.
Т.Е. Абова,
зав. сектором гражданского права,
гражданского и арбитражного процесса
Института государства и права РАН,
д.ю.н., профессор
"эж-ЮРИСТ", N 41, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru