В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, пунктами 2.1, 2.2 раздела 2 Положения о порядке рассмотрения и утверждения проекта решения о бюджете муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, утверждённого решением городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 27.09.2007 N 578 "Об утверждении положения "О порядке рассмотрения и утверждения проекта решения о бюджете муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области", постановлением мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 26.08.2016 N 2586 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на среднесрочный период" мэрия города
постановляет:
1. Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Внести на рассмотрение в городскую Думу муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области проект решения городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области "Об утверждении бюджета муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
3. Опубликовать настоящее постановление в "Муниципальной информационной газете" и сетевом издании "ЭСМИГ".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Мэр города |
М.А. Семёнов |
УТВЕРЖДЕН
постановлением мэрии города
муниципального образования
"Город Биробиджан"
Еврейской автономной области
от 10.11.2023 N 2252
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов 2023 г.
Показатели
прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Оценка 2023 г. |
Прогнозный период |
|||||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
|||||||
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
||||
Численность и занятость населения, заработная плата | |||||||||
1 |
Численность постоянного населения на конец года |
Чел. |
67 836 |
67 186 |
67 136 |
66 486 |
66 436 |
65 700 |
65 550 |
2 |
Численность постоянного населения на начало года |
Чел. |
68 536 |
67 836 |
67 836 |
67 186 |
67 136 |
66 486 |
66 436 |
3 |
Численность населения, занятого в экономике |
Чел. |
32 412 |
32 430 |
32 425 |
32 460 |
32 440 |
32 500 |
32 470 |
4 |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец года |
Чел. |
230 |
230 |
1 000 |
230 |
1 000 |
230 |
1 000 |
5 |
Уровень регистрируемой безработицы |
% |
0,6 |
0,6 |
2,5 |
0,6 |
2,5 |
0,6 |
2,5 |
6 |
Фонд заработной платы работников по крупным и средним организациям |
Млн руб. |
14 871,4 |
15 802,4 |
14 705,4 |
17 076,6 |
15 610,0 |
18 673,6 |
17 312,2 |
7 |
Фонд заработной платы работников малых предприятий (без микропредприятий) |
Млн руб. |
978,1 |
1 071,4 |
955,0 |
1 171,0 |
1 009,8 |
1 293,3 |
1 100,0 |
8 |
Среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям |
Чел. |
18 580 |
18 230 |
17 650 |
18 140 |
17 380 |
18 350 |
17 700 |
9 |
Среднесписочная численность работников малых предприятий (без микропредприятий) |
Чел. |
1 950 |
1 993 |
1 965 |
2 050 |
1 980 |
2 130 |
2 060 |
10 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по крупным и средним организациям |
Руб. |
66 700 |
72 236 |
69 431 |
78 448 |
74 846 |
84 803 |
81 508 |
11 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий (без микропредприятий) |
Руб. |
41 800 |
44 800 |
40 500 |
47 600 |
42 500 |
50 600 |
44 500 |
12 |
Численность пенсионеров |
Чел. |
20 298 |
19 771 |
19 771 |
19 296 |
19 296 |
18 814 |
18 814 |
13 |
Среднемесячный размер назначенной пенсии |
Руб. |
19 842,7 |
20 683,5 |
20 683,5 |
21 738,3 |
21 738,3 |
23 114,3 |
23 114,3 |
Экономика | |||||||||
14 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (по крупным, средним и малым предприятиям без учета микропредприятий) |
Млн руб. |
3 691,7 |
3 743,3 |
3 699,1 |
4 143,8 |
3 965,4 |
4 707,4 |
4 397,6 |
15 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
92,6 |
101,4 |
100,2 |
110,7 |
107,2 |
113,6 |
110,9 |
16 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" (по крупным и средним организациям) |
Млн руб. |
5198,9 |
6 015,1 |
5 896,0 |
7 007,6 |
6 662,4 |
8 234,0 |
7 595,0 |
17 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
115,7 |
115,7 |
113,4 |
116,5 |
113,8 |
117,5 |
114,0 |
18 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" (по крупным и средним организациям) |
Млн руб. |
514,3 |
592,9 |
579,6 |
680,6 |
650,9 |
775,2 |
728,4 |
19 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
135,7 |
115,3 |
112,7 |
114,8 |
112,3 |
113,9 |
111,9 |
20 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (по крупным и средним организациям) |
Млн руб. |
6 800,0 |
9 200,0 |
8 700,0 |
10 650,0 |
9 730,0 |
15 070,0 |
12 741,0 |
21 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
101,4 |
135,3 |
127,9 |
115,8 |
111,8 |
141,5 |
130,9 |
22 |
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования |
Кв. метров общей площади |
9 500 |
16 000 |
10 000 |
18 500 |
11 000 |
21 000 |
14 000 |
23 |
Оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства) |
Млн руб. |
14 600,0 |
16 352,0 |
15 899,0 |
18 314,0 |
17 171,0 |
20 329,0 |
18 373,0 |
24 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
115,8 |
112,0 |
108,9 |
111,9 |
108,0 |
111,0 |
107,0 |
25 |
Оборот общественного питания (без субъектов малого предпринимательства) |
Тыс. руб. |
426 600,0 |
477 800,0 |
473 313,0 |
525 380,0 |
513 545,0 |
575 510,0 |
554 629,0 |
26 |
Темп роста (снижения) |
% к предыдущему году в действующих ценах |
129,3 |
112,0 |
110,9 |
110,0 |
108,5 |
109,5 |
108,0 |
27 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения |
Ед. |
347 |
350 |
340 |
354 |
345 |
359 |
351 |
28 |
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях |
% |
33,09 |
|
30,62 |
|
0,78 |
|
0,78 |
Доходы и расходы городского бюджета | |||||||||
29 |
Доходы городского бюджета, всего |
Тыс. руб. |
3 116 480,4 |
|
2 189 684,0 |
|
2 424 051,2 |
|
2 594 068,7 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
29.1 |
Налоговые и неналоговые доходы: |
Тыс. руб. |
959 314,0 |
|
1 026 316,0 |
|
1 003 766,0 |
|
1 128 392,0 |
|
государственная пошлина |
Тыс. руб. |
18 842,0 |
|
19 184,0 |
|
19 184,0 |
|
19 444,0 |
|
аренда земли |
Тыс. руб. |
56 050,0 |
|
65 050,0 |
|
56 050,0 |
|
56 050,0 |
|
аренда рекламного пространства |
Тыс. руб. |
2 500,0 |
|
2 500,0 |
|
2 500,0 |
|
2 500,0 |
|
плата за найм по муниципальному имуществу (социальный и коммерческий) |
Тыс. руб. |
900,0 |
|
900,0 |
|
900,0 |
|
900,0 |
|
размещение кабельных линий на опорах уличного освещения |
|
1 667,0 |
|
0,0 |
|
0,0 |
|
0,0 |
|
доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
Тыс. руб. |
11 389,0 |
|
6 800,0 |
|
4 800,0 |
|
4 800,0 |
29.2 |
Безвозмездные поступления |
Тыс. руб. |
2 157 166,4 |
|
1 163 368,0 |
|
1 420 285,2 |
|
1 465 676,7 |
30 |
Расходы городского бюджета, всего |
Тыс. руб. |
3 246 627,8 |
|
2 292 284,0 |
|
2 521 584,2 |
|
2 700 826,7 |
30.1 |
В том числе на социальную сферу: |
Тыс. руб. |
1 722 088,6 |
|
1 517 759,8 |
|
1 679 373,1 |
|
1 693 826,3 |
|
образование |
Тыс. руб. |
1 493 286,3 |
|
1 333 267,0 |
|
1 508 211,1 |
|
1 505 667,7 |
|
культура и кинематография |
Тыс. руб. |
127 726,0 |
|
78 682,1 |
|
78 663,1 |
|
78 664,3 |
|
социальная политика |
Тыс. руб. |
68 839,2 |
|
77 467,7 |
|
65 177,9 |
|
82 173,3 |
|
физическая культура и спорт |
Тыс. руб. |
32 237,1 |
|
28 343,0 |
|
27 321,0 |
|
27 321,0 |
Муниципальный сектор | |||||||||
31 |
Количество муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений городского округа, всего |
Ед. |
56 |
54 |
54 |
51 |
50 |
51 |
50 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
31.1 |
Муниципальных унитарных предприятий городского округа |
Ед. |
6 |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
31.2 |
Муниципальных образовательных учреждений |
Ед. |
33 |
33 |
33 |
34 |
33 |
34 |
33 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
31.2.1 |
Муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
