г. Краснодар |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А53-12972/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СтройТехресурс" (ИНН 6148560012, ОГРН 1116177000950) - Цуканова А.С. (доверенность от 02.02.2020), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129) - Пода Е.Н. (доверенность от 24.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А53-12972/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СтройТехресурс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) от 06.02.2020 N 8/28.3.6/783/00/СЛ/2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 14.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2020, заявление общества удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление министерства от 06.02.2020 N 8/28.3.6/783/00/СЛ/2020. Судебные акты мотивированы тем, что министерство не доказало совершение обществом противоправных действий (бездействий), квалифицируемых по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении требований обществу отказать. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в нарушение подпункта 3.5 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии РСТ 80253 ТЭ) общество не приступило к добыче полезного ископаемого на лицензионном участке недр в течение 4 лет с момента государственной регистрации лицензии - до 22.05.2018; добыча полезных ископаемых на лицензируемом земельном участке велась с выходом за его пределы, фактически общество добыло больше полезного ископаемого, чем указано в отчете по форме N 5-гр; ошибочно поддержанное судами утверждение общества о том, что министерство использовало первоначальные координаты земельного участка, а не координаты, указанные в дополнении N 1 к лицензии.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 22.05.2014 серии РСТ N 80253 ТЭ с целевым назначением и видами работ - "разведка и добыча песчаников в юго-восточной части Владимирского участка Владимирского месторождения" на участке недр, расположенном в 0,6 км к югу от окраины ст. Владимировская в Красносулинском районе Ростовской области (далее - лицензия N 80253 ТЭ).
На основании приказа от 25.10.2019 N 635-ГК министерство провело плановый (рейдовый) осмотр земельного участка с кадастровым номером 61:18:0600014:504 и прилегающих к нему территорий, расположенных в 0,6 км к югу от окраины ст. Владимировской в Красносулинском районе Ростовской области, на которых в соответствии с лицензией N 80253 ТЭ общество осуществляет деятельность по добыче и переработке песчаников. Осмотром установлено производство горных работ за границами предоставленного в пользование обществу горного отвода, что является нарушением подпункта 3.4 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии N 80253 ТЭ), в соответствии с которым добыча полезного ископаемого на лицензионном участке допускается исключительно в уточненных границах горного отвода.
По результатам проверки министерство составило акт обследования территории от 23.11.2019, протокол об административном правонарушении от 30.01.2020 N 8/28.3.6/783/00/СЛ/2020 и вынесло постановление от 06.02.2020 N 8/28.3.6/783/00/СЛ/2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление министерства в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление общества, правомерно исходя из следующего.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В силу статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии); условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Как предусмотрено пунктом 3.4 Приложения N 1 к лицензии N 80253 ТЭ (далее - Условия пользования недрами), добыча полезного ископаемого на Лицензионном участке допускается исключительно в уточненных границах горного отвода только после выполнения подпунктов 3.1, 3.2 и 3.3 условий.
В силу пункта 3.1 Условий пользования недрами в течение 12 месяцев с момента государственной регистрации лицензии недропользователь обязан зарегистрировать работы по разведке на лицензионном участке в Департаменте по недропользованию по Южному федеральному округу в установленном порядке; выполнить работы по перерасчету запасов полезного ископаемого на лицензионном участке; представить геологический отчет по перерасчету запасов полезного ископаемого на государственную экспертизу в комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области для утверждения запасов полезного ископаемого; после прохождения государственной экспертизы геологического отчета и утверждения запасов полезного ископаемого представить один экземпляр геологического отчета и заключения государственной экспертизы на постоянное хранение в территориальный фонд геологической информации.
Пунктом 3.2 Условий пользования недрами предусмотрена обязанность недропользователя в течение 36 месяцев с момента государственной регистрации лицензии подготовить проектную документацию на разработку Лицензионного участка и рекультивацию нарушенных земель с учетом требований промышленной безопасности, природоохранного законодательства и санитарных норм, регламентирующих установление санитарно-защитной зоны горнодобывающего предприятия (в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1203-03), Водного кодекса Российской Федерации и другой нормативной документации, действующей на территории Российской Федерации; в установленном порядке произвести экспертизу проектной документации; согласовать и утвердить проектную документацию в установленном порядке.
Пунктом 3.3 Условий пользования недрами предусмотрена обязанность недропользователя по уточнению границ горного отвода после утверждения проектной документации на разработку Лицензионного участка получить горный отвод в окончательных границах в установленном порядке. Горноотводный акт в окончательных границах предоставить в Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в течение 30 календарных дней после его выдачи для включения в качестве дополнения к лицензии.
В силу пункта 3.5 Условий пользования недрами недропользователь обязан приступить к добыче полезного ископаемого на Лицензионном участке не позднее 4 лет с момента государственной регистрации лицензии.
