г. Краснодар |
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А32-50953/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие заявителя - Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (ИНН 2314005998, ОГРН 1022302348771), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 304232810600041) и третьего лица - Назарова Евгения Викторовича, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А32-50953/2019, установил следующее.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным выраженного в письме от 08.11.2019 N 23/999/001/2019-181009 отказа в государственной регистрации договора от 18.04.2019 N 4600012077 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0407012:251 площадью 149 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ст. Вознесенская, граничит с земельным участком по ул. Мира, 37; возложении на заинтересованное лицо обязанности осуществить государственную регистрацию договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Назаров Е.В.
Решением от 25.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.10.2020, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на несоответствие действий заинтересованного лица положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, выводы судов о незаконности принятого заинтересованным лицом отказа в регистрации спорного соглашения сделаны при неправильном применении норм материального права и противоречат фактическим обстоятельствам дела. В извещении о проведении торгов содержится недостоверная информация о размере задатка (0 рублей), а также отсутствуют сведения о порядке его внесения и возврата. Дата создания протокола от 10.04.2019 - 16.04.2019, дата последнего изменения по лоту N 11 - 26.04.2019, тогда как спорный договор заключен 18.04.2019; сторонами нарушен десятидневный срок подписания договора.
В отзыве на кассационную жалобу Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район указало на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 27.02.2019 N 221 (далее - постановление N 221) о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0407012:251 площадью 149 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ст-ца Вознесенская, граничит с земельным участком по ул. Мира, 37. Начальная цена - 35 706 рублей 36 копеек (50% от кадастровой стоимости земельного участка), шаг аукциона - 1071 рубль 19 копеек (3% от начальной цены предмета аукциона), размер задатка - 35 706 рублей 36 копейки (100% от начального размера ежегодной арендной платы за участок).
Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru и в местах для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом сельского поселения Лабинского района.
По результатам проведения аукциона победителем признан Назаров Е.В. (арендатор), с которым Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (арендодатель) заключило договор аренды от 18.04.2019 N 4600012077.
Арендодатель представил указанный договор на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
В уведомлении от 19.08.2019 N 23/999/001/2019-181009 в государственной регистрации договора аренды отказано по следующим основаниям:
- в извещении о проведении торгов указано на то, что размер задатка составляет ноль рублей, а порядок его внесения и возврата отсутствуют;
- не соблюдены сроки заключения договора;
- текст договора не содержит основания заключения договора аренды, поэтому невозможно определить срок, на который заключен договор аренды.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район, полагая, что отказ в регистрации договора аренды нарушает его законные права, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, осуществляет прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдачу документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные данным Законом.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
На основании части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1);
В статье 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что на регистрацию представлены все необходимые документы, в том числе относящиеся к организации и проведению торгов, суды пришли к верному выводу о несостоятельности приведенных заинтересованных лицом оснований для отказа в регистрации спорного соглашения.
Ссылка регистрационного органа на несоблюдение при проведении торгов десятидневного срока подписания договора, размещение недостоверной информации о размере задатка и отсутствие сведений о порядке его внесения и возврата, была предметом оценки судебных инстанций и обоснованно отклонена.
Кроме того, указанные обстоятельства не имеют правового значения для спора.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю до признания оспоримой сделки недействительной в судебном порядке не может установить отсутствие юридической силы такой сделки, а значит, не вправе требовать от заявителя документы, которые имеют правовое значение исключительно для установления обстоятельств, связанных с недействительностью оспоримой сделки. Поскольку в установленном порядке торги не оспорены и недействительными не признаны, а регистратор не вправе оценивать сделку на предмет ее недействительности по основаниям оспоримости, суды правомерно признали незаконным отказ управления.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при надлежащем применении норм материального и процессуального права. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А32-50953/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
...
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при надлежащем применении норм материального и процессуального права. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2021 г. N Ф08-11785/20 по делу N А32-50953/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11785/20
29.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11105/20
25.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50953/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50953/19