г. Краснодар |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А53-13057/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Андрианова Ю.Ю., секретарь Какаян А.А.), помощником судьи Черновым А.В. при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Ковачевой Е.А. (доверенность от 05.03.2019), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Комфорт" (ИНН 6147030894, ОГРН 1116191000441) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Каменская управляющая компания" (ИНН 6147039167, ОГРН 1166196054232), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по делу N А53-13057/2020, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Комфорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным и приостановлении действия приказа от 22.04.2020 N 641-Л о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области.
Определением суда от 18.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Каменская управляющая компания".
Решением от 07.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2020, суд удовлетворил заявленное обществом требование, признав недействительным оспариваемый приказ и, обязав инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из реестра лицензий Ростовской области сведений о многоквартирном доме N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский в Ростовской области в отношении ООО "Каменская управляющая компания".
Судебные акты мотивированы тем, что несоблюдение инспекцией требований части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), пунктов 10, 15 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) привело к принятию незаконного приказа о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в отношении ООО "Каменская управляющая компания". При имеющихся неустраненных противоречиях по вопросу выбранной собственниками помещений в спорном МКД управляющей организации, инспекция не провела внеплановую проверку, а издала оспариваемый обществом приказ.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В рамках проведения проверки общество представило копию протокола от 19.03.2020 о подтверждении полномочий по управлению многоквартирным домом N 155А по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский, оформленного с нарушением Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), поскольку представленный реестр собственников помещений в многоквартирном доме не содержит сведения о реквизитах документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме, а также о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из собственников. Для проведения внеплановой проверки, предусмотренной частью 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса, в орган госжилнадзора в течение трех месяцев подряд должны поступить два и более оригинала протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, при этом в инспекцию оригиналы таких протоколов в порядке части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса не поступали, в связи с чем невозможно провести неплановую документарную проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания. Признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский, оформленного протоколом от 29.02.2020 б/н по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 05.03.2020 ООО "Каменская управляющая компания" обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Ворошилова N 155а. В обоснование заявления указано, что в соответствии с протоколом от 29.02.2020 общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме в качестве новой управляющей компании выбрано ООО "Каменская управляющая компания", договор на управление многоквартирным домом заключен с ООО "Каменская управляющая компания" 02.03.2020.
Инспекция провела проверку поступившего 05.03.2020 заявления ООО "Каменская управляющая компания" на предмет соответствия условиям, установленным Порядком, по результатам которой пришла к выводу о соответствии представленных ООО "Каменская управляющая компания" заявления и документов пунктам 2 и 3 Порядка. Инспекция исходила из того, что сведения, содержащиеся в заявлении и документах, представленных ООО "Каменская управляющая компания", являются достоверными и противоречат сведениям, уже содержащимся в реестре лицензий Ростовской области, а именно: реестр лицензий Ростовской области содержит информацию об управлении обществом многоквартирным домом N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский. Информация, указанная в заявлении, размещена ООО "Каменская управляющая компания" в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса. Сведения о вступившем в законную силу решении суда о признании ООО "Каменская управляющая компания" банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" отсутствуют. Признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, не установлены.
В связи с наличием в Реестре лицензий сведений об управлении многоквартирным домом N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский обществом, рассмотрение заявления ООО "Каменская управляющая компания", в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Порядка приказом инспекции от 20.03.2020 N 472-Л, приостановлено на срок 30 рабочих дней - до 06.05.2020.
Для принятия решения у каждого из лицензиатов инспекция, в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Порядка, запросила необходимые материалы и информацию. У общества запрошены: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский по вопросу выбора управляющей организации и (или) прекращения договорных отношений с управляющей организацией (с приложением реестров голосования, решений собственников помещений); договор управления, заключенный лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копию договора управления, подписанного ООО "ПИК-Комфорт"; технический паспорт многоквартирного дома N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский; уведомления от собственников помещений в многоквартирном доме N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский и (или) ООО "Каменская управляющая компания" о расторжении договора управления данным домом с указанием и приложением перечня направляемых документов; акт приема-передачи технической документации в отношении многоквартирного дома N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский. У ООО "Каменская управляющая компания" запрошены: технический паспорт многоквартирного дома N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский; акт приема-передачи технической документации в отношении многоквартирного дома N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский; уведомления в адрес общества от собственников помещений многоквартирного дома N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский и (или) ООО "Каменская управляющая компания" о расторжении договора управления данным многоквартирным домом с приложением перечня направляемых документов; информация о заключении ООО "Каменская управляющая компания" договоров ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский.
На основании представленных лицензиатами материалов и информации, инспекция со ссылкой на часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса, подпункт "а" пункта 7, пунктов 14 и 17 Порядка, приняла решение о внесении изменений в Реестр лицензий Ростовской области в части сведений о многоквартирном доме N 155а по ул. Ворошилова в г. Каменск-Шахтинский, в связи с заключением с ООО "Каменская управляющая компания" договора управления от 02.03.2020 указанным многоквартирным домом (приказ инспекции от 22.04.2020 N 641-Л).
По результатам рассмотрения заявления ООО "Каменская управляющая компания" от 05.03.2020 и представленных лицензиатами в ходе проверки документов, инспекция пришла к выводу о том, что договор управления от 01.08.2013, заключенный собственниками спорного многоквартирного дома с обществом расторгнут в одностороннем порядке; уведомление о расторжении договора обществом получено 06.03.2020 и, с учетом положений пункта 9.4 договора от 01.08.2013, он считается расторгнутым с 07.04.2020.
Не согласившись с приказом инспекции от 22.04.2020 N 641-Л, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам, правильно применили положения норм Жилищного кодекса и Порядка и, сделали правильный вывод о том, что оспариваемый приказ инспекции не соответствует нормам действующего законодательства. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 192 Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами (далее - МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению МКД понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД. Лицензирование деятельности по управлению МКД включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению МКД, осуществление лицензионного контроля. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.
Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса, лицензиат в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным жилым домом обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru), а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений от лицензиата вносит изменения в реестр лицензий в соответствии с Порядком.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка.
В пункте 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления. По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с частью 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 статьи 46 Жилищного кодекса подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Судебные инстанции указали, что из буквального толкования положений указанной нормы Жилищного кодекса не следует, что внеплановая проверка в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания проводится только при поступлении двух подлинных протоколов общего собрания собственников МКД; в части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса указано на обязанность управляющей организации направить в орган жилищного надзора подлинный протокол общего собрания собственником помещений в МКД, при этом, в части указания условий проведения внеплановой проверки в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов собрания, ссылка на то, что проверка проводится исключительно при поступлении подлинных протоколов общего собрания собственников, отсутствует. В части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса указано, что проверка проводится при поступлении в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (без конкретизации способа представления - в виде копий либо подлинников), содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня.
Судебные инстанции, установив, что в инспекцию в течение трех месяцев подряд поступило два протокола общего собрания жильцов одного и того же МКД по аналогичным вопросам повестки дня - избрание управляющей организации: от 19.03.2020 о выборе в качестве управляющей компании общества; от 29.02.2020 о выборе в качестве управляющей компании ООО "Каменская управляющая компания", пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае инспекция располагала двумя различными протоколами общего собрания (в виде копий), содержащими решения по аналогичным вопросам повестки дня относительного одного и того же МКД, в связи с чем обязана была провести внеплановую проверку в порядке части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса.
Суды исследовали и обоснованно отклонили доводы инспекции со ссылками на признаки недостоверности результатов общего собрания по протоколу от 19.03.2020, представленному обществом, а также на отсутствие признаков ничтожности договора управления на основании протокола от 29.02.2020, представленного ООО "Каменская управляющая компания", указав, что инспекцией не проведена в установленном порядке внеплановая проверка, в том числе с истребованием подлинных протоколов общих собраний и иных необходимых документов и сведений; в основу оспариваемого приказа положен документ, противоречащий равнозначному документу, закрепляющему волю собственников помещений многоквартирного дома на осуществление его управлением управляющей организацией ООО "УК Комфорт". Инспекция не представила доказательства того, что протокол общего собрания собственников от 19.03.2020 о выборе в качестве управляющей компании ООО "УК Комфорт" содержит пороки в оформлении.
Судебные инстанции установили, что инспекция запросила у общества протокол собрания собственников помещения в спорном многоквартирном доме, сославшись на нарушения, имеющиеся в реестре собственников, при этом сам реестр собственников у общества инспекция не запросила. В представленном ООО "Каменская управляющая компания" реестре отсутствуют сведения о документах, подтверждающих право собственности, вместо реквизитов документов указаны кадастровые номера объектов недвижимости.
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, суды сделали правильный вывод о том, что инспекция не доказала, почему, в данном случае, при рассмотрении заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области отдала предпочтение ООО "Каменская управляющая компания".
Таким образом, установив, что несоблюдение инспекцией требований части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса, пунктов 10, 15 Порядка в данном случае привело к принятию незаконного приказа о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в отношении ООО "Каменская управляющая компания" с учетом неустранения имеющихся противоречий, суды обоснованно признали недействительным оспариваемый приказ инспекции, обязав последнюю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по делу N А53-13057/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, установив, что в инспекцию в течение трех месяцев подряд поступило два протокола общего собрания жильцов одного и того же МКД по аналогичным вопросам повестки дня - избрание управляющей организации: от 19.03.2020 о выборе в качестве управляющей компании общества; от 29.02.2020 о выборе в качестве управляющей компании ООО "Каменская управляющая компания", пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае инспекция располагала двумя различными протоколами общего собрания (в виде копий), содержащими решения по аналогичным вопросам повестки дня относительного одного и того же МКД, в связи с чем обязана была провести внеплановую проверку в порядке части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса.
...
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, суды сделали правильный вывод о том, что инспекция не доказала, почему, в данном случае, при рассмотрении заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области отдала предпочтение ООО "Каменская управляющая компания".
Таким образом, установив, что несоблюдение инспекцией требований части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса, пунктов 10, 15 Порядка в данном случае привело к принятию незаконного приказа о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в отношении ООО "Каменская управляющая компания" с учетом неустранения имеющихся противоречий, суды обоснованно признали недействительным оспариваемый приказ инспекции, обязав последнюю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2021 г. N Ф08-12244/20 по делу N А53-13057/2020