Комментарий к Федеральному закону от 06.06.2003 N 65-ФЗ
"О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации"
В соответствии с законодательством Российской Федерации месторождения полезных ископаемых могут осваиваться либо на условиях действующей налоговой системы на базе лицензионных соглашений, либо на основании специального налогового режима - соглашений о разделе продукции (СРП). Концессии (лицензии) и СРП являются двумя наиболее распространенными видами соглашений. Анализ нефтяного законодательства 116 государств, проведенный Бэрроус Компани (1995), показал, что в 52 странах применяются СРП, а в 62 - концессии (лицензии).
В мировой практике обычно применяются три основных модели СРП:
- "индонезийская" модель, предусматривающая три уровня раздела продукции;
- "перуанская" модель, предусматривающая два уровня раздела продукции;
- "ливийская" модель, предусматривающая один уровень раздела продукции.
Российская модель СРП была введена Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами" и Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".
В перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, включено 33 объекта, в том числе 29 объектов углеводородного сырья, 4 золоторудных месторождения и 1 железорудное.
Но в настоящее время действуют только 3 соглашения: "Сахалин-1", "Сахалин-2" и Харьягинское СРП, - которые подписаны до принятия базового закона о СРП и в силу этого работают в соответствии с нормами самих соглашений и защищены так называемыми "дедушкиными оговорками" или стабилизационными нормами.
Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) система налогообложения при выполнении СРП отнесена к специальным налоговым режимам.
В области СРП законодательная база достаточно обширна, а с принятием постановлений Правительства РФ, касающихся возмещаемых затрат и ликвидационного фонда, а также глав НК РФ (21, 22, 25 и 26) фактически не было объективных налоговых препятствий для подписания СРП. В то же время новые соглашения не подписывались, а вокруг режима СРП шли бурные дискуссии о "неприемлемости" или "вредоносности" механизма СРП, ведущего к неуплате налогов и убыткам для российского бюджета.
При подготовке главы 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" НК РФ ко второму чтению были концептуально изменены некоторые подходы к заключению СРП и учтены положения, связанные с необходимостью включения в законодательство тех или иных конкретных норм, позволяющих, в частности, обеспечить стабильные поступления в бюджет государства и сделать понятным и предсказуемым налоговый режим для инвесторов.
Фактически СРП рассматривается в настоящее время как инструмент государственной политики.
Федеральный закон от 06.06.2003 N 65-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 65-ФЗ) дополнил часть вторую НК РФ главой 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".
Главой 26.4 НК РФ предусмотрена возможность применения двух систем налогообложения на условиях раздела продукции:
1) "прямой раздел" продукции.
Некоторые страны (Перу, Ливия, Судан) используют модели СРП с так называемым прямым разделом продукции, при котором продукция делится на долю государства и долю инвестора, то есть стадия выделения "компенсационной продукции" и уплата некоторых налогов отсутствуют;
2) "обычная (традиционная) система" налогообложения при исполнении СРП.
В основу традиционной системы СРП заложена так называемая индонезийская модель. Отличие этой системы от действующей налоговой системы заключается в сокращении числа уплачиваемых налогов и обязательных платежей и их заменой разделом продукции (частью прибыльной доли).
Формирование налогового режима СРП на основании двух систем позволит учесть все многообразие экономико-географических, горно-геологических, социально-экономических условий, в которых могут осуществляться проекты СРП.
Очевидно, что соглашения по новым нефтегазовым месторождениям Баренцева моря будут осуществляться с использованием обычного (традиционного) режима СРП, а по старым, истощенным месторождениям типа Самотлора (ХМАО) предпочтительнее работать по схеме "прямого раздела" продукции.
Глоссарий главы 26.4 НК РФ дает следующие определения: инвестор, продукция, произведенная продукция, раздел продукции, прибыльная продукция, компенсационная продукция, пункт раздела, цена продукции, цена нефти.
В вышеуказанных понятиях законодательно закреплены следующие ограничения:
- доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции;
- часть произведенной при выполнении СРП продукции не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов (возмещаемые расходы), состав которых устанавливается соглашением в соответствии с настоящей главой Кодекса.
До принятия главы 26.4 НК РФ такие ограничения могли устанавливаться самим СРП, то есть эта норма зависела только от сторон переговоров, и, в частности, по проекту "Сахалин-2" такие ограничения не установлены. В таком случае государство сможет получить свою долю прибыльной продукции и налог на прибыль только после полного списания затрат. Введение законодательной нормы, ограничивающей списание затрат, позволит государству получать долю прибыльной продукции и налог на прибыль в более ранний период, а точнее, с момента добычи углеводородного сырья.
Кроме того, учитывается, что цена нефти, - это цена реализации нефти, указанная сторонами сделки, которая не может быть ниже среднего за отчетный период уровня цен нефти сырой марки "Юралс". Таким образом, решается проблема с трансфертным ценообразованием, государство может получать налоги, рассчитанные от более высоких цен.
В общих положениях главы 26.4 НК РФ нашли отражение принципиально новые нормы, касающиеся возможности перехода на условия СРП:
- соглашения могут быть заключены только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены п.4 ст.2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", и признания аукциона несостоявшимся;
- при выполнении СРП, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п.2 ст.8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (так называемый "прямой раздел"), доля государства в общем объеме произведенной продукции должна составлять не менее 32% общего количества произведенной продукции;
- соглашения будут предусматривать увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями СРП.
В целях главы 26.4 НК РФ цена продукции (цена нефти) применяется для определения объема компенсационной продукции, передаваемой инвестору, для раздела прибыльной продукции в стоимостном выражении, для определения прибыли, подлежащей налогообложению, а также для компенсации расходов инвестора на уплату налогов и сборов. В действующих СРП самим соглашением определяются стоимость сырой нефти, стоимость сжатого и природного газа, что, в частности, на практике не всегда отвечает уровню сложившихся цен на территории Российской Федерации.
Главой 26.4 НК РФ предусматривается ряд стабилизационных норм, таких как:
- установленный специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия СРП;
- при выполнении СРП объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка определяются с учетом особенностей, предусмотренных положениями настоящей главы НК РФ, действующими на дату вступления СРП в силу;
- при изменении в течение срока действия СРП наименований каких-либо из указанных в НК РФ налогов и сборов без изменения при этом элементов налогообложения такие налоги и сборы исчисляются и уплачиваются при выполнении СРП с новым наименованием;
- в случае изменения в течение срока действия СРП порядка уплаты налогов и сборов, а также форм, порядка заполнения и сроков представления налоговых деклараций без изменения налоговой базы, налоговой ставки и порядка исчисления налога уплата налогов и сборов, а также представление налоговых деклараций производятся в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах;
- в случае изменения в течение срока действия СРП налоговой ставки НДС исчисление и уплата этого налога осуществляются по налоговой ставке, установленной в соответствии с главой 21 НК РФ;
- при выполнении СРП, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены вышеуказанными СРП. В случае несоответствия положений НК РФ и (или) иных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям вышеуказанных соглашений применяются условия таких СРП.
Следует сделать вывод, что в главе 26.4 НК РФ достаточно четко отражена стабильность и предсказуемость налоговых условий, что должно обеспечить привлечение инвестиций в национальную экономику нашей страны. По экспертным оценкам, при помощи развитых инструментов СРП в экономику Российской Федерации могут быть направлены инвестиции в сумме свыше 85 млрд долл. США в течение шести - семи лет.
Установленный главой 26.4 НК РФ специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями СРП, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусмотрена данной главой настоящего Кодекса.
При выполнении СРП, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" ("обычная (традиционная) схема" с уплатой налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль), инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:
- НДС;
- налог на прибыль организаций;
- единый социальный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- плату за негативное воздействие на окружающую среду;
- плату за пользование водными объектами;
- государственную пошлину;
- таможенные сборы;
- земельный налог;
- акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подпунктом 1 п.2 ст.181 НК РФ.
Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с настоящей главой НК РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.
Суммы уплаченных инвестором НДС, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями настоящей главы НК РФ. Это согласуется с нормами ст.264 настоящего Кодекса, в соответствии с которой к прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке.
При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" ("прямой раздел"), инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:
- единый социальный налог;
- государственную пошлину;
- таможенные сборы;
- НДС;
- плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с главой 26.4. НК РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.
От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по СРП, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном СРП порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями СРП и вывозимая с таможенной территории Российской Федерации.
Перечень документов, при представлении которых в таможенные органы осуществляется освобождение от уплаты таможенной пошлины, определяется Правительством РФ.
Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций и транспортный налог в отношении имущества (в том числе транспортных средств), используемого исключительно для целей СРП.
Если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате вышеуказанных налогов и сборов подлежат возмещению за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных вышеуказанных налогов и сборов.
При выполнении СРП, которые предусматривают условия раздела произведенной продукции в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", налогоплательщики определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых.
Основной особенностью уплаты этого налога является то, что налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за одну тонну. При этом вышеуказанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц.
Данный коэффициент ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно согласно формуле:
Кц = (Ц - 8) х Р : 252,
где Ц - средний за налоговый период уровень цен нефти сырой марки "Юралс" в долларах США за один баррель;
Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России.
Таким образом, порядок, предусмотренный ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" и носящий временный характер (с 01.01.2002 до 31.12.2004), законодательно закреплен и будет неизменным на весь срок действия СРП.
Однако следует иметь в виду, что при выполнении соглашений налоговые ставки, установленные ст.342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата, применяются с коэффициентом 0,5.
При добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений применяется налоговая ставка с коэффициентом 0,5 до достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти и газового конденсата, который может быть установлен СРП.
Если СРП установлен такой предельный уровень, при его достижении налоговая ставка применяется с коэффициентом 1, который не изменяется в течение всего срока действия СРП.
Принято решение определить состав возмещаемых расходов законодательно, а не нормативным актом, каким являлось постановление Правительства РФ от 03.07.1999 N 740 "Об утверждении Положения о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции", и максимально учесть нормы действующей главы 25 НК РФ.
При выполнении СРП, которые предусматривают порядок раздела продукции, установленный п.1 ст.8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", налогоплательщики определяют сумму налога на прибыль организаций, подлежащую уплате, в соответствии с главой 25 НК РФ с учетом следующих особенностей.
Прибылью налогоплательщика признается его доход от выполнения СРП, уменьшенный на величину расходов, определяемых в соответствии со ст.346.38 НК РФ.
Доходом налогоплательщика от выполнения СРП признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору в соответствии с условиями соглашения, а также внереализационные доходы, определяемые согласно ст.250 НК РФ.
Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, устанавливаемой СРП, за исключением цены продукции (цены нефти), устанавливаемой в соответствии с главой 26.4 НК РФ.
Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком при выполнении СРП.
Состав расходов, размер и порядок их признания определяются в соответствии с главой 25 НК РФ с учетом следующих особенностей.
Капитальные затраты принимаются к возмещению (с учетом ограничений, установленных СРП) полностью, без применения амортизационных норм, предусмотренных главой 25 НК РФ. Таким образом, это создает для инвестора льготу, позволяющую окупить вложенные средства в более короткий период.
В целях главы 26.4 НК РФ расходы налогоплательщика подразделяются:
1) на расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы);
2) на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу.
Возмещаемыми расходами признаются расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в целях выполнения работ по СРП в соответствии с программой работ и сметой расходов.
В главе 26.4 НК РФ приводится перечень расходов, которые не признаются возмещаемыми.
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в состав возмещаемых расходов включаются расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком до вступления СРП в силу. Однако расходы, произведенные (понесенные) до вступления СРП в силу, признаются возмещаемыми, если соглашение заключено по ранее не разрабатываемым месторождениям полезных ископаемых и эти расходы не были ранее признаны недропользователем участка недр для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ.
Управленческие расходы, связанные с выполнением СРП, в состав которых включаются расходы на оплату аренды офисов налогоплательщика, информационные и консультационные услуги, представительские расходы, расходы на рекламу и другие управленческие расходы, возмещаются в размере норматива управленческих расходов, установленного соглашением, но не более 2% общей суммы расходов. Превышение суммы управленческих расходов над вышеуказанным нормативом учитывается при исчислении налоговой базы инвестора по налогу на прибыль организаций.
По ранее действовавшему порядку такие ограничения устанавливались в СРП и были предметом разногласий между инвестором и государством. Законодательно также утверждено, что возмещаемые расходы подлежат возмещению налогоплательщику в размере, не превышающем установленного СРП предельного уровня компенсационной продукции, который не может быть выше размера так называемого "cost-stop", предусмотренного главой 26.4 НК РФ.
Расходы капитального характера принимаются к возмещению при условии соблюдения требования об использовании доли товаров российского происхождения при проведении работ по СРП - не менее 70%. Несоблюдение вышеуказанного требования является основанием для отказа в возмещении соответствующих затрат инвестора. При этом на приобретаемое оборудование и иное имущество распространяется порядок амортизации имущества, установленный ст.256-259 НК РФ.
Размер ставки налога на прибыль определяется в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ.
Налоговая ставка, действовавшая на дату вступления СРП в силу, применяется в течение всего срока действия этого соглашения. На сегодняшний день для новых СРП налоговая ставка была бы установлена в размере 24%. По действующим СРП ставки налога на прибыль различны: так, по проектам "Сахалин-1" - 35%; "Сахалин-2" - 32%; "Харьяга" - 35%.
Согласно стабилизационным нормам ("дедушкиным оговоркам") вышеуказанные ставки должны применяться в течение всего срока действия СРП.
Доходы и расходы налогоплательщика по другим видам деятельности, не связанным с выполнением СРП, в том числе доходы в виде вознаграждения за выполнение функций оператора и (или) за реализацию продукции, принадлежащей государству по условиям соглашения, подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
При выполнении соглашений НДС уплачивается в соответствии с главой 21 НК РФ с учетом особенностей, установленных ст.346.39 настоящего Кодекса. Таким образом, законодательно предусматривается уплата инвесторами НДС в общеустановленном порядке с возмещением сумм данного налога в соответствии с главой 21 НК РФ. Естественно, что ст.178 НК РФ, предусматривающая освобождение от уплаты налога, которым подрядчик не всегда пользовался, в связи с чем инвестор получал товары (работы, услуги), стоимость которых увеличивалась на сумму НДС, подлежит отмене.
При выполнении СРП применяется налоговая ставка, действующая в соответствующем налоговом периоде согласно главе 21 НК РФ. Таким образом, ставка НДС не стабилизируется на дату подписания СРП.
Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов при выполнении работ по СРП превышает общую сумму НДС, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчетном (налоговом) периоде (в том числе при отсутствии вышеуказанной реализации), полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном ст.176 НК РФ.
Не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения):
- передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по СРП, между инвестором по СРП и оператором СРП в соответствии с программой работ и сметой расходов, которые утверждены в установленном соглашением порядке;
- передача организацией, являющейся участником не имеющего статуса юридического лица объединения организаций, выступающего в качестве инвестора в СРП, другим участникам такого объединения соответствующей доли произведенной продукции, полученной инвестором по условиям СРП;
- передача налогоплательщиком в собственность государства вновь созданного или приобретенного налогоплательщиком имущества, использованного для выполнения работ по СРП и подлежащего передаче государству в соответствии с условиями СРП.
Главой 26.4 НК РФ предусмотрены особенности проведения при выполнении СРП выездных налоговых проверок, постановки на учет налогоплательщиков и т.д.
К одной из особенностей проведения выездных налоговых проверок при выполнении СРП относится то, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения с учетом положений ст.87 НК РФ начиная с года вступления СРП в силу.
Для целей налогового контроля инвестор по СРП или оператор СРП обязан хранить первичные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в течение всего срока действия СРП.
Выездная налоговая проверка инвестора по СРП или оператора СРП в связи с деятельностью по СРП не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства.
Законодатель, кроме главы 26.4 НК РФ, принял поправки в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции".
Так, например, внесены изменения в ст.4 вышеуказанного Федерального закона.
В соответствии с концепцией, предусмотренной в глоссарии этого Федерального закона, основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.
Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, то есть по действующей налоговой системе, который не состоялся в связи с отсутствием участников. В результате следующего аукциона недропользователь получает возможность разработки месторождения на условиях СРП.
При этом условиями аукциона предусмотрено, что по согласованию с недропользователем производится компенсация затрат прежнего недропользователя.
Недропользователь обязан представить до даты проведения аукциона в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, произведенный независимым оценщиком, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.
В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса спорные вопросы решаются в судебном порядке.
СРП может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.
Дано определение, что разработка условий недропользования, подготовка проекта СРП и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной Правительством РФ, с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Вышеуказанная комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона.
Подписание СРП в согласованные сторонами сроки осуществляется по завершении переговоров между уполномоченными представителями сторон, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия СРП, не являвшиеся обязательными условиями аукциона. При этом вышеуказанные условия СРП не должны противоречить обязательным условиям аукциона.
Стороны должны предусматривать в СРП условие, что не менее 70% в стоимостном выражении технологического оборудования для добычи полезных ископаемых, их транспортировки и переработки, приобретаемого и (или) используемого инвестором для выполнения работ по СРП, должно быть российского происхождения.
При этом законодательно делается вывод о том, что положения ст.7 Закона N 65-ФЗ, вступающие в противоречие с принципами Всемирной торговой организации, в случае присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами.
Дается новая редакция ст.13 "Налоги и платежи при выполнении соглашения" Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", суть которой состоит в следующем.
При выполнении соглашения инвестор уплачивает:
- разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы);
- плату за геологическую информацию о недрах;
- ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе);
- сбор за выдачу лицензии;
- регулярные платежи за пользование недрами (ренталс);
- компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых;
- компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности.
Статьей 5 Закона N 65-ФЗ вносятся некоторые изменения в Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Статьей 6 Закона N 65-ФЗ предусмотрено, что соглашения, подписанные после вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", положения которых об условиях налогообложения инвесторов не вступили в силу на день вступления в силу Закона N 65-ФЗ, прекращают свое действие со дня вступления в силу этого Закона.
Недропользователи продолжают осуществлять пользование участком недр в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на условиях, отличных от условий раздела продукции.
В отношении участков недр, включенных в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции и в отношении которых СРП не были заключены до дня вступления в силу Закона N 65-ФЗ, СРП могут быть заключены только после проведения аукционов, о которых упоминалось ранее.
При этом дается важное уточнение, что ст.7 Закона N 65-ФЗ не применяется при заключении СРП в отношении участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации или на части дна Каспийского моря, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации, а также в отношении участков недр, возможность разработки которых установлена международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, положения ст.7 Закона N 65-ФЗ не распространяются на Штокмановское газоконденсатное месторождение, Приразломное нефтяное месторождение и месторождения, находящиеся на Каспийском море (Яламо-Самурский и Центральный перспективные участки недр).
В СРП, подписанные после вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и до вступления в силу Закона N 65-ФЗ, должны быть внесены соответствующие изменения и (или) дополнения, приводящие условия этих соглашений в соответствие с законом в срок не позднее одного года со дня вступления в силу Закона N 65-ФЗ. В случае неисполнения положений ст.8 Закона N 65-ФЗ, условия соглашений, противоречащие настоящему Федеральному закону, утрачивают силу. Фактически это означает, что соглашение на разработку Самотлорского месторождения, которое подписано, но не вступило в силу, может быть приведено в соответствие с законом.
Правительство РФ должно разработать и утвердить три нормативных акта:
- о перечне документов, представляемых инвестором в налоговые органы при освобождении его от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога;
- о перечне документов, представляемых в таможенные органы при освобождении инвестора от уплаты таможенной пошлины;
- порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсации ущерба, причиняемого коренным малочисленным народам Российской Федерации в результате выполнения работ по СРП в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности.
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что распределение доходов по уровням бюджета регулируется законом, а не соглашением. В соответствии с п.3 ст.19 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" Правительство РФ представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год доклад об итогах работы по реализации СРП.
В очередном докладе за 2001 год от 26.06.2002 N 5013п-П было сообщено о доходах, полученных российской стороной при реализации СРП за весь срок действия соглашений: доходы консолидированного бюджета за весь период действия СРП составили 220,9 млн долл. США, в том числе федерального бюджета - 48,2 млн долл. США.
Таким образом, можно сделать вывод, что основные суммы доходов (78%) поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.
За 2002 год в федеральный бюджет поступило доходов по трем СРП в сумме 8184,3 тыс. долл. США.
Минфин России совместно с МНС России и Минэкономразвития России произвел сопоставительные расчеты налоговой нагрузки на 1 тонну нефти на условиях обычного режима и режима СРП (согласно проекту главы 26.4 НК РФ) и сделал вывод о том, что при разных ценах на нефть налоговая нагрузка при действующей налоговой системе выше, чем при СРП.
По действующим СРП налоговая нагрузка значительно ниже, чем при действующей налоговой системе, о чем свидетельствуют расчеты МНС России. По данным Минэкономразвития России, по проекту "Сахалин-2" за период реализации СРП доходы российской стороны на 1 тонну добытой нефти составили 23 долл. США.
А.И. Салина,
заместитель руководителя Департамента налоговой политики
Минфина России
М.В. Рассказова,
аспирант Финансовой академии при Правительстве РФ
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 8, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1