г. Краснодар |
|
06 февраля 2021 г. |
Дело N А32-23492/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Невинномысский маслоэкстракционный завод" (ИНН 2631805988, ОГРН 1142651023250) - Удинской И.А. (доверенность от 31.12.2020), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Долговой И.О. (доверенность от 11.09.2020), рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А32-23492/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Невинномысский маслоэкстракционный завод" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 26.05.2020 N 03-54-275П-3 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 800 тыс. рублей штрафа (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 24.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2020, требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление управления от 26.05.2020 N 03-54-275П-3. Судебные акты мотивированы тем, что управление не доказало совершение обществом противоправных действий, квалифицируемых по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, сославшись на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 26.02.2019 N 2-253/19, которым суд обязал общество не прекращать предоставление коммунальной услуги водоснабжения потребителям, проживающим в поселке ООО "Усть-Лабинский эфирномаслоэкстракционный комбинат "Флорентина"" (далее - комбинат "Флорентина"), суды не учли, что решение суда не содержит выводы относительно добычи обществом воды для нужд самого общества - осуществления хозяйственной деятельности. Суды не учли, что в нарушение действующего законодательства общество продолжило осуществлять добычу воды для предпринимательской цели и в течение всего периода переоформления лицензии на добычу воды не прекращало хозяйственную деятельность, для которой необходимы подземные пресные воды. Право пользования недрами у общества возникло лишь 30.05.2020, соответственно, до этой даты общество осуществляло деятельность незаконно, что влечет административную ответственность по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 26.02.2020 N 14-04/26 управление провело плановую выездную проверку общества, в ходе которой установило, что в нарушение статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в отсутствие соответствующей лицензии общество осуществляет пользование участком недр, предоставленным для эксплуатации другому юридическому лицу. Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 09.04.2020 N 03-09-50-П.
По данному факту управление составило протокол от 14.05.2020 N 03-54-275-П-1 и вынесло постановление от 26.05.2020 N 03-54-275П-3 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 800 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам правильно применили положения Закона о недрах и сделали верный вывод об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды правильно исходили из того, что согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно статье 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В соответствии со статьей 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами, обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.
Суды указали, что в ходе проверки управление установило осуществление обществом деятельности на объекте негативного воздействия 03-0123-003951-П, расположенном по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, 133 (далее - объект
03-0123-003951-П), где до реорганизации осуществляло деятельность ЗАО
Белореченский комбикормовый завод
(далее - ЗАО
БКЗ
). ЗАО
БКЗ
прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к обществу (изменения внесены в ЕГРЮЛ 22.11.2019, регистрационный номер 2192651822229), правопреемником является общество. Комбинат
Флорентина
также реорганизовано путем присоединения к обществу 22.11.2019 (выписка из ЕГРЮЛ), являлось владельцем лицензии КРД 05074 ВЭ на право пользования недрами для добычи подземных вод с целевым видом использования
для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения
; участок недр расположен в г. Усть-Лабинске,
78644 (скважина
5),
30485 (скважина
4),
3-Э (скважина
3), 70-Д, 526; владельцу лицензии установлен уровень добычи подземных вод в объеме до 2 325,6 м
/сут (далее - лицензия КРД 05074 ВЭ).
При обследовании территории объекта N 03-0123-003951-П установлено наличие скважин для добычи подземных вод для производственных целей, которые в целях добычи воды для осуществления производственного процесса с 22.11.2019 и на момент проверки использует общество, что подтверждено справкой о графике работы скважин в 2019 году.
Суды указали, что согласно информации отдела геологии и лицензирования по Краснодарскому краю Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра), осуществляющего оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр федерального и регионального значения, лицензия на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод у общества отсутствует и на момент проведения плановой проверки лицензия КРД 05074 ВЭ не переоформлена; 19.02.2020 общество подало заявление о переоформлении лицензии КРД 05074 ВЭ.
Суды учли, что в силу статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии. Вместе с тем, в соответствии со статьей 17.1 Закона о недрах право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в том числе в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации; прекращения деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ.
Согласно письму Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) от 14.07.2020 N КК-ЮФО-08-09/1876 обществу выдана лицензия на пользование недрами КРД 05426 ВЭ сроком действия до 26.05.2030, которая зарегистрирована 30.05.2020; лицензия выдана в связи с переходом права пользования участками недр его правопредшественником в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования (пункт 7 статьи 10.1, абзац 3 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах).
Суды отметили, что в соответствии с приказом Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) от 24.04.2020 N 106 право пользования недрами предоставлено обществу в порядке перехода права в связи с прекращением деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ранее выданная комбинату "Флорентина" лицензия КРД 05074 ВЭ переоформлена на общество. При этом указанное основание переоформления лицензии предполагает универсальное правопреемство в отношении юридического лица - пользователя недр (абзац 3 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах).
Суды установили, что согласно приказу Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) от 24.04.2020 N 106, а также Приложению 7 к лицензии КРД 05426 ВЭ датой прекращения действия лицензии КРД 05074 ВЭ является дата регистрации лицензии КРД 05426 ВЭ.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что право пользования участком недр не прерывалось.
Суды также учли, что заявление на переоформление лицензии подано обществом 19.02.2020, и могло быть подано в лицензирующий орган до 22.05.2020, поскольку в силу подпункта 5 пункта 17 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315, заявка на переоформление лицензии должна быть подана в течение 6 месяцев с даты наступления событий, являющихся основанием для переоформления лицензии на пользование недрами.
Кроме того, как установлено пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", не требуется переоформление в отношении лицензий (включая лицензии на пользование недрами) в случае изменения наименования юридического лица или его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения.
Суды учли представленную в материалы дела копию решения Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 26.02.2019 N 2-253/19, согласно которому комбинату "Флорентина" запрещено прекращать предоставление коммунальной услуги водоснабжения потребителям, проживающим в поселке комбината "Флорентина" г. Усть-Лабинска, до организации администрацией Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабиснкого района водоснабжения жителей Усть-Лабинского городского поселения, проживающих в указанном поселке.
Суды правильно указали, что деятельность по водоснабжению потребителей, жителей Усть-Лабинского городского поселения, проживающих в поселке комбината "Флорентина" г. Усть-Лабинска, является социально значимой, поэтому прекращение добычи пресных подземных вод могло привести к нарушению прав и законных интересов потребителей, в связи с чем общество, являясь правопреемником комбината "Флорентина", осуществляло добычу подземных пресных вод до переоформления соответствующей лицензии.
Довод кассационной жалобы о том, что в нарушение законодательства общество в отсутствие у него соответствующей лицензии осуществляло добычу воды для осуществления хозяйственной деятельности, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что добыча и использование добытой обществом воды не свидетельствует о том, общество использовало эту воду исключительно для нужд и деятельности общества, поскольку от функционирования производственных установок предприятия непосредственно зависит снабжение водой населенного пункта, т. е. предоставление коммунальной услуги водоснабжения потребителям.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявление общества, признав незаконным и отменив постановление управления от 26.05.2020 N 03-54-275П-3 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 800 тыс. рублей штрафа.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А32-23492/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также учли, что заявление на переоформление лицензии подано обществом 19.02.2020, и могло быть подано в лицензирующий орган до 22.05.2020, поскольку в силу подпункта 5 пункта 17 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315, заявка на переоформление лицензии должна быть подана в течение 6 месяцев с даты наступления событий, являющихся основанием для переоформления лицензии на пользование недрами.
Кроме того, как установлено пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", не требуется переоформление в отношении лицензий (включая лицензии на пользование недрами) в случае изменения наименования юридического лица или его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения.
...
Суд апелляционной инстанции верно указал, что добыча и использование добытой обществом воды не свидетельствует о том, общество использовало эту воду исключительно для нужд и деятельности общества, поскольку от функционирования производственных установок предприятия непосредственно зависит снабжение водой населенного пункта, т. е. предоставление коммунальной услуги водоснабжения потребителям.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявление общества, признав незаконным и отменив постановление управления от 26.05.2020 N 03-54-275П-3 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 800 тыс. рублей штрафа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2021 г. N Ф08-12563/20 по делу N А32-23492/2020