г. Краснодар |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А63-3601/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Кухаря В.Ф. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (ИНН 2635040105, ОГРН 1022601934630), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Специализированное управление механизированного строительства" (ИНН 2630026629, ОГРН 1022601449969), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированное управление механизированного строительства" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020 по делу N А63-3601/2020, установил следующее.
ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) обратилось в суд с иском к ООО "Специализированное управление механизированного строительства" (далее - общество) о возложении обязанности установить и обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных приборов учета холодной воды, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, в многоквартирных домах (далее - МКД), расположенных по адресам: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Анджиевский, ул. Заводская, 32 и 34; ул. Змейская, 1; ул. Красногвардейская, 17 и 21; ул. Набережная, 87 и 89; ул. Советская, 1 и 3.
Решением от 11.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.08.2020, иск удовлетворен. Суды сочли, что мероприятия по энергосбережению, в том числе установка общедомовых приборов учета, должны производиться лицом, ответственным за содержание многоквартирных домов (в рассматриваемом случае обществом), с оплатой понесенных расходов собственниками помещений.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, суды не учли, что приборы в МКД уже установлены, но неисправны. Общество не является исполнителем услуг и работ по капительному ремонту общего имущества МКД. Доказательства принятия собственниками помещений МКД решений, предусмотренных подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), не представлено. Суды не учли пункт 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, предприятие является гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения и водоотведения.
Общество управляет названными домами п. Анджиевском Ставропольского края.
Между истцом и ответчиком не заключен договор энергоснабжения в отношении указанных домов.
При обследовании приборов учета в спорных МКД предприятие установило неисправность (истечение срока поверки) общедомовых приборов учета, о чем составлены акты от 23.12.2016, 27.06.2018, 27.10.2017, 24.11.2018, 26.02.2019, 25.03.2019, 29.03.2019 и 25.04.2019.
Предприятие письмом от 17.04.2019 N 36-04/3976 сообщило обществу о необходимости установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета холодной воды в домах, а затем направило претензию, которая ответчиком оставлена без ответа, это явилось основанием для обращения предприятия в суд с иском.
Удовлетворяя иск, суды пришли к выводу о том, что общество как управляющая организация обязано установить общедомовые приборы учета холодной воды в МКД, находящихся в его управлении, поэтому иск подлежит удовлетворению.
Однако суды не учли следующее.
В соответствии с пунктами 5, 12 статьи 13 N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
По смыслу пунктов 5 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ и пункта 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в случае невыполнения данных требований оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя, в частности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета энергии.
Из системного толкования данных норм, действовавших в спорный период, следует, во-первых, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета, во-вторых, что в случае невыполнения обязанности управляющей организацией по установке прибора учета, его замене в случае неисправности ресурсоснабжающая организация осуществляет работы по установке и вводу в эксплуатацию прибора с последующим возмещением стоимости выполненных работ с управляющей организации. Принудительное понуждение к данным действиям самой управляющей организации через суд законом не предусмотрено.
Из представленных в дело доказательств следует, что коллективные приборы учета холодной воды установлены в спорных МКД, но неисправны.
Вместе с тем в силу пункта 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления истец был обязан приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Кроме того, согласно подпункту "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с названными Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.
Доказательства принятия подобных решений в материалах дела отсутствуют.
Поскольку обстоятельства дела установлены, однако суды неверно применили нормы права, решение и постановление следует отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020 по делу N А63-3601/2020 отменить, в иске отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Специализированное управление механизированного строительства" (ИНН 2630026629, ОГРН 1022601449969) 6000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленных в дело доказательств следует, что коллективные приборы учета холодной воды установлены в спорных МКД, но неисправны.
Вместе с тем в силу пункта 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления истец был обязан приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Кроме того, согласно подпункту "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с названными Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф08-10583/20 по делу N А63-3601/2020