г. Краснодар |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А63-1394/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства экономического развития Ставропольского края (ИНН 2634083314, ОГРН 1082635017926) - Лобанова И.А. (доверенность от 24.12.2020), от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (ИНН 2634025383, ОГРН 1022601972678) - Стрепетова В.В. (доверенность от 11.01.2019), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Ставропольского края, Министерства экономического развития Российской Федерации надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А63-1394/2020, установил следующее.
Министерство экономического развития Ставропольского края (далее - министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительными пункта 1 представления от 16.12.2019 N 21-10-10/21/131 и пункта 1 предписания от 31.12.2019 N 21-10-10/21-136 в части суммы, подлежащей возврату из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 17.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.10.2020, заявленные министерством требования удовлетворены в части. Пункт 1 представления управления от 16.12.2019 N 21-10-10/21/131 и пункт 1 предписания управления от 31.12.2019 N 21-10-10/21-136 признаны недействительными в части суммы, подлежащей возврату из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет, в размере 22 256 070 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением в период с 14.10.2019 по 08.11.2019 в отношении министерства проведена внеплановая проверка на предмет исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации требования главного распорядителя средств федерального бюджета по возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктами 16, 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила), за истекший период 2019 года.
В ходе проведения проверки установлено, что Министерство является ответственным исполнителем подпрограммы "Социально-экономическое развитие Ставропольского края на 2016-2025 годы" (далее - подпрограмма) государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" в части государственной поддержки инвестиционных проектов.
Между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Минкавказ России) и Правительством Ставропольского края заключено соглашение от 14.02.2018 N 370-08-2018-018 о предоставлении бюджету Ставропольского края субсидии в 2018 году из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы (далее - соглашение).
Согласно указанному соглашению, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим взаимодействие с Минкавказом России, на который со стороны Ставропольского края возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, является министерство.
На реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, выделены денежные средства в размере 531 914 894 рублей, в том числе 500 миллионов рублей - средства федерального бюджета, 31 914 894 рубля - средства бюджета Ставропольского края.
Правительство Ставропольского края обязано обеспечить исполнение графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам (далее - график).
Согласно Приложению N 1 к соглашению мероприятием, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, является осуществление имущественного взноса Ставропольского края в акционерное общество "Агентство инвестиционного развития" (далее - общество) на реализацию следующих инвестиционных проектов: "Закладка интенсивного фруктового сада на территории Кавказских Минеральных Вод в Минераловодском городском округе Ставропольского края", "Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1 700 коров", "Организация производства прицепной техники в Ставропольском крае", "Организация производства хлебобулочных изделий".
Согласно Приложению N 2 к соглашению показателем результативности исполнения мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия, является объем инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов в рамках подпрограммы субъекта с установленным значением - 737,5 миллионов рублей (далее - показатель результативности).
В целях реализации Госпрограммы учреждено общество, 100% акций которого находится в государственной собственности Ставропольского края. Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на осуществление от имени Ставропольского края функций и полномочий учредителя, прав акционера общества.
Между министерством и обществом заключен договор от 22.05.2018 N 1 о предоставлении бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением и государственным или муниципальным унитарным предприятием, за счет средств бюджета Ставропольского края (далее - договор).
На участие общества в реализации проектов по социально экономическому развитию Ставропольского края предусмотрено 531 914 894 рубля, в том числе участие в капитале ООО "Агроальянс Инвест" (реализация инвестиционного проекта "Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1700 коров") - 359 500 000 рублей; участие в капитале ООО "Кубаночка Ставрополья" (реализация инвестиционного проекта "Организация производства хлебобулочных изделий") - 20 500 000 рублей; участие в капитале ООО "Ставропольский селекционный центр плодово-ягодного питомниководства" (реализация инвестиционного проекта "Закладка интенсивного фруктового сада на территории Кавказских Минеральных Вод в Минераловодском городском округе Ставропольского края") - 99 886 894 рублей; участие в капитале ООО "Ставприцеп-Инвест" (реализация инвестиционного проекта "Организация производства прицепной техники") - 52 028 000 рублей.
Между инвесторами и обществом по указанным проектам заключены инвестиционные соглашения.
Министерством 13.02.2019 в государственной интегрированной информационной системе "Электронный бюджет" размещен отчет о достижении значения показателя результативности в размере 750 миллионов рублей с учетом подтвержденных освоенных инвесторами денежных средств в 2017 году и денежным обязательствам по заключенным договорам на закупку сырья и материалов в 2018-2019 годах.
Согласно уточненному отчету министерства об освоении денежных средств в рамках реализации инвестиционных проектов по состоянию на 01.04.2019 значение показателя результативности составило 471 139 173 рубля.
В адрес Минкавказа России письмом от 03.04.2019 N МЭР-03/1777 направлен отчет об исполнении графика, согласно которому по инвестиционному проекту "Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1700 коров" нарушение составило 1 день; по проекту "Организация производства хлебобулочных изделий" - нарушения отсутствуют; по проектам "Закладка интенсивного фруктового сада на территории Ставропольского края" и "Организация производства прицепной техники" - на дату направления отчета график не выполнен.
Письмом Минкавказа России от 17.04.2019 N ГЯ-2-01712 в адрес Правительства Ставропольского края направлено требование по возврату из бюджета Ставропольского края в доход федерального бюджета средств субсидии, предоставленной в 2018 году, за нарушение сроков выполнения показателя результативности и графика в объеме 48 073 000 рублей, в том числе по проекту "Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1 700 коров" - штраф 33 793 000 рублей за нарушение сроков выполнения мероприятий (предельный срок до 01.04.2019, срок нарушения - 1 день) и неполное освоение собственных средств (предельный срок - 16.02.2019, срок нарушения - 2 месяца).
В адрес Минкавказа России направлено письмо Министерства экономического развития Ставропольского края от 04.06.2019 N МЭР03/3090 о невозможности выполнения требования по возврату из бюджета Ставропольского края в доход федерального бюджета 48 073 000 рублей в связи с ограниченностью средств бюджета Ставропольского края.
В связи с неоплатой штрафных санкций в срок до 01.06.2019 Управлением в адрес министерства внесено представление от 16.12.2019 N 21-10-10/21/131 и предписание от 31.12.2019 N 21-10-10/21-136 с требованием о возврате в срок до 31.03.2020 из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет 48 073 000 рублей.
Министерство обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Согласно пунктам "б" и "в" пункта 10 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать значения показателей результативности использования субсидии; перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и обязательства субъекта Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 16 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 данных Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по предусмотренной данным пунктом формуле.
Пунктом 19 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Правил, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 20 данных Правил.
В случае одновременного нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами "б"" и "в" пункта 10 Правил, возврату подлежит объем средств, соответствующий размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), определенный в соответствии с абзацем первым данного пункта.
Суды установили, что окончательные сроки устранения нарушений выполнения показателя результативности установлены до первой даты представления отчетности о достижении значения показателя результативности в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии (до 16 февраля года следующего за годом предоставления субсидии); графика - до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии.
При вынесении судебных актов суды пришли к выводу об исполнении министерством графика выполнения мероприятий по инвестиционному проекту "Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1700 коров", указав, что данное обстоятельство подтверждается актами о приемке выполненных работ за 2019 год. При этом суды указали, что нарушение по указанному проекту состоит лишь в отставании срока достижения значения показателя результативности, которое по состоянию на 16.02.2019 составило 320 000 000 рублей вместо 359 500 000 рублей. Таким образом, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для изменения методики назначенного по указанному проекту штрафа.
Вместе с тем в данном случае судами надлежащим образом не установлены фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора.
Как следует из доводов управления, допущенное министерством нарушение заключается в нарушении графика финансирования проведенных мероприятий применительно к I - III кварталам 2018 года.
При этом управление указывает, что нарушение графика имеется, несмотря на предоставленную министерству отсрочку исполнения обязательств до 01.04.2019. То есть с учетом отсрочки, график не исполнен надлежащим образом.
Указанный довод управления не проверен судами на его соответствие фактическим обстоятельствам дела. График исполнения обязательств министерства не исследован. Обстоятельства, непосредственно свидетельствующие о моменте исполнения (неисполнения) графика, не установлены.
В свою очередь, министерством заявлены доводы о том, что график исполнен с отставанием, но в период предоставления отсрочки, то есть до 01.04.2019.
В этой части доводы сторон о фактических обстоятельствах дела противоречат друг другу.
Указанное противоречие судами не устранено. Фактические обстоятельства спора в этой части не установлены в полном объеме.
Таким образом, поскольку выводы судов о соблюдении министерством графика выполнения мероприятий по инвестиционному проекту "Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1700 коров" являются недостаточно обоснованными и не основаны на надлежащем исследовании фактических обстоятельств дела, в указанной части судебные акты подлежат отмене и направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Так как решение суда первой и постановление апелляционной инстанций приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А63-1394/2020 в обжалуемой части отменить. В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 19 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Правил, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 20 данных Правил.
В случае одновременного нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами "б"" и "в" пункта 10 Правил, возврату подлежит объем средств, соответствующий размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), определенный в соответствии с абзацем первым данного пункта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2021 г. N Ф08-12360/20 по делу N А63-1394/2020
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12360/20
24.08.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2901/20
08.06.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-1394/20
15.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12360/20
05.10.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2901/20
17.07.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-1394/20