Ед. |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
31.2.2 |
Муниципальных общеобразовательных учреждений |
Ед. |
12 |
12 |
12 |
13 |
12 |
13 |
12 |
31.2.3 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере образования |
Ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
31.3 |
Муниципальных учреждений культуры и искусства |
Ед. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
31.4 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры |
Ед. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
31.5 |
Муниципальных учреждений физической культуры и спорта |
Ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
31.6 |
Прочих муниципальных учреждений |
Ед. |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
32 |
Среднесписочная численность работников муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений городского округа (без внешних совместителей), всего |
Чел. |
2290,4 |
2348,7 |
2307,4 |
2207,7 |
2199,7 |
2207,7 |
2199,7 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
32.1 |
Муниципальных унитарных предприятий |
Чел. |
155 |
155 |
155 |
0 |
0 |
0 |
0 |
32.2 |
Муниципальных образовательных учреждений |
Чел. |
1 742 |
1 763 |
1 758 |
1 777 |
1 769 |
1 777 |
1 769 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
32.2.1 |
Муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
Чел. |
934 |
950 |
949 |
964 |
960 |
964 |
960 |
32.2.1 |
Муниципальных общеобразовательных учреждений |
Чел. |
721 |
723 |
721 |
723 |
721 |
723 |
721 |
32.2.3 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере образования |
Чел. |
87 |
90 |
88 |
90 |
88 |
90 |
88 |
32.3 |
Муниципальных учреждений культуры и искусства |
Чел. |
112,5 |
139 |
113 |
139 |
139 |
139 |
139 |
32.4 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры |
Чел. |
36 |
46 |
36 |
46 |
46 |
46 |
46 |
32.5 |
Муниципальных учреждений физической культуры и спорта |
Чел. |
44 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
32.6 |
Прочих муниципальных учреждений |
Чел. |
201 |
201 |
201 |
201 |
201 |
201 |
201 |
33 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников унитарных предприятий и муниципальных учреждений городского округа |
Руб. |
49 400 |
54 535 |
53 742 |
58 162 |
57 832 |
60 300 |
59 958 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
33.1 |
Муниципальных унитарных предприятий |
Руб. |
29 164 |
32 955 |
32 204 |
0 |
0 |
0 |
0 |
33.2 |
Муниципальных образовательных учреждений |
Руб. |
53 307 |
58 341 |
58 168 |
60 717 |
60 407 |
63 146 |
62 823 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
33.2.1 |
Муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
Руб. |
45 485 |
49 860 |
49 733 |
51 543 |
51 376 |
53 605 |
53 430 |
33.2.2 |
Муниципальных общеобразовательных учреждений |
Руб. |
64 703 |
71 037 |
70 962 |
74 518 |
74 156 |
77 499 |
77 122 |
33.2.3 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере образования |
Руб. |
42 872 |
45 865 |
44 292 |
48 112 |
46 285 |
50 036 |
48 136 |
33.3 |
Муниципальных учреждений культуры и искусства |
Руб. |
43 571 |
52 871 |
43 571 |
52 871 |
52 871 |
52 871 |
52 871 |
33.4 |
Муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры |
Руб. |
46 925 |
53 141 |
46 955 |
53 141 |
53 141 |
53 141 |
53 141 |
33.5 |
Муниципальных учреждений физической культуры и спорта |
Руб. |
39 357 |
47 746 |
47 581 |
49 656 |
49 484 |
51 643 |
51 463 |
33.6 |
Прочих муниципальных учреждений |
Руб. |
37 020 |
40 764 |
39 919 |
42 264 |
41 520 |
43 832 |
43 075 |
Пояснительная записка к показателям прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Прогноз) разработан с целью определения наиболее вероятных количественных параметров развития основных отраслей экономики и социальной сферы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - городской округ), экономической базы бюджета городского округа.
