г. Краснодар |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А53-4633/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Кухаря В.Ф., при участии от ответчика - федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ИНН 6164302805, ОГРН 1116164001546) - Шистко Л.Н. (доверенность от 09.12.2019), в отсутствие истца - государственного унитарного предприятия "Волгоградское областное предприятие "Вокзал-Авто"" (ИНН 3444045753, ОГРН 1023403845343) и третьего лица - Северо-Кавказского управления военных сообщений, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2020 по делу N А53-4633/2020, установил следующее.
ГУП "Волгоградское областное предприятие "Вокзал-Авто"" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - учреждение) о взыскании 1 138 351 рубля 53 копеек задолженности за оказанные услуги по перевозке пассажиров по воинским перевозочным документам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Кавказское управление военных сообщений.
Названными решением от 15.07.2020 и оставившим его без изменения постановлением апелляционного суда от 04.11.2020 иск удовлетворен. Отклоняя довод учреждения о непредставлении предприятием доказательств наличия у перевозчиков свидетельств, предоставляющих им право на перевозку пассажиров по нерегулируемым тарифам, апелляционный суд сослался на презумпцию добросовестности участников гражданских правоотношений и недоказанность ответчиком факта отсутствия у перевозчиков указанных свидетельств.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что, заявляя требования о взыскании сумм по оказанным перевозчиками услугам, именно на истце лежит бремя доказывания обоснованности применения нерегулируемых тарифов, поскольку ответчик лишен возможности с достоверностью знать, кем фактически оказывались перевозки и имеются ли у перевозчиков свидетельства, позволяющие применить к оказанным услугам нерегулируемые тарифы. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 220-ФЗ) нерегулируемые тарифы по регулярным перевозкам применяются только к тем перевозчикам, у которых имеются соответствующие свидетельства. Перевозка осуществлялась не только по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, но и по внутриобластным междугородным сообщениям. Исходя из поведения истца и ответчика, можно сделать вывод о том, что стороны пришли к соглашению (устному договору) об оплате оказанных услуг по тарифу 1 рубль 72 копейки за каждого пассажира.
В отзыве предприятие отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как следует из материалов дела, в соответствии с уставными целями предприятие создано для обеспечения условий на территории Волгоградской области по транспортному обслуживанию населения в пригородном, междугородном, межгосударственном сообщении, а также для получения прибыли.
Как указал истец, с 01.11.2017 по 31.12.2018 путем привлечения к исполнению договора перевозчиков - третьих лиц он оказал услуги по перевозке пассажиров по воинским перевозочным документам на сумму 7 356 876 рублей 25 копеек.
На основании обращения Северо-Кавказского управления военных сообщений предприятие изменило первоначально выставленные счета на указанную сумму в сторону уменьшения (исходя из тарифа за пассажира за 1 км пути перевозки 1 рубль 72 копейки) до 6 218 524 рубля 72 копейки.
Платежными поручениями от 10.07.2019 N N 602096, 602100, 602106, 602108, 602110, 602095, 602101, 602104, 602107, 602111, 602098, 602099, 602102, от 12.07.2019 N 705010 сумма 6 218 524 рубля 72 копейки уплачена предприятию.
Как установили суды, первоначальное предъявление предприятием к оплате уменьшенной суммы задолженности (ее бесспорной части) произведено по просьбе Северо-Кавказского управления военных сообщений и не свидетельствует о согласовании сторонами данной суммы в качестве цены оказанных услуг.
С письмом от 19.08.2017 N 770 истец выставил Северо-Кавказскому управлению военных сообщений счета на оплату оставшейся части стоимости оказанных услуг в сумме 1 138 351 рубля 53 копеек, однако долг не оплачен
Предприятие 06.11.2019 направило запрос N 996 в Комитет тарифного регулирования Волгоградской области о размере установленных тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных, межмуниципальных (по территории Волгоградской области), межрегиональных маршрутах.
Из полученного ответа от 14.11.2019 N 31-03-04/3277 следует, что в пригородном сообщении тариф за проезд одного пассажира за 1 км пути составляет 1 рубль 66 копеек, во внутриобластном междугородном сообщении - 1 рубль 72 копейки. При этом полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров по международным и межрегиональным маршрутам органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не обладают.
