г. Краснодар |
|
13 февраля 2021 г. |
Дело N А53-6660/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378) - Бойко О.А. (доверенность от 26.02.2020), в отсутствие заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петрова Александра Евгеньевича (ИНН 614404027907, ОГРНИП 316619600154813) и третьего лица - Администрации Каменского района Ростовской области (ИНН 6114003736, ОГРН 1026101085350), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 по делу N А53-6660/2020, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петрова Александра Евгеньевича (далее - глава КФХ) 2 618 190 рублей гранта, полученного на поддержку начинающих фермеров, в т. ч. 2 487 280 рублей 50 копеек - в счет возмещения средств федерального бюджета и 130 909 рублей 50 копеек - в счет возмещения средств областного бюджета.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация Каменского района Ростовской области (далее - администрация).
Решением суда от 15.06.2020 исковые требования министерства удовлетворены, с главы КФХ взыскано 2 618 190 рублей гранта, полученного на поддержку начинающих фермеров, в т. ч. 2 487 280 рублей 50 копеек - в счет возмещения средств федерального бюджета и 130 909 рублей 50 копеек - в счет возмещения средств областного бюджета; с главы КФХ в доход федерального бюджета взыскано 36 091 рубль государственной пошлины. Судебный акт мотивирован невыполнением главой КФХ условия соглашения о предоставлении гранта.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2020 решение суда от 15.06.2020 отменено, в иске отказано; с министерства в пользу главы КФХ взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что замечания министерства по несоблюдению главой КФХ условий соглашения формальны; средства гранта израсходованы главой КФХ на цели, предусмотренные соглашением о предоставлении гранта; нецелевое использование средств не допущено.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований министерства в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел, что глава КФХ нарушил подпункт 3.5.4 пункта 3.5 раздела 3 соглашения от 25.05.2017 N 65 о предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров и требования подпункта 5.2 пункта 5 приложения к распоряжению министерства от 22.10.2018 N 80 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих расходование средств грантов на поддержку начинающих фермеров" (далее - распоряжение N 80). Факт наличия у продавца сельскохозяйственных животных и законность совершения сделки с таким продавцом глава КФХ должен подтвердить выпиской из похозяйственной книги, подтверждающей ведение продавцом личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ). Справки администрации г. Гуково и г. Каменск-Шахтинский о неведении похозяйственных книг не могут являться документами, подтверждающими целевое расходование главой КФХ бюджетных средств. Суд неверно истолковал положения пункта 5 приложения к распоряжению N 80 и не учел, что глава КФХ не представил выписки из похозяйственных книг. В нарушение статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции вышел за пределы предоставленных ему полномочий, приобщив к материалам дела дополнительные доказательства, которые не являлись предметом исследования суда первой инстанции, а именно: выписку из похозяйственной книги Шумилиной М.Ю., справки администрации г. Гуково от 31.07.2019 и администрации г. Каменск-Шахтинский от 03.07.2020. Граждане Рылина Т.С. и Черных П.И. (у которых глава КФХ приобрел сельскохозяйственных животных) не могут быть признаны лицами, ведущими в установленном законом порядке ЛПХ, следовательно, глава КФХ при расходовании средств гранта не должен был заключать договор купли-продажи ни с указанными лицами, ни с другими гражданами, которые не признаны в установленном порядке лицами, ведущими ЛПХ.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация и глава КФХ не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя министерства, считает, что постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, решение суда - оставить в силе по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в целях реализации утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, а также государственной программы Ростовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 592, министерство и глава КФХ (получатель субсидии) заключили соглашение от 25.05.2017 N 65 о предоставлении главе КФХ 2 618 190 рублей гранта на поддержку начинающих фермеров (далее - соглашение N 65). Платежным поручением от 23.06.2017 N 353221 министерство перечислило главе КФХ 2 618 190 рублей гранта.
Согласно пункту 1.1 соглашения N 65 предметом соглашения является предоставление министерством получателю субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров для реализации бизнес-плана "Разведение крупного рогатого скота молочного направления" в целях софинансирования его затрат в соответствии с планом расходов согласно приложению N 1 к соглашению N 65, а также реализация получателем бизнес-плана, выполнение получателем гранта порядка, целей, условий предоставления и расходования средств гранта, установленных постановлением Правительства Ростовской области от 14.02.2017 N 83 "О порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса" (далее - постановление N 83) и соглашением N 65.