Прогноз разработан в соответствии с требованиями статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 28.06.2019 N 1141 "О порядке составления проекта бюджета муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на очередной финансовый год и плановый период", постановлением мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 26.08.2016 N 2586 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на среднесрочный период".
При подготовке прогноза были использованы данные государственной статистики, результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа, информация структурных подразделений мэрии города, а также учтены программные мероприятия, предусмотренные муниципальными программами.
Прогноз разработан в двух вариантах. Первый вариант - базовый, отражающий динамику умеренных темпов развития экономики городского округа; второй вариант - консервативный, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических условий, особенностях восстановления экономики Российской Федерации, Еврейской автономной области, и, как следствие, городского округа, в среднесрочной перспективе.
В Прогнозе учтен прогноз социально-экономического развития Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, итоги социально - экономического развития городского округа в январе - июне 2023 года и ожидаемые итоги за 2023 год, применены индексы дефляторы, рекомендованные Министерством экономического развития Российской Федерации.
Кроме того, при разработке Прогноза учитывались основные положения и параметры документов федерального и регионального уровней, в том числе, стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития городского округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в городском округе, внешних условий и рисков, планируемых к реализации мероприятий в рамках национальных проектов, реализуемых на территории городского округа, центров экономического роста Еврейской автономной области, развития социально значимых отраслей муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
В пояснительной записке к прогнозу приводится обоснование параметров прогноза.
1. Демографическая ситуация
Прогноз перспективной численности населения городского округа основывается на фактической численности населения, сложившейся на начало 2023 г., тенденциях демографического развития с учетом сложившейся динамики рождаемости и смертности населения, а также миграционных процессов городского округа.
В 2024 - 2026 гг. прогнозируется сокращение количества женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, что создаст условия для снижения показателя рождаемости и замедлит естественный прирост населения.
Вследствие продолжающегося увеличения численности группы старших возрастов, возрастет число умерших.
Указанные факторы окажут негативное влияние на численность постоянного населения городского округа.
Миграционный прирост населения в основном будет обеспечиваться за счет жителей других районов Еврейской автономной области, Дальневосточного федерального округа.
Согласно прогнозу, в 2024 - 2026 гг. ожидается сокращение численности населения городского округа при базовом варианте развития с 67 186 чел. в 2024 г. до 65 700 чел. в 2026 г. (на 1 486 чел.), при консервативном варианте развития - с 67 136 чел. в 2024 г. до 65 550 чел. в 2026 г. (на 1 586 чел.).
В прогнозном периоде усилится негативная тенденция ухудшения возрастной структуры населения, продолжится процесс старения населения.
Численность населения в трудоспособном возрасте будет сокращаться, а старше трудоспособного возраста, наоборот, увеличиваться. Данная тенденция приведет к увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население.
2. Занятость населения
В среднесрочном периоде ожидается ежегодное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Предполагается, что частично компенсировать сокращение трудовых ресурсов удастся за счет миграционного притока населения в трудоспособном возрасте, а также повышения пенсионного возраста в рамках пенсионной реформы.
В период 2024 - 2026 гг. при обоих вариантах развития ожидается незначительное увеличение численности населения, занятого в экономике городского округа, за счет роста числа самозанятых.
По прогнозным оценкам число занятых в экономике при базовом варианте развития увеличится с 32 430 чел. в 2024 г. до 32 500 чел. в 2026 г., рост составит 70 чел. или 0,2%, при консервативном варианте рост составит 45 чел. или 0,14%.
