Новые стандарты эмиссии. Что ждет эмитента?
Не успели эмитенты привыкнуть к стандартам эмиссии при учреждении акционерных обществ и стандартам эмиссии дополнительных акций, принятым ФКЦБ России в 2002 году, как появились новые. Постановлением от 18.06.2003 N 03-30/пс ФКЦБ России утвердила Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Стандарты). К сожалению, в рамках данной статьи нет возможности остановиться детально на всех вопросах, связанных с эмиссией ценных бумаг, поэтому будут рассмотрены только основные нововведения.
Новый подход
Разработка новых Стандартов была обусловлена в первую очередь приведением нормативных актов ФКЦБ России в соответствие с последними изменениями и дополнениями в Федеральный закон от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон). Кроме того, преследовалась цель упорядочить массив нормативных актов, регулирующих эмиссию ценных бумаг, и решить ряд проблем, возникавших на практике при применении старых стандартов эмиссии ценных бумаг.
Новый нормативный акт отличается от предыдущих стандартов эмиссии главным образом тем, что регулирует всю совокупность отношений, связанных с размещением юридическими лицами эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций, опционов эмитента). Данный подход представляется более чем удачным с точки зрения юридической техники. Теперь нет необходимости пользоваться множеством нормативных правовых актов, регулирующих эмиссию различных ценных бумаг, размещаемых тем или иным путем.
Структуру Стандартов условно можно разделить на две части - регулирующую общие вопросы эмиссии всех видов эмиссионных ценных бумаг, и регулирующую особенности эмиссии ценных бумаг, размещаемых отдельными способами.
Знакомьтесь -
финансовый консультант
Ряд положений Стандартов касается нового участника рынка ценных бумаг - финансового консультанта. Согласно статье 2 Закона под финансовым консультантом на рынке ценных бумаг понимается юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг. Исходя из смысла отдельных положений Стандартов, финансовый консультант может оказывать также услуги по размещению ценных бумаг, услуги, связанные с распространением информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, услуги оценщика.
В силу пункта 2 статьи 22.1 Закона в случае публичного размещения и/или обращения эмиссионных ценных бумаг проспект ценных бумаг должен быть подписан финансовым консультантом, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и/или оценщиком.
Пунктом 2.4.12 Стандартов установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг, подписанного финансовым консультантом, в регистрирующий орган наряду с иными документами представляется меморандум.
Меморандум содержит сведения, подтверждающие отсутствие аффилированности финансового консультанта с эмитентом, соответствие финансового консультанта требованиям законодательства, отсутствие у эмитента обязательств перед финансовым консультантом, не связанных с оказанием услуг по подготовке проспекта ценных бумаг, отсутствие нарушений эмитента, связанных с раскрытием информации в процессе эмиссии, и иную информацию. Меморандум подписывается эмитентом, финансовым консультантом, а также может быть подписан аудитором, юридическим консультантом эмитента и иными лицами, предусмотренными Стандартами.
Пунктом 2.5.2 Стандартов на финансового консультанта на рынке ценных бумаг возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением эмитентом при размещении ценных бумаг требований законодательства, в том числе требований к рекламе, порядку раскрытия информации, а также за соблюдением условий размещения, определенных решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.
Установлены две формы контроля:
1) утверждение финансовым консультантом ведомости приема заявок на покупку ценных бумаг, составляемой эмитентом, или каждой заявки на покупку ценных бумаг, подлежащей удовлетворению, при размещении ценных бумаг путем открытой подписки;
2) при размещении ценных бумаг путем открытой подписки на торгах, проводимых организатором торговли на рынке ценных бумаг, утверждение финансовым консультантом по итогам каждого дня, в течение которого проводятся торги, ведомости приема заявок на покупку ценных бумаг, а по окончании размещения - итоговой ведомости приема заявок на покупку ценных бумаг, которые составляются организатором торговли.
Обнаружив нарушение, связанное с размещением ценных бумаг, которое может повлечь существенные нарушения прав инвесторов, финансовый консультант в течение одного дня сообщает об этом в ФКЦБ России.
Если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, подписанного финансовым консультантом, то он же должен подписать отчет об итогах выпуска ценных бумаг, представляемый для регистрации.
Следует отметить, что несоответствие финансового консультанта, подписавшего проспект ценных бумаг, требованиям законодательства является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска и проспекта ценных бумаг.
Определение цены размещения ценных бумаг
Стандартами предусматривается достаточно гибкий порядок определения цены размещения ценных бумаг по подписке. Согласно пункту 6.1.7 Стандартов порядок определения цены (цен) размещения может устанавливаться:
- в виде формулы с переменными (курс определенной иностранной валюты, котировка определенной ценной бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг и другие), значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента;
- путем указания на то, что цена размещения определяется советом директоров (наблюдательным советом) или осуществляющим его функции общим собранием акционеров - в акционерных обществах, или иным уполномоченным органом - в иных юридических лицах, в том числе на основании данных о результатах торгов (аукциона, конкурса), по итогам анализа поданных заявок на покупку.
То есть теперь цена размещения ценных бумаг может быть определена уполномоченным органом, в том числе и после государственной регистрации выпуска ценных бумаг, но до начала их размещения.
Предполагается, что данная норма позволит эмитентам более эффективно осуществлять размещение ценных бумаг, устанавливая оптимальную цену размещения.
Государственная регистрация
и отчет
Государственная регистрация выпуска ценных бумаг является одним из этапов эмиссии, значение которого трудно переоценить. Размещение ценных бумаг до государственной регистрации их выпуска запрещено, за исключением размещения акций при создании акционерного общества.
Необходимо сказать несколько слов о регистрации проспекта ценных бумаг. Согласно пункту 2 статьи 19 Закона государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.
Стандартами предусмотрено, что проспект ценных бумаг может быть представлен в соответствующий орган для регистрации выпуска ценных бумаг по усмотрению эмитента, даже если в соответствии с законом у него нет обязанности этого делать. Также проспект эмиссии может быть зарегистрирован после регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, если предполагается публичное обращение ценных бумаг.
Если суммарная величина обязательств эмитента по облигациям, включая проценты, превышает сумму стоимости чистых активов эмитента или размер обеспечения по облигациям, титульный лист проспекта таких облигаций должен включать следующий текст: "Инвестиции повышенного риска. Приобретение облигаций настоящего выпуска (дополнительного выпуска) связано с повышенным риском в связи с тем, что размер обязательств эмитента по облигациям превышает... (указывается соответствующая величина) ".
Предполагается, что данная мера поможет инвестору избежать принятия необдуманных инвестиционных решений.
Документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг (дополнительного выпуска ценных бумаг) представляются в регистрирующий орган не позднее трех месяцев с даты утверждения решения об их выпуске, а в случае регистрации проспекта ценных бумаг - не позднее месяца со дня утверждения проспекта.
Регистрирующий орган вправе, не отказывая в регистрации выпуска ценных бумаг, вернуть документы эмитенту, предоставив возможность исправить допущенные нарушения.
Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должен быть представлен эмитентом в регистрирующий орган не позднее 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг, указанного в решении о выпуске ценных бумаг, а в случае, если все ценные бумаги были размещены до истечения этого срока, - не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги этого выпуска (дополнительного выпуска).
Установлен новый срок
Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения им документов и магнитных носителей. Данное требование справедливо и для регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска при учреждении акционерного общества. Вместе с тем ранее пунктом 6.6 Стандартов эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 03.07.2002 N 25/пс, был установлен четырнадцатидневный срок для принятия регистрирующим органом решения о регистрации или об отказе в ней соответствующих документов.
Срок для регистрации отчета об итогах выпуска прежний. Согласно пункту 2.6.6 Стандартов регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в течение 14 дней с даты получения им документов эмитента.
Электронные документы
Стандарты позволяют представлять документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг в электронной форме. Такие документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью. Более того, регистрирующий орган в случае представления электронных документов на регистрацию вправе также направить эмитенту уведомление о государственной регистрации и зарегистрированные решение о выпуске и проспект ценных бумаг в электронной форме. Однако технические вопросы реализации указанной процедуры в настоящее время не решены. Таким образом, соответствующие положения Стандартов - это своеобразный задел на будущее, которое, будем надеяться, не будет далеким. При всем вышеизложенном следует учесть, что рассмотренный нормативный акт - документ новый, регулирующий сложные отношения, и только практика его применения выявит как сильные, так и слабые его стороны.
Д. Блок,
советник Юридического управления ФКЦБ России
"эж-ЮРИСТ", N 41, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru