г. Краснодар |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А53-38694/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Мацко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Шлоховой В.Е. (доверенность от 12.05.2020), от государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" - Догачева С.А. (доверенность от 12.05.2020), в отсутствие конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" Гиченко А.Ю., общества с ограниченной ответственностью "Галактика", акционерного общества "РТ-Современные технологии", Администрации Красносулинского городского поселения, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев, с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ростовоской области кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А53-38694/2019, установил следующее.
Администрация Красносулинского городского поселения (далее - администрация) обратилась в суд с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 09.08.2019 N 14723/04.
Определениями от 25.10.2019 и от 19.12.2019 к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - предприятие), ООО "Галактика", конкурсный управляющий ООО "Донская региональная компания" Гиченко А.Ю., АО "РТ-Современные технологии".
Решением суда от 31.07.2020 в удовлетворении ходатайства администрации и предприятия о проведении строительно-технической экспертизы отказано; в удовлетворении заявления о признании предупреждения управления недействительным отказано; отменены обеспечительные меры, принятые определением суда от 05.11.2019.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, которым признать недействительным предупреждения управления от 09.08.2019 N 14723/04. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Предприятие полагает, что оспариваемое предупреждение не соответствует требованиям части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы предприятия.
В отзыве на жалобу управление проси судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители предприятия поддержал доводы жалобы, просил принять новые судебные акты об удовлетворении заявленных требований. Представитель управления, поддержал отзыв на кассационную жалобу, просил отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям
Как видно из материалов дела, 14.01.2019 в управление из Федеральной антимонопольной службы России поступила жалоба АО "РТ-Современные технологии" (от 14.01.2019 вх. N 400) на неправомерные действия со стороны администрации, выразившиеся в заключении администрацией и предприятием договора аренды муниципального имущества (объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения инженерных сооружений, входящих в состав централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения) без проведения публичных процедур.
На основании приказа от 20.03.2019 N 109 управлением 01.04.2019 вынесено определение о возбуждении дела N 061/01/17.1-481/2019.
По результатам рассмотрения жалобы управление пришло к выводу, о наличии в действиях администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 стать 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В связи с чем, администрации выдано предупреждение об отмене акта, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения и о прекращении бездействия, которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства от 09.08.2019 N 14723/04 о необходимости принятия мер в срок до 20.11.2019.
Полагая, что предупреждение от 09.08.2019 N 14723/04 не соответствует закону, администрация обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным.
При принятии обжалуемых судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 23, 39.1 Закона о защите конкуренции, статьями 1, 3 - 5, 13, 17.1, 29, 32, 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", разъяснениями Федеральной антимонопольной службы России, данными в письмах от 24.04.2014 N ЦА/16309/14, от 13.11.2015 N ВК/63809/15, от 10.02.2016 N АК/7531/16.
Суды установили, что решением суда от 09.10.2017 ООО "Донская региональная компания", которое ранее обслуживало объекты водоснабжения и водоотведения Красносулинского городского поселения и являлось гарантирующим поставщиком в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Красносулинского городского поселения, признано несостоятельным (банкротом) (далее должник).
11 апреля 2018 года решением внеочередного собрания кредиторов должника хозяйственная деятельность последнего прекращена, органам муниципальных образований сообщено о необходимости принятия мер по организации водоснабжения и водоотведения новым лицом и по выбору иной гарантирующей организации.
В состав централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящейся в муниципальной собственности Красносулинского городского поселения, входит 296 объектов, из которых 121 объект включает систему холодного водоснабжения (водопроводные сети, резервуары, колодцы, магистральные водоводы и отводы) и канализационные сети.
Ранее, администрация заключила договор аренды муниципального имущества от 04.09.2012 N 248 с должником, по которому во временное пользование и владение передано муниципальное имущество и оборудование водопроводно-канализационного хозяйства Красносулинского городского поселения сроком с 04.09.2012 по 03.09.2017.
27 сентября 2016 года администрация и должник заключили Соглашение о внесении изменений в договор аренды муниципального имущества от 04.09.2012 N 248, в рамках которого, стороны пришли к соглашению об исключении из договора аренды объектов централизованной системы водоснабжения МО "Красносулинское городское поселение".
4 сентября 2017 года администрация и должник заключили договор аренды N 1 без проведения публичных процедур на новый срок до 31.12.2018, по которому во временное пользование и владение должнику передается муниципальное имущество и оборудование канализационного хозяйства МО "Красносулинское городское поселение".
В отношении изъятых объектов централизованной системы водоснабжения заключено концессионное соглашение от 29.09.2016 с ООО "Водные ресурсы" как с единственным участником конкурса на право заключения концессионного соглашения, проведенного 08.07.2016.
Решением от 26.07.2018 по делу N А53-6101/2018 данное концессионное соглашение по иску администрации расторгнуто в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении данного договора (отказ в финансовой поддержке за счет средств ГК "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры" привел к невозможности администрацией исполнять свои обязательства по концессионному соглашению, а именно оплатить часть расходов на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов концессионного соглашения).
В связи с расторгнутым с ООО "Водные ресурсы" концессионным соглашением муниципальное имущество водопроводного и канализационного хозяйства передано на основании договора аренды (без проведения публичных процедур) от 30.11.2018 N 12 должнику в срок до 31.12.2018 в связи с тем, что передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей арендатору (должнику), а данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
3 декабря 2018 года предприятие и ООО "Галактика" заключили договор аренды имущества N 163/18, по которому собственником - ООО "Галактика" во временное владение и пользование арендатору - предприятию передано 35 объектов недвижимого имущества, входящих в систему водоснабжения и водоотведения: (2 насосные станции, здания насосных, резервуары для воды, здание хлораторпой, каптяжные колодцы, здание склада земельные участки).
На основании заключенного договора аренды от 03.12.2018 предприятие обратилось в администрацию с предложением о заключении договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности сроком на три года на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что объекты водоснабжения, переданные ООО "Галактика" в аренду предприятию, являются, согласно схеме водоснабжения и водоотведения Красносулинского городского поселения, частью единого технологического процесса.
6 декабря 2018 года администрация заключила с предприятием договор аренды N 13 сроком на 3 года с 01.01.2019 по 01.01.2022, по которому последнему во временное владение и пользование передано муниципальное имущество - 121 объект для обеспечения водоснабжения на территории городского поселения, в том числе все водопроводные сети, принадлежащие муниципальному образованию.
Письмом от 25.12.2018 N 05.1/2802 на запрос должника администрация согласовала обществу заключение договора субаренды с предприятием в отношении объектов водопроводно-канализационного хозяйства, обеспечивающих водоотведение на территории Красносулинского городского поселения, эксплуатируемых должником на основании договоров аренды от 04.09.2017 N 1 и от 13.04.2017 N 18/2017.
25 декабря 2018 года должником и предприятием заключен договор субаренды на 206 объектов водопроводно-канализационного хозяйства сроком до 30.11.2019.
В настоящее время в пользовании предприятия находятся объекты водопроводно-канализационного хозяйства Красносулинского городского поселения: объекты водоснабжения (121), переданные администрацией без торгов по договору аренды от 06.12.2018 N 13 на том основании, что в пользовании предприятия уже находятся в пользовании ряд объектов (35 объектов) по договору аренды от 03.12.2018 N163/18, заключенного с ООО "Галактика"; объекты водоотведения (канализационные сети), переданные должнику по договору субаренды от 25.12.2018 N 173/18 на основании согласия администрации (собственника этих объектов) без торгов.
Оценив представленные финансовым управляющим доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований администрации.
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Договор аренды от 06.12.2018 N 13, по которому передавались вышеуказанные муниципальные сети и объекты водоснабжения Красносулинского городского поселения (121 объект) во владение и пользование предприятию, имеющему право на 35 объектов недвижимого имущества (по сути имеющему право по договору аренды с ООО "Галактика" лишь на 2 насосные станции и резервуары для воды), входящих в систему водоснабжения и водоотведения свидетельствуют о реализации цели по передаче без торгов прав не на отдельные участки сети, а на всю сеть инженерно-технического обеспечения, что противоречит пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Обратное понимание данной нормы приводило бы к ограничению конкуренции относительно всего сетевого хозяйства, независимо от его территориальности по значительной протяженности (например, по отношению к владельцу первого и единственного элемента сети-водозабора), что не соответствует природе и цели правового регулирования антимонопольной деятельности, поскольку является условием, формирующей монополию.
Наличие у предприятия 35 объектов недвижимости, переданных в пользование по договору аренды с ООО "Галактика", расположенных на территории Красносулинского городского поселения не свидетельствуют о том, что данный субъект является лицом, обладающим правами владения и (или) пользования всей сетью инженерно-технического обеспечения.
Довод кассационной жалобы о том, что частью 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ допускается передача прав владения и (или) пользования объектом водоснабжения и (или) водоотведения не только по концессионному соглашению; допускается предоставление указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая оценка. Исключение, предусмотренное в пункте 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не применимо в обоснование правомерности заключения вышеуказанною договора аренды между администрацией и предприятием. Кроме того, год ввода в эксплуатацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства, относящегося к муниципальной собственности Красносулинского городского поселения, значительно превышает 5 лет до момента заключения вышеуказанного договора аренды.
На основании изложенного, выводу судов об отсутствии исключений, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ и пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, которые позволяют заключить договор передачи прав владения и (или) пользования объектом водоснабжения и (или) водоотведения без концессионного соглашения, в том числе без конкурентных процедур, являются правильными.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия администрации по передаче предприятию по договору аренды систем водоснабжения и водоотведения без проведения торгов не соответствуют части 1 статьи 41.1 Закона N 461-ФЗ и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности предприятия и ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных апелляционным судом. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые являлись предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А53-38694/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о том, что частью 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ допускается передача прав владения и (или) пользования объектом водоснабжения и (или) водоотведения не только по концессионному соглашению; допускается предоставление указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая оценка. Исключение, предусмотренное в пункте 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не применимо в обоснование правомерности заключения вышеуказанною договора аренды между администрацией и предприятием. Кроме того, год ввода в эксплуатацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства, относящегося к муниципальной собственности Красносулинского городского поселения, значительно превышает 5 лет до момента заключения вышеуказанного договора аренды.
На основании изложенного, выводу судов об отсутствии исключений, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ и пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, которые позволяют заключить договор передачи прав владения и (или) пользования объектом водоснабжения и (или) водоотведения без концессионного соглашения, в том числе без конкурентных процедур, являются правильными.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия администрации по передаче предприятию по договору аренды систем водоснабжения и водоотведения без проведения торгов не соответствуют части 1 статьи 41.1 Закона N 461-ФЗ и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности предприятия и ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф08-262/21 по делу N А53-38694/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-262/2021
28.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12892/20
31.07.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38694/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38694/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38694/19