Ссылаясь на то, что выставленные счета не оплачены, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.
Судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 784, 787 и 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Закона N 220-ФЗ, Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу, что перевозки осуществлялись по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам, в отношении которых применяются нерегулируемые тарифы, и удовлетворили иск.
Между тем судами не учтено следующее.
Положения Закона N 220-ФЗ выделяют два вида регулярных перевозок - по регулируемым тарифам, то есть регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных компетентными органами, и по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 16 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ). При этом согласно пункту 19 названной части Закона свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В статье 9 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что тарифы на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества, которым предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам. Частью 2 статьи 17 названного Закона установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Следовательно, документом, подтверждающим право осуществления перевозки конкретным перевозчиком по нерегулируемым тарифам, является свидетельство.
Учреждение в судах первой и апелляционной инстанций приводило доводы о том, что для обоснования получения из федерального бюджета в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации денежных средств на оплату перевозок по нерегулируемым тарифам оно обязано отчитаться о праве контрагента оказывать услуги не по регулируемым, а по самостоятельно установленным (нерегулируемым) тарифам. При этом, исходя их приведенных положений Закона N 220-ФЗ, такие тарифы могут применять только те перевозчики на маршрутах регулярных перевозок, которые получили названные свидетельства. Учреждение указывало на непредставление данных свидетельств и, таким образом, отсутствие обоснования применения предприятием нерегулируемых тарифов.
Однако судами в нарушение норм статей 65, 71, 170, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства не выяснены, полномочия привлеченных истцом перевозчиков применять нерегулируемые тарифы надлежащим образом не проверены.
Ссылка суда апелляционной инстанции на презумпцию добросовестности участников гражданских правоотношений и, следовательно, презумпцию наличия у них названных свидетельств (пока не доказано обратное) и обязанность ответчика доказывать отсутствие у перевозчиков указанных свидетельств противоречит правилам распределения бремени доказывания, установленным статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку ответчик заявил о непредставлении истцом (отсутствии) свидетельств перевозчиков, подтверждающих право применять нерегулируемые тарифы, а утверждение об отсутствии факта не подлежит доказыванию, именно на истце, привлекшем перевозчиков к исполнению своих договорных обязательств, лежит бремя опровержения данного утверждения и доказывания наличия свидетельств у перевозчиков. При ином распределении бремени доказывания должнику, например, было бы достаточно (исходя из презумпции его добросовестности) заявить без представления соответствующих доказательств, что он исполнил обязательство (оплатил товар, погасил заем и т.д.), а на кредитора, утверждающего о неполучении встречного предоставления, возлагалась бы неисполнимая обязанность доказывания факта неоплаты товара, неполучения денежных средств в погашение займа и т.д.
Таким образом, суды не проверили право истца применять тарифы, определенные самими перевозчиками без участия ответчика.
Поскольку выводы судов не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, решение и постановление надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение для устранения названных нарушений.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2020 по делу N А53-4633/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 9 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что тарифы на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества, которым предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам. Частью 2 статьи 17 названного Закона установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Следовательно, документом, подтверждающим право осуществления перевозки конкретным перевозчиком по нерегулируемым тарифам, является свидетельство.
Учреждение в судах первой и апелляционной инстанций приводило доводы о том, что для обоснования получения из федерального бюджета в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации денежных средств на оплату перевозок по нерегулируемым тарифам оно обязано отчитаться о праве контрагента оказывать услуги не по регулируемым, а по самостоятельно установленным (нерегулируемым) тарифам. При этом, исходя их приведенных положений Закона N 220-ФЗ, такие тарифы могут применять только те перевозчики на маршрутах регулярных перевозок, которые получили названные свидетельства. Учреждение указывало на непредставление данных свидетельств и, таким образом, отсутствие обоснования применения предприятием нерегулируемых тарифов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф08-12500/20 по делу N А53-4633/2020
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7150/2022
22.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-54/2022
07.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20333/2021
19.10.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-4633/20
12.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12500/20
04.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13097/20
15.07.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-4633/20