г. Краснодар |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А53-7895/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Захароа В.В., при ведении протокола помощником судьи Гусиковым В.В., при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судебное поручение исполняет судья Захарченко О.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дёмина Н.В.), при участии в судебном заседании от заявителя - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Ухова В.И. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - администрации Аксайского района Ростовской области (ИНН 6102009099, ОГРН 1026100663808) от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Рассветовского сельского поселения Ростовской области (ИНН 6102021508, ОГРН 1056102027673), федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704684769, ОГРН 1087746462616), акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (ИНН 6102007550, ОГРН 1026100664006), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 06732 0, 06735 1, 06733 7, 0634 4, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А53-7895/2020, установил следующее.
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Аксайского района Ростовской области (далее - администрация Аксайского района) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 21.02.2020 N 635/46, о возложении на администрацию Аксайского района обязанности принять к бухгалтерскому учету увеличение первоначальной (балансовой) стоимости отреконструированного объекта недвижимости - водопроводной насосной станции с блоками фильтрами - поглотителями площадью 114,9 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область Аксайский район п. Ковалевка в/г N 7, в размере 5 001 446 рублей (далее - спорный объект).
Определением суда от 18.03.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Рассветовского сельского поселения Ростовской области, ФКП "Управление заказчика капитального строительства" Министерства обороны Российской Федерации, АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой".
Решением суда от 07.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2020, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для принятия затрат на реконструкцию спорного объекта.
В кассационной жалобе учреждение просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, удовлетворить требование. Ссылается на невозможность передать спорный объект с учетом затрат на реконструкцию по причине появления сведений о его модернизации при передаче от ФКУ "УФО Минобороны России по Ростовской области" затрат по реконструкции в размере 5 001 446 рублей (письмом от 11.06.2015 N 3/4180). Вследствие исполнения приказа Министра обороны Российской Федерации от 27.12.2012 N 3885 учреждение не могло отказать в принятии затрат по реконструкции. Отказ администрации Аксайского района в принятии к учету затрат по реконструкции объекта недвижимости привел к искажению бухгалтерской отчетности учреждения, что влечет некорректное отражение расчетов в бухгалтерском учете и отчетности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что по акту приема-передачи от 15.11.2010 ФГУ "Ростовская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации учреждению передан спорный объект площадью 69 кв. м.
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15.10.2013 N 941 спорный объект передан в собственность МО "Рассветовское сельское поселение".
После фактической передачи объекта в муниципальную собственность письмом ФКУ "УФО Минобороны России по Ростовской области" от 11.06.2015 N 3/4180 учреждению направлены документы о передаче недвижимого имущества, расположенного по адресу: Ростовская область Аксайский район пос. Рассвет (шифр объекта К-66), в том числе копия приказа Министра обороны Российской Федерации от 27.12.2012 N 3885 о закреплении спорного объекта площадью 114,9 кв. м на праве оперативного управления за учреждением.
Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 27.12.2012 N 3885 с целью последующей передачи в муниципальную собственность учреждение приняло к бюджетному учету затраты по реконструкции спорного объекта (5 001 446 рублей) по счету 106.11 "Вложения в основные средства недвижимое имущество", ранее переданного в муниципальную собственность.
Из письма Регионального управления заказчика капитального строительства Южного военного округа от 20.12.2019 N ФКП/ЮВО/9/8455 следует, что эта организация осуществляет передачу нефинансовых активов по вновь построенным (реконструированным) объектам недвижимого имущества на основании приказов директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Письмом от 13.12.2019 N 63.12/2250 Управление коммунального и дорожного хозяйства администрации Аксайского района сообщило, что спорный объект передан в казну администрации Аксайского района на основании Областного закона Ростовской области от 15.06.2017 N 1161-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "О местном самоуправлении в Ростовской области"" (далее - Закон N 1161-ЗС) из казны муниципального образования "Рассветовское сельское поселение" по акту приема-передачи здания (сооружения) от 15.06.2017 N 0000248 с соответствующей остаточной стоимостью.
Ссылаясь на то, что спорный объект площадью 114,9 кв. м в настоящее время находится в ведении администрации Аксайского района и передан от муниципального образования "Рассветовское сельское поселение" с площадью менее фактической, и, соответственно, с меньшей остаточной стоимостью, учреждение обратилось в администрацию Аксайского района с просьбой принять в собственность затраты по реконструкции спорного объекта в размере 5 001 446 рублей.
Письмом от 21.02.2020 N 635/46 администрация Аксайского района сообщила, что судебные разбирательства Министерства обороны Российской Федерации с подрядными организациями, из-за чего невозможно сформировать балансовую стоимость объекта, не являются основанием дли принятия названных затрат, и невозможно принять затраты по реконструкции спорного объекта.
Учреждение обжаловало отказ в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд руководствовался статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 257 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 162, 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 5, 9, 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Отклоняя довод учреждения о том, что отказ администрации Аксайского района в принятии затрат по реконструкции объекта недвижимости привел к искажению бухгалтерской отчетности учреждения и некорректному отражению расчетов в бухгалтерском учете и отчетности, нарушение бухгалтерского, налогового и бюджетного учета, суд отметил следующее.
По акту приема-передачи здания (сооружения) от 24.06.2014 N 46 спорный объект передан учреждением администрации Рассветовского сельского поселения Ростовской области. Далее объект передан в казну муниципального образования "Аксайский район" по Закону N 1161-ЗС из казны муниципального образования "Рассветовское сельское поселение" путем подписания акта приема-передачи здания (сооружения) от 15.06.2017 N 0000248 с соответствующей остаточной стоимостью объекта. Передача объекта администрации Рассветовского сельского поселения Ростовской области учреждением оформлена приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации в 2013 году.
Суд указал, что судебные разбирательства Министерства обороны Российской Федерации с подрядными организациями, в результате которых отсутствовала возможность сформировать балансовую стоимость объекта, не является основанием для принятия затрат.
Кроме того, на основании концессионного соглашения в отношении владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения Рассветовского сельского поселения Ростовской области от 21.11.2016, с 14.12.2016 спорный объект передан в пользование АО "Аксайская МПК Ростовсельхозводстрой" сроком на 20 лет.
Эти обстоятельства суд расценил препятствующими принятию затрат по реконструкции спорного объекта.
Кассационная инстанция также учитывает, что главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрен такой способ защиты права, как понуждение одним хозяйствующим субъектом другого внести изменения в бухгалтерский и налоговый учет. Наличие у участника спора, к которому предъявлено материально-правовое требование, статуса органа местного самоуправления и определенных полномочий в публично-правовой сфере, не свидетельствует о возникновении у него по этой причине обязанности отвечать по материально-правовому требованию, связанному исключительно с осуществлением им обычной хозяйственной деятельности (в том числе осуществляемой от имени муниципального образования). Более того, избрание такого способа защиты права фактически предполагает подмену судебными органами компетенции органов местного самоуправления и исполнительных органов власти и вмешательство в их деятельность, что недопустимо. Предложение (не возложение обязанности) внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет учреждения отнесено к компетенции налоговых, бюджетных и иных контрольных органов и только в определенных случаях. К тому же возложение обязанности внести изменения в бухгалтерский и налоговый учет учреждения в рассматриваемом случае нарушит принципы достоверности учета, поскольку спорные затраты на реконструкцию понесены заявителем, а не лицом, к которому предъявлено требования по делу.
С учетом изложенного выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А53-7895/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.