Согласно пункту 3.1.3 соглашения N 65 министерство обязано осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей, условий предоставления и расходования гранта, установленных постановлением N 83 и соглашением N 65, на основании: отчета о достижении значений показателей результативности крестьянского (фермерского) хозяйства (предоставляется получателем в министерство один раз в полгода в год получения гранта, в последующем - один раз в год в течение 5 лет с даты получения гранта не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) по форме согласно приложению N 2 к соглашению N 65; отчета о выполнении показателей эффективности крестьянским (фермерским) хозяйством (предоставляется получателем в министерство один раз в год в течение 5 лет с даты получения гранта в срок до 1 числа 3 месяца I квартала года, следующего за отчетным периодом) по форме согласно приложению N 3 к соглашению N 65; отчета о выполнении условий соглашения получателем (предоставляется получателем в министерство один раз в год в течение 5 лет с даты получения гранта в срок до 1 числа 3 месяца I квартала года, следующего за отчетным периодом) по форме согласно приложению N 4 к соглашению N 65; отчета об использовании средств гранта получателем (предоставляется в министерство в течение 10 рабочих дней со дня завершению срока использования средств гранта) по форме согласно приложению N 5 к соглашению N 65; акта мониторинга сохранности имущества, приобретенного с использованием средств гранта, составляемого администрацией района (предоставляется администрацией района в министерство в срок до 1 числа 3 месяца I квартала года, следующего за отчетным периодом) по форме согласно приложению N 6 к соглашению N 65.
Пунктом 3.2.1 соглашения N 65 установлено право министерства запрашивать у получателя документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением получателем порядка, целей, условий предоставления и расходования гранта, установленных постановлением N 83 и соглашением N 65, в соответствии с пунктом 3.1.3 соглашения N 65.
В соответствии с пунктом 3.5 соглашения N 65 получатель обязался предоставлять в министерство в сроки, установленные в пункте 3.1.3 соглашения N 65: отчет по форме согласно приложению N 2 (пункт 3.5.1); отчет по форме согласно приложению N 3 (пункт 3.5.2); отчет по форме согласно приложению N 4 (пункт 3.5.3); отчет по форме согласно приложению N 5 с приложением заверенных копий документов, подтверждающих совершение сделки по перечню, установленному министерством (пункт 3.5.4).
Согласно приложению N 1 к соглашению N 65 на расходы по приобретению поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) получателю предоставляется грант.
В ходе реализации соглашения N 65 глава КФХ заключил договоры купли-продажи КРС от 11.09.2017 N 00000000082179320002/4 с Рылиной Т.С., от 28.08.2017 N 00000000082179320002/2 - с Шумилиной М.Ю., от 30.07.2018 N 00000000082179320002/18 - с Черных П.И. и направил в министерство отчет об использовании средств гранта по форме, предусмотренной приложением N 5 к соглашению N 65 (далее - отчет об использовании средств гранта), не приложив выписки из похозяйственных книг Рылиной Т.С., Шумилиной М.Ю., Черных П.И., подтверждающих наличие у них сельскохозяйственных животных, а также копию паспорта Шумилиной М.Ю.
По результатам проверки отчета об использовании средств гранта министерство установило отсутствие копий паспортов приобретенных основных средств, выписок из похозяйственных книг на период приобретения поголовья КРС и копий паспортов продавцов-граждан, ведущих ЛПХ, т. е. документов, предусмотренных подпунктами 5.1 и 5.2 Перечня документов, подтверждающих совершение сделки с использованием средств грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного распоряжением N 80 (далее - Перечень), и предоставило главе КФХ срок для устранения замечаний - до 30.04.2019.
Письмом от 29.04.2019 глава КФХ уведомил министерство об утере истребуемых министерством документов и просил предоставить больший срок для их представления.
В письме от 17.06.2019 глава КФХ сообщил министерству, что утерянные документы будут предоставлены в срок до 01.07.2019.
19 июля 2019 года министерство направило главе КФХ претензию от 16.07.2019 N 34.5/811 о необходимости возврата 2 618 160 рублей гранта в связи со следующими нарушениями: 1) непредставление копий паспортов продавцов сельскохозяйственных животных Шумилиной М.Ю., Шапошникова Н.Г., Рылиной Т.С.; 2) отсутствие выписок из похозяйственных книг, подтверждающих наличие у продавцов сельскохозяйственных животных, - Шумилиной М.Ю., Шапошникова Н.Г., Рылиной Т.С., Галкина В.В., Черных П.И., Сапелкина К.В., Гончарова В.И.; 3) ненадлежащее оформление выписки из похозяйственной книги Шишкаловой Л.П.; 4) отсутствие платежного поручения, подтверждающего расходование собственных средств грантополучателя по договору с Сапелкиным К.В.; 5) в нарушение пункта 6 приложения к распоряжению N 80 к отчету приложены незаверенные копии документов. Данная претензия получена главой КФХ 07.08.2019.
Письмом от 31.07.2019 глава КХФ уведомил министерство о том, что указанные министерством недостатки были устранены до 01.07.2019, за исключением представления копии паспорта и выписок из похозяйственных книг Рылиной Т.С. и Шумилиной С.Ю.
В письме от 16.09.2019 N 34.6/1022 министерство сообщило главе КФХ о том, что замечания к отчету главой КФХ устранены не в полном объеме (не представлена копия паспорта Шумилиной М.Ю.; не представлены копии похозяйственных книг Шумилиной С.Ю., Рылиной Т.С., Черных П.И.) и установило новый срок для устранения замечаний - 27.09.2019.
Поскольку к установленному сроку замечания министерства глава КФХ в полном объеме не устранил, министерство обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования министерства, правильно исходя из следующего.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при их предоставлении, денежные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Суды установили, что основанием для обращения министерства в суд с иском о возврате гранта послужило нарушение главой КФХ подпункта 3.5.4 пункта 3.5 раздела 3 соглашения N 65 и пункта 5.2 Перечня, а именно: непредставление главой КФХ в установленный срок в т. ч. выписок из похозяйственных книг Рылиной Т.С. и Черных П.И.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что запрашиваемые министерством документы глава КФХ в министерство не представил. Документально выводы суда глава КФХ не опроверг.
Отменив решение суда от 15.06.2020 и отказав министерству в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что заявленные министерством замечания формальны, средства гранта израсходованы на цели, предусмотренные в соглашении N 65, нецелевое использование бюджетных средств не допущено.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что копия паспорта Шумилиной М.Ю. и выписка из похозяйственной книги Шумилиной М.Ю. приложены к апелляционной жалобе главы КФХ.
Суд апелляционной инстанции также указал, что из договора купли-продажи от 11.09.2017 следует, что продавец сельскохозяйственных животных Рылина Т.С. проживает в г. Гуково Ростовской области, продавец сельскохозяйственных животных по договору от 30.07.2018 Черных П.И. проживает в пос. Лиховской г. Каменск-Шахтинский, а согласно справкам администрации г. Гуково и администрации г. Каменск-Шахтинский на территории муниципального образования город Гуково и микрорайона Лиховского г. Каменск-Шахтинский похозяйственные книги не ведутся, в связи с чем сделал вывод о необоснованном требовании министерством предоставления выписок из похозяйственных книг Рылиной Т.С. и Черных П.И.
Однако суд апелляционной инстанции не учел, что согласно пункту 3.3.6 соглашения N 65 одним из обязательств получателя гранта при расходовании средств гранта является приобретение сельскохозяйственных животных у граждан, ведущих ЛПХ.
В соответствии с пунктом 3.5.4 соглашения N 65 глава КФХ как получатель гранта обязался предоставлять отчет по форме согласно приложению N 5 с приложением заверенных копий документов, подтверждающих совершение сделки, по перечню, установленному министерством, в течение 10 рабочих дней со дня завершения срока использования средств гранта. Данный перечень документов установлен распоряжением N 80.
Согласно пункту 5.2 Перечня при приобретении сельскохозяйственных животных у граждан, ведущих ЛПХ, получатель гранта предоставляет в т. ч. копию паспорта гражданина Российской Федерации, ведущего ЛПХ - продавца сельскохозяйственных животных и выписку из похозяйственной книги, подтверждающую наличие у продавца сельскохозяйственных животных на период приобретения поголовья.
Порядок ведения похозяйственных книг установлен статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", согласно которой учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых гражданами, ведущими ЛПХ.
Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела справкам администрации г. Гуково от 31.07.2019 N 21 и администрации г. Каменск-Шахтинский от 03.07.2020 N 22 похозяйственные книги на территории муниципального образования город Гуково и микрорайона Лиховского г. Каменск-Шахтинский не ведутся.
Таким образом, в материалы дела не представлены доказательства ведения ЛПХ Рылиной Т.С. и Черных П.И., у которых глава КФХ приобрел сельскохозяйственных животных, что свидетельствует о невыполнении главой КФХ обязательства, предусмотренного пунктом 3.3.6 соглашения N 65, подписав которое глава КФХ выразил добровольное согласие с содержащимися в нем условиями, однако не выполнил их.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования министерства и взыскавшего с главы КФХ 2 618 190 рублей гранта, полученного на поддержку начинающих фермеров, в т. ч. 2 487 280 рублей 50 копеек - в счет возмещения средств федерального бюджета и 130 909 рублей 50 копеек - в счет возмещения средств бюджета Ростовской области.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам, оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и обоснованно удовлетворил исковые требования министерства, суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 и оставить в силе решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2020.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с индивидуального предпринимателя надлежит взыскать 150 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 101, 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 по делу N А53-6660/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2020 оставить в силе.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петрова Александра Евгеньевича в доход федерального бюджета 150 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок ведения похозяйственных книг установлен статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", согласно которой учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых гражданами, ведущими ЛПХ.
...
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам, оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и обоснованно удовлетворил исковые требования министерства, суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 и оставить в силе решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2021 г. N Ф08-211/21 по делу N А53-6660/2020