Суды указали, что оспариваемым постановлением министерство привлекло общество к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение пунктов 3.4, 3.5 Условий пользования недрами, а именно: горные работы произведены за границами предоставленного в пользование горного отвода; общество приступило к добыче полезного ископаемого во II квартале 2019 года, тогда как должно был приступить в срок до 22.05.2018.
Признав неверной позицию министерства, суды исходили из следующего.
При составлении протокола об административном правонарушении от 30.01.2020 N 8/28.3.6/783/00/СЛ/2020 использованы данные маркшейдерской съемки участка 2014 года, при том, что общество внесло изменения в лицензию N 80253 ТЭ и составило новую маркшейдерскую съемку, которая имеется в лицензионном деле и существенно отличается от предыдущей.
В соответствии с пунктами 1.8 и 1.9 дополнения N 1 к лицензии N 80253 ТЭ (зарегистрировано 28.10.2016) приложение N 3 к лицензии N 80253 ТЭ и топо-маркшейдерский план М 1:2000 приложения 9 к лицензии N 80253 ТЭ признан утратившими силу.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что министерство не доказало факт выхода фактических границ горной выработки за границы предоставленного для добычи горного отвода, поскольку из материалов дела следует, что министерство использовало маркшейдерский план без учета дополнений к нему. Документальные доказательства обратного министерство не представило.
Суды также отметили, что министерство не представило необходимые и достаточные доказательства того, что выход за пределы границ осуществлен самим обществом, а не иным неустановленным лицом. Документально не подтвержденное заявление министерства об обратном не может служить основанием для привлечения к общества административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в материалы дела не представлены материалы фото- и видеофиксаци совершенного правонарушения, объяснения лиц, подтверждающих факт добычи полезных ископаемых обществом и т. д. Напротив, согласно акту обследования территории от 23.11.2019 на момент осмотра добыча полезных ископаемых на предоставленном обществу участке не осуществлялась.
Суды обоснованно отклонили довод министерства о необходимости недропользователя уведомить распорядителя недр о самовольном недропользовании неустановленными лицами непосредственно на границе предоставленного обществу горного отвода, указав, что поскольку до июля 2019 года общество не приступало к работам на лицензионном участке, то ему не было известно о самовольном пользовании недрами неустановленными лицами.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали верный вывод об отсутствии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по эпизоду проведения горных работ за границами предоставленного в пользование горного отвода.
Суды установили, что общество обжаловало в вышестоящий административный орган постановление от 06.02.2020 N 8/28.3.6/783/00/СЛ/2020, однако по результатам рассмотрения жалобы постановлением от 26.03.2020 общество повторно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Какие-либо пояснения по данному факту министерство не представило.
Суды отметили, что на основании одного протокола об административной ответственности общество дважды привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление от 06.02.2020 и постановление от 26.03.2020).
Кроме того, оспариваемым постановлением министерство привлекло общество к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение пункта 3.5 Условий пользования недрами: за то, что общество приступило к добыче полезного ископаемого во II квартале 2019 года, тогда как должно было приступить в срок до 22.05.2018.
Таким образом, общество привлечено к административной ответственности не за действия, носящие длительный характер и заключающиеся в пользовании недрами с нарушением условий лицензионного соглашения, а за бездействие, выразившееся в невыполнении Условий пользования недрами в установленный срок - до 22.05.2018. Именно данное нарушение зафиксировано в документах проверки и оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем, срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, т. е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности. Соответственно, срок давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение пункта 3.5 Условий пользования недрами истек в мае 2019 года.
Однако оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено 06.02.2020, то есть по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности по части 2 статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявление общества, признав незаконным и отменив постановление министерства от 06.02.2020 N 8/28.3.6/783/00/СЛ/2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А53-12972/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды отметили, что на основании одного протокола об административной ответственности общество дважды привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление от 06.02.2020 и постановление от 26.03.2020).
Кроме того, оспариваемым постановлением министерство привлекло общество к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение пункта 3.5 Условий пользования недрами: за то, что общество приступило к добыче полезного ископаемого во II квартале 2019 года, тогда как должно было приступить в срок до 22.05.2018.
Таким образом, общество привлечено к административной ответственности не за действия, носящие длительный характер и заключающиеся в пользовании недрами с нарушением условий лицензионного соглашения, а за бездействие, выразившееся в невыполнении Условий пользования недрами в установленный срок - до 22.05.2018. Именно данное нарушение зафиксировано в документах проверки и оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем, срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, т. е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности. Соответственно, срок давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение пункта 3.5 Условий пользования недрами истек в мае 2019 года.
Однако оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено 06.02.2020, то есть по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности по части 2 статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявление общества, признав незаконным и отменив постановление министерства от 06.02.2020 N 8/28.3.6/783/00/СЛ/2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф08-289/21 по делу N А53-12972/2020