Ожидается, что в 2024 г. при базовом варианте развития среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям городского округа (без внешних совместителей) составит 18 230 чел. и к концу 2026 г. увеличится до 18 350 чел. (на 0,7% или на 120 чел.).
Среднесписочная численность работников малых предприятий (без учета микропредприятий) в прогнозный период увеличится с 1 993 чел. до 2 130 чел. за счет крупных и средних организаций, получивших статус малых предприятий.
При консервативном варианте развития среднесписочная численность работников крупных и средних организаций городского округа к 2026 г. достигнет предположительно 17 700 чел., малых предприятий - 2 060 чел.
По данным ОГКУ "Центр занятости г. Биробиджана" проблема обеспечения занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения, остается актуальной.
Численность официально зарегистрированных безработных на конец 2024 - 2026 гг. при базовом сценарии развития прогнозируется на уровне 230 чел. ежегодно. При консервативном варианте развития в период 2024 - 2026 гг. - по 1 000 чел. ежегодно.
В прогнозном периоде при базовом варианте развития не ожидается массового высвобождения работников и роста безработицы. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2024 - 2026 гг. составит 0,6% ежегодно, при консервативном варианте - 2,5% от численности трудоспособного населения городского округа.
3. Доходы населения
Основным источником доходов населения городского округа является заработная плата.
В период 2024 - 2025 гг. прогнозируется положительная динамика заработной платы в бюджетном и корпоративном секторах экономики.
В прогнозируемом периоде рост заработной платы будет обусловлен дальнейшим повышением минимального размера оплаты труда, продолжением реализации государственных мер по повышению оплаты труда отдельных категорий бюджетников.
Таким образом, в 2024 - 2026 гг. рост номинальной заработной платы по крупным и средним организациям при базовом сценарии развития будет находиться на уровне 108,1-108,6% и увеличится за прогнозный период с 72 236,0 руб. до 84 803,0 руб. (117,4%).
Заработная плата работников малых предприятий увеличится с 44 800,0 руб. в 2024 г. до 50 600,0 руб. в 2026 г. (на 112,9%).
При консервативном сценарии развития в среднесрочной перспективе рост номинальной заработной платы по крупным и средним организациям прогнозируется на уровне 117,3%, по малым предприятиям - на уровне 109,4%.
Прогнозируемый рост номинальной заработной платы включает в себя как бюджетные, так и частные источники финансирования.
Значительную долю населения городского округа (около 24%) составляют граждане, достигшие пенсионного возраста.
В 2024 г. при обоих сценариях развития численность граждан, получающих пенсии по всем основаниям, сократится по сравнению с уровнем 2023 г. на 2,6% и составит 19 771 чел. (в том числе пенсионеров по старости - 15 812 чел.).
В период 2024 - 2026 гг. в результате проведения пенсионной реформы, в рамках которой повышается возраст выхода на пенсию, количество пенсионеров по старости будет постепенно снижаться.
При обоих вариантах развития прогнозируется ежегодное снижение на 1,8% численности граждан, получающих пенсии по всем основаниям, которая к концу 2026 г. составит 18 814 чел.
Страховые пенсии предполагается индексировать в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом индексации пенсионных выплат, предусмотренных в рамках пенсионной реформы.
Численность граждан пенсионного возраста, занятых в экономике в 2023 г., составляет 4 082 чел. (25,1% от общего числа граждан пенсионного возраста и 12,5% от числа граждан, занятых в экономике).
Среднемесячный размер назначенных пенсий по обоим вариантам развития в 2024 - 2025 гг. будет иметь тенденцию к увеличению.
В 2024 г. при обоих сценариях развития прогнозируется увеличение среднего размера назначенной пенсии гражданам, получающим пенсии по всем основаниям, на 104,2%, которая составит 20 683,5 руб. Пенсия пенсионеров по старости составит 22 183,6 руб.
С учетом индексации пенсий в рамках пенсионной реформы в 2024 - 2026 гг. ожидается увеличение пенсии при обоих вариантах развития в пределах 104,2-106,3%.
Среднемесячный размер назначенных пенсий при базовом и консервативном вариантах развития к концу 2026 г. составит 23 114,3 руб.
4. Производственная деятельность
В период 2024 - 2026 гг. ожидается умеренный рост (после спада в 2023 г.) объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (далее - продукция) по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" крупными, средними и малыми предприятиями и организациями городского округа (без учета микропредприятий).
Согласно прогнозу, при базовом сценарии развития ожидается, что в 2024 г. будет отгружено продукции в объеме 3 743,3 млн. руб. (101,4% к 2023 г.), в 2025 - 2026 гг. отгрузка продукции продолжит расти темпом 10,7-13,6% и к концу 2026 г. достигнет 4 397,6 млн. руб.
При консервативном сценарии развития в 2024 г. предполагается отгрузить продукции на сумму 3 699,1 млн. руб. (100,2% к 2023 г.), в 2025 - 2026 гг. темп роста составит 107,2% и 110,9%, соответственно.
Отметим, что в 2023 г., предприятия обрабатывающих производств городского округа осуществляли деятельность в сложных экономических условиях, происходила адаптация к работе в новой ситуации (действие западных санкций, нарушение логистических цепочек поставок сырья и оборудования и другое). Сложная обстановка оказала влияние на объемы производства. Так, согласно оценке, уменьшился выпуск продукции на 7,4% к предыдущему году, в основном за счет сокращения объемов отгрузки малыми предприятиями (92,6%).
Колбасный завод "Бридер".
Согласно оценке объем отгруженной продукции собственного производства в 2023 г. прогнозируется в объеме 1 202,7 тыс. руб., что на 0,5% превысит уровень 2022 г.
В 2024 - 2026 гг., согласно прогнозным данным, объем отгруженной продукции вырастет на 1,5% и к концу 2026 г. составит 1 227,0 тыс. руб.
Продукция предприятия реализуется на территории Еврейской автономной области, а также за ее пределами: в Хабаровском крае и Амурской области.
В натуральном выражении выпуск продукции в 2023 г. ожидается в объемах 3,464 тыс. т, что на 0,5% больше, чем в 2022 г. На среднесрочную перспективу планируется увеличение выпуска колбасных изделий и мясных полуфабрикатов на 0,5% в год. Прогнозируется, что в 2026 г. предприятие выйдет на выпуск продукции в объеме 3,515 тыс. тн.
В 2023 г. планируется уплатить 61,3 млн. руб. налогов и других обязательных платежей.
В 2024 - 2026 гг. прогнозируемая сумма налоговых и обязательных платежей составит 185,8 млн. руб.
Индивидуальный предприниматель Железняков М.С., осуществляющий производство хлебобулочных и кондитерских изделий.
Согласно данным, представленным предпринимателем, ожидаемый объем отгруженной продукции в 2023 г. составит 51,2 млн. руб.
В 2024 - 2026 гг., согласно прогнозным данным, объем отгруженной продукции будет варьироваться в пределах 51,5-52,2 млн. руб., с ежегодным ростом объемов 3,8-7,1%.
Продукция предприятия реализуется на территории городского округа в сети магазинов "Добрый каравай", "Идеал", "Самбери", иных магазинах города Биробиджана.
В текущем году на производстве занято 12 чел., в последующие годы численность работников останется без изменений.
В 2023 г. планируется уплатить 1,89 млн. руб. налогов и других обязательных платежей.
В 2024 - 2026 гг. прогнозируемая сумма налогов и платежей составит 7,8 млн. руб.
ООО "Синтез".
Основным видом деятельности предприятия является производство готовых строительных изделий из бетона, цемента.
В 2023 г. отгрузка продукции оценивается на сумму 165,2 млн. руб., что на 4,3% выше уровня отгрузки предыдущего