г. Краснодар |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А32-14323/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057) - Мугафарова А.В. (доверенность от 25.12.2020), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Кронос" (ИНН 2301033236, ОГРН 1022300516985), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Букреева Н.В., Архиповой В.А., Кравцовой Н.В., Яйлоян А.Н., Юрина Ю.Ю., Киселевой Ю.А, Мясниковой Ю.В., Сердцева А.В., Василианди Н.К., Сулавко Г.А., Мамыкина А.А., Вольхиной Л.В., Сарафиди С.К., Румянцева С.В., Василиади Л.Ф., Василиади К.Н., Стефанюк Е.Н., Букреева Н.В., Россохиной А.В., Чесноковой Н.И., Глазкова В.С., Чукреева Ю.А., акционерного общества "Банк "Национальный стандарт"", Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Анапа, Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 по делу N А32-14323/2020, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кронос" (далее - общество) об обязании в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить пожарную безопасность многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Лермонтова 120 "А", путем проведения следующих мероприятий: в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом класса функциональной пожарной опасности здания С1 обеспечить требование по его максимальной высоте в 15 метров; обеспечить противопожарное расстояние между зданием многоквартирного жилого дома и соседними зданиями и сооружениями; обеспечить квартиры, расположенные на высоте более 15 м, аварийными выходами; предусмотреть в лестничных клетках двери с армированным стеклом; устранить нарушение, при котором выход из подвального этажа наружу сообщается с лестничной клеткой жилой части здания; обеспечить ширину поэтажных коридоров, с учетом двустороннего расположения дверей, открывающихся из помещений в коридор, не менее 2,2 метра; обеспечить светопрозрачные участки стен (окна) на расстоянии 1,2 м от перекрытия из материалов с нормируемым пределом огнестойкости по целостности и теплоизолирующей способности; обеспечить выход на чердак здания по лестничным маршам с площадкой перед выходом через противопожарную дверь 2-го типа размерами не менее 0,75x1,5 м; обеспечить ограждение по периметру кровли здания высотой не менее 1,2 м; ступени лестниц выполнить одинаковой высотой; обеспечить ширину лестничных площадок внутренних лестниц не менее ширины маршей; не допускать в лестничных клетках на площадках между первым и вторым этажами из плоскости стен на высоте 1,5 метра размещение каких-либо строительных конструкций (в том числе ригелей); оборудовать внутридомовые и внутриквартирные электрические сети устройствами защитного отключения; обеспечить двери эвакуационных выходов из лестничных клеток, ведущие непосредственно наружу шириной не менее 0,8 м (0,7 м); системы и установки противопожарной защиты обеспечить в исправном состоянии; обеспечить сохранность работоспособности кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону; оборудовать настенные речевые оповещатели системы оповещения людей о пожаре; оборудовать здание пожарными щитами; нанести обозначения на дверях производственного назначения их категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны; привести в соответствие электролампы; обеспечить в здании выполнение требования действующего законодательства в части запрета курения в здании многоквартирного жилого дома. В случае невозможности устранения данных нарушений применить расчет пожарного риска в соответствии с приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности".
Решением суда первой инстанции от 08.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.10.2020, в удовлетворении заявленных администрацией требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы муниципального образования город-курорт Анапа от 11.11.1999 N 1338/4 между администрацией и обществом заключен договор от 22.11.1999 N 118 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, общей площадь 3 300 м2, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Лермонтова 120, для строительства административного и производственного здания, сроком до 11.11.2004. На основании разрешения на выполнение строительно-монтажных работ от 14.11.2000 N 89 обществом на указанном участке велось строительство административного здания.
Экспертный межведомственный инвестиционный совет администрации 15.08.2008 не согласился с предложением общества по переоформлению строящегося административно-производственного здания в многоквартирный жилой дом.
Между обществом и администрацией заключен договор инвестирования от 24.09.2008 N 334, согласно которому общество должно перечислить на расчетный счет администрации денежные средства, а администрация - обеспечить подготовку и принятие распорядительных документов по переводу помещений административно-производственного здания в многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями.
В октябре 2008 года общество обратилось в администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с целевым назначением: строительство административного и производственного зданий на другой вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями.
По результатам публичных слушаний комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки выдала заключение, согласно которому вынесено предложение о разрешении изменения разрешенного вида использования земельного участка и разрешенного вида использования объекта капитального строительства.
Письмом от 10.07.2009 N 03.01-1103 администрация отказала обществу в предоставлении разрешения об изменении разрешенного вида использования земельного участка и разрешенного вида использования объекта капитального строительства.
Общество, не согласившись с указанным отказом, обратилось в арбитражный суд с заявлением. Делу присвоен номер N А32-22375/2009.
Вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу удовлетворены требования общества о признании незаконным бездействия администрации в виде непринятия решения (ненормативного правового акта) по изменению вида разрешенного использования земельного участка площадью 2 886 м2, с кадастровым номером N 23:37:01 02 032:0022, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Лермонтова 120 "А", с "строительство административного и производственного здания" на "многоквартирное жилищное строительство со встроенными нежилыми помещениями" и изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства с "административно-производственного здания" на "многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями" и принятии решения в виде ненормативного правового акта об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка.
В целях получения разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию общество обратилось в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - управление).
Согласно ответу управления от 25.08.2011 N 17-07.1659 обществу отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием необходимого пакета документов.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации о признании права собственности на четырехэтажный многоквартирный жилой дом с мансардой и цокольным этажом, расположенный по адресу: город Анапа, ул. Лермонтова, 120 "А". Делу присвоен номер N А32-44584/2011.
Вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу обществу отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку не выдавалось разрешение на строительство указанного объекта.
В период с 2006 по 2012 год общество заключало договоры долевого участия в строительстве с физическими лицами.
Физические лица, не получив в досудебном порядке право собственности на спорные объекты недвижимости, обратились в Анапский городской суд Краснодарского края с заявлением к администрации и обществу о признании права собственности за каждым на объект недвижимости, расположенный в спорном многоквартирном доме.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 31.12.2013 по делу N 2-3612/2013 заявление физических лиц удовлетворено. На квартиры и нежилые помещения зарегистрировано право собственности за физическими лицами.
Спорный многоквартирный жилой дом подключен к инженерным сетям электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа 15.03.2019 N 777 создана межведомственная комиссия по оценке и использованию жилищного фонда муниципального образования город-курорт Анапа (далее - комиссия).
Комиссией установлено, что в спорном многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Лермонтова 120 "А", не выполнены требования пожарной безопасности, выявленные контролирующими органами МЧС России по Краснодарскому краю.
Указанные нарушения послужили основанием для направления администрацией в адрес общества досудебной претензии от 25.12.2019 N 103-07-13887/2019 с требованием о необходимости проведении противопожарных мероприятий.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 1.1 статьи 161 Кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Частью 4 статьи 17 Кодекса установлено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, требований пожарной безопасности, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу пункта 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В силу части 5 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды установили, что спорные помещения в 2013 году переданы застройщиком участникам долевого строительства. За собственниками помещений многоквартирного дома (физическими лицами) зарегистрировано право собственности.
При этом обществу в судебном порядке отказано в признании права собственности на спорный объект.
Исходя из этого, вывод судебных инстанций о том, что в настоящее время общество не является надлежащим субъектом для направления ему требования администрации, является правомерным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 по делу N А32-14323/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.