Не поддавайтесь панике
В соответствии с п.10 ст.42 ФЗ N 39-ФЗ от 22.04.96 "О рынке ценных бумаг" ФКЦБ России осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также саморегулируемыми организациями последних требований законодательства РФ, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Формы контроля законом не определены. Вместе с тем одна из основных его форм на рынке ценных бумаг - проверка деятельности юридического лица. Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с проверками, является Положение о порядке проведения проверок юридических лиц (деятельность которых на рынке ценных бумаг регулируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг), утвержденное постановлением ФКЦБ России N 19 от 28.05.98 (далее - Положение).
Учитывая нормы Положения, возможность проведения проверки предусмотрена в отношении:
- эмитентов эмиссионных ценных бумаг;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- саморегулируемых организаций профессиональных участников названного рынка;
- управляющих компаний и специализированных депозитариев паевых инвестиционных фондов;
- инвестиционных фондов;
- иных лиц, деятельность которых на рынке ценных бумаг регулируется ФКЦБ России.
Проверка указанных лиц осуществляется контролирующим органом, под которым в Положении кроме ФКЦБ России понимаются ее региональные отделения, а также уполномоченные ею на лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг лицензирующие органы, регистрирующие органы, проводящие регистрацию выпусков ценных бумаг, и их территориальные отделения. Следует отметить, что в настоящее время только ФКЦБ России лицензирует профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
Разделом 3 Положения определены основания для осуществления проверки. Перечень их достаточно широк. В частности, проверка может проводиться при наличии фактов, позволяющих предполагать возможность совершения организацией нарушений законодательства или прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Таким образом, контролирующим органам предоставлены большие возможности собственного усмотрения при принятии решения о проведении проверки юридического лица.
Какие бывают проверки?
Положение предусматривает следующие виды проверок: плановые, внеплановые, комплексные и совместные. Деления проверок на плановые и внеплановые осуществляется в зависимости от того, принято ли решение о проведении проверки на основании плана или на основании полученной информации о грубых нарушениях законодательства при отсутствии в плане проверок организации-нарушителя. Комплексной проверке подвергается деятельность всей организации, включая ее обособленные подразделения. Совместная проверка осуществляется контролирующим органом при участии уполномоченных лиц государственных и муниципальных органов или саморегулируемых организаций.
Положение регулирует вопросы, связанные в основном с проверками, проводимыми по месту нахождения проверяемой организации. При этом в соответствии с п.5.10 Положения проверка может осуществляться по месту нахождения контролирующего органа посредством анализа имеющихся у последнего и полученных им по запросам документов и информации в отношении проверяемой организации. Исходя из этого по аналогии с налоговым законодательством можно условно выделить выездные и камеральные проверки. Порядок осуществления камеральной проверки регулируется внутренними документами контролирующего органа.
По результатам проверки организации составляется акт, в который обязательно включаются выявленные в ее ходе нарушения законодательства о ценных бумагах. Как отмечалось выше, Положение не регулирует порядок проведения проверок по месту нахождения контролирующего органа (камеральные проверки). Таким образом, при проведении камеральных проверок акт проверки может не составляться.
Вместе с тем судебная практика неоднозначно решает вопрос о необходимости составления акта проверки. Приведем такой пример. После проверки деятельности акционерного общества - регистратора ФКЦБ России на основании имеющихся в распоряжении документов выявила ряд нарушений законодательства о ценных бумагах и приняла решение аннулировать лицензию на ведение реестра. Затем регистратор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного решения ФКЦБ России на основании того, что "проверка деятельности регистратора в соответствии с порядком, установленным Положением, не проводилась, акт проверки не составлялся, нарушения фактически не выявлены". Суд заявление регистратора удовлетворил, указав, что "результаты проверки отражаются в акте проведения проверки, который должен содержать выявленные нарушения законодательства. Факт нарушения законодательства может считаться выявленным только в результате проведенной проверки в соответствии с нормами, установленными Положением".
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции решение суда было оставлено без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции указанные решение и постановление отменил, отметив, что "судом первой и апелляционной инстанции оставлено без внимания то, что Положение предусматривает и другой способ проведения проверок юридических лиц - по месту нахождения контролирующего органа, посредством анализа имеющихся у контролирующего органа и полученных им по запросам документов и информации в отношении проверяемой организации". Дело было передано на новое рассмотрение в первую инстанцию.
В силу пункта 9.1 Положения контролирующий орган по результатам проверки на основании акта последней принимает решение в отношении проверенной организации, о котором она письменно извещается в трехдневный срок. Положением не определено, какие именно решения контролирующим органом могут быть приняты.
Решения ФК ЦБ
Вместе с тем ФКЦБ России исходя из своих полномочий, в зависимости от результатов проверки может принять следующие решения:
- вынести предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений;
- вынести постановление о привлечении проверенной организации к административной ответственности;
- приостановить действие лицензии организации - профессионального участника рынка ценных бумаг;
- аннулировать лицензию организации - профессионального участника рынка ценных бумаг;
- направить материалы проверки в правоохранительные органы;
- обратиться в суд с иском о ликвидации проверенной организации.
В целях защиты интересов проверяемых организаций Положением установлен ряд прав. В частности, возможность обжаловать действия инспекторов руководителю контролирующего органа, назначившему проверку, ознакомиться с актом проверки, обжаловать ее результаты в контролирующем органе в установленном порядке и другие. Ну и конечно, существует право организации обжаловать действия контролирующего органа в арбитражном суде. В заключении хотелось бы отметить, что лучший способ избежать привлечения к ответственности - не совершать правонарушений. Кроме того, знание своих прав поможет предпринимателю уверенней себя чувствовать в отношениях с контролирующими органами и не поддаваться панике, получив уведомление о проведении проверки.
Ю. Гамзин,
советник Юридического управления ФКЦБ России
"эж-ЮРИСТ", N 41, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru