Решение Калининградского областного суда от 31 марта 2023 г. N 3а-98/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "А." к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы, утвержденных приказами от 26 декабря 2019 года N 204, от 16 декабря 2020 года N 177, от 27 декабря 2021 года N 199 в части включения нежилого помещения с кадастровым номером N 1, установил:
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N 1, расположенное по адресу: <адрес>, включено соответственно под пунктами 5758, 5423 и 216 в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы.
ООО "А.", являвшееся в данных налоговых периодах собственником нежилого помещения с кадастровым номером N 1, просит признать недействующими с даты принятия названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы юридического лица как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Требования мотивированы тем, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту - ЕГРН), не имеет назначения, вида разрешенного использования или наименования, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а обследование с целью установления вида его фактического использования перед началом налоговых периодов 2020, 2021 и 2022 годов административным ответчиком не проводилось, в этой связи включение нежилого помещения с кадастровым номером N 1 в оспариваемые Перечни противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представитель ООО "М." К.А.Х. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске; настаивал, что нежилое помещение с кадастровым номером N 1 по данным ЕГРН не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, поскольку по сведениям ЕГРН данный объект имеет наименование "нежилое помещение", назначение "нежилое", расположен в здании с назначением "нежилое", наименованием "производственное здание", данные о разрешенном использовании отсутствуют, разрешенное использование земельного участка, на котором расположено здание, - "для эксплуатации и обслуживания нежилого здания корпус N 44". Наряду с этим указал, что ремонт спорного помещения, занимающего весь пятый этаж здания с кадастровым номером N 2, не производился со дня завершения строительства здания в 1996 году и до настоящего времени; состояние внутренней отделки помещения - "черный ключ", что исключает и фактическое его использование для целей, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, данное обстоятельство было установлено административным ответчиком в ходе обследования, проведенного в рамках настоящего судебного разбирательства. Кроме того, в аналогичном состоянии находятся помещения здания с кадастровым номером N 2, занимающие полностью третий, четвертый, шестой и седьмой этажи здания, в котором фактически используются только помещения первого и второго этажей; при этом, здание как объект права не существует, так как разделено поэтажно на восемь помещений, являющихся самостоятельными объектами кадастрового учета и находящихся в собственности различных лиц, в то время как само здание является только объектом капитального строительства, а не объектом права, так как собственника не имеет.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. просила в административном иске отказать, поддержала представленный письменный отзыв и дополнения к нему, согласно которым нежилое помещение с кадастровым номером N 1 отвечает критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, так как по документам технической инвентаризации по состоянию на 2005 год находится в здании с назначением "торговый центр", в котором в соответствии с техническим паспортом здания, площадью 29 190,2 кв. м, торговые и административные площади составляют 11 247,7 кв. м, т.е. 38% от общей площади здания. Кроме того, в марте 2023 года ошибка в ЕГРН в отношении наименования здания "производственное" исправлена регистрирующим органом, наименование здания указано как "торговый центр".
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Б.Л.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года N 625 и от 24 ноября 2021 года N 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).
Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы:
в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1);
нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1).
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах: в 2016 году - 0,75 процента, в 2017 году - 1,0 процента, в 2018 году - 1,5 процента, в 2019 году - 1,5 процента и последующие годы - 2,0 процента (пункт 2 статьи 2 Закона области).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года N 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Под пунктом 5758 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N 1.
Приказ от 26 декабря 2019 года N 204 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2019 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Под пунктом 5423 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N 1.
Приказ от 16 декабря 2020 года N 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктом 216 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N 1.
Приказ от 27 декабря 2021 года N 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Все вышеперечисленные Перечни вступили в силу с 1 января очередного налогового периода и обнародованы до этой даты.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Материалами дела подтверждено, что объект с кадастровым номером N 1, принадлежащий с 16 октября 2014 года на праве собственности ООО "А.", поставлен на кадастровый учет 28 мая 2010 года, имеет наименование "нежилое помещение", назначение "нежилое", вид разрешенного использования - данные отсутствуют и находится в нежилом здании с кадастровым номером с N 2 (л.д. 32-33).
По сведениям ЕГРН по состоянию на 15 февраля 2023 года нежилое здание с кадастровым номером N 2, наименование - "производственное здание", год завершения строительства 1996 (инвентарный номер 40994), поставлено на кадастровый учет 09 апреля 2010 года, расположено по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером N 3, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания нежилого здания корпус N 44" (л.д. 42, 51-57).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение названных объектов;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения таких объектов и сопутствующей инфраструктуры.
Учитывая, что по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса РФ нежилое здание может быть включено в перечень объектов недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного участка в случае, если его обозначение совпадает с указанием на использование земельного участка в качестве предназначенного для размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, суд отмечает, что в данном случае вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации и обслуживания нежилого здания корпус N 44" не позволяет прийти к выводу о размещении на нем торгового здания.
Административным ответчиком в материалы дела представлен технический паспорт БТИ на нежилой дом N 10 литер "В" <адрес> по состоянию на 18 июля 2005 года, согласно которому данный объект (инвентарный номер 40 994), находившийся с 25.03.2004 года в собственности ООО "А.З.И.", имел назначение "торговый центр", состоял из семи этажей, общей площадью 29 190,2 кв. м.
Согласно экспликации внутренних помещений объекта, семиэтажное здание имеет торговые, административные площади только на первом и втором этажах, остальные пять этажей здания (с третьего по седьмой этаж) состоят из помещений, поименованных как "прочее".
Нежилое помещение с кадастровым номером N 1 расположено на пятом этаже здания с кадастровым номером N 2.
09 апреля 2010 года нежилое здание с кадастровым номером N 2 поставлено на кадастровый учет и согласно данным ЕГРН имело наименование "производственное здание" вплоть до марта 2023 года, когда в наименование объекта регистрационным органом внесено изменение "торговый центр" (л.д. 110).
Как следует из объяснений представителя Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорной Н.В. и представленной переписки, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу стороне административного ответчика стало известно о несоответствии сведений ЕГРН о наименовании здания с кадастровым номером N 2 данным его технического паспорта, в связи с чем Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области у регистрирующего органа запрошена информация об основаниях внесения сведений о наименовании объекта.
По результатам рассмотрения обращения административного ответчика Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области 24 марта 2023 года дан ответ о внесении сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N 2 в части наименования "торговый центр".
Таким образом, на день формирования всех оспариваемых Перечней в ЕГРН содержалась информация о нахождении нежилого помещения с кадастровым номером N 1 в нежилом здании с наименованием "производственное здание", расположенном на земельном участке с кадастровым номером N 3 с видом разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания нежилого здания корпус N 44", в связи с чем отсутствовали условия для включения данного нежилого помещения в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как входящего в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра.
То обстоятельство, что в марте 2023 года регистрирующим органом устранена ошибка и внесены сведения о наименовании здания - "торговый центр", на выводы суда об отсутствии условий для включения нежилого помещения, входящего в состав здания, имевшего наименование на дату утверждения Перечней "производственное здание", не влияет.
Суд отклоняет доводы стороны административного истца о законности включения нежилого помещения с кадастровым номером N 1 в оспариваемые Перечни только на основании данных технического паспорта о назначении здания - "торговый центр".
В соответствии с частью 2 статьи 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу части 7 статьи 1 того же нормативного акта государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
На день формирования Перечней сведения ЕГРН и БТИ о здании, в состав которого входит спорное помещение, носили противоречивый характер, при этом сведения о здании в ЕГРН внесены позднее, в такой ситуации расположенное в нем нежилое помещение с кадастровым номером N 1 не могло быть включено административным ответчиком в Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, то есть без его обследования и установления вида фактического использования.
Поскольку согласно техническому паспорту нежилого помещения с кадастровым номером N 1, являющегося самостоятельным объектом права и кадастрового учета, его назначение указано как "прочее", оснований считать данное помещение предназначенным для размещения объектов торговли не имелось, в связи с чем оно не могло быть включено в оспариваемые Перечни без установления вида его фактического использования.
Достоверность доказательств подвергается сомнению при существовании двух или более доказательств с противоположным содержанием.
На день формирования оспариваемых Перечней в отношении здания с кадастровым номером N 2 существовали противоречивые сведения о его назначении: "торговое" - по данным технического паспорта здания и о его более позднем назначении - "нежилое" и наименовании "производственное" - по сведениям ЕГРН.
Налоговое законодательство предписывает толковать все неустранимые сомнения в пользу налогоплательщика.
Судом также установлено, что здание с кадастровым номером N 2 как объект налогообложения не существует, поскольку из него выделены в качестве самостоятельных объектов права все входящие в его состав нежилые помещения, поставленные на кадастровый учет под номерами N 2.1, N 2.2, N 2.3, N 2.4, N 2.5, N 2.6, N 1, N 2.7.
При этом в оспариваемые Перечни включены только нежилые помещения с кадастровыми номерами N 2.6, N 1, N 2.5, N 2.2 на основании их расположения в торговом центре.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами N 2.4, N 2.7, N 2.3, N 2.1, входящие в состав здания с кадастровым номером N 2, в Перечни по основанию предназначения здания как торгового не включены.
Доказательств, соответствующих требованиям относимости и допустимости, а также их достаточности, со всей очевидностью свидетельствующих о том, что нежилое помещение с кадастровым номером N 2.6 является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в материалы дела уполномоченным органом не представлено, несмотря на то, что процессуальным законом обязанность доказывания данного обстоятельства возложена на административного ответчика.
Своевременные мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером N 1 не проводились.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего спора административный ответчик провел фактическое обследование спорного нежилого помещения, в ходе которого нашло свое подтверждение состояние внутренних помещений объекта с кадастровым номером N 1, зафиксированное на представленных административным истцом в материалы дела фотографиях (л.д. 45-48).
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П и от 2 июля 2020 года N 32-П; определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N 2796-О, от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.
В обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость (Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года N 46-П).
Законодательные решения, направленные на увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты условно дорогостоящей коммерческой недвижимости с установлением приоритета в использовании кадастровой стоимости при определении налоговой базы по таким объектам, сами по себе не опровергают обоснованность (экономическую) ее исчисления на общих условиях в случаях, когда отсутствуют нормативно закрепленные условия применения в этих целях кадастровой стоимости.
Условия для включения нежилого помещения с кадастровым номером N 1 в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 годы отсутствовали, в оспариваемой части данные нормативные правовые акты не соответствует пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования ООО "А." подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования ООО "А." удовлетворить.
Признать недействующими с даты принятия пункт 5758 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, пункт 5423 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, пункт 216 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 14 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 31 марта 2023 г. N 3а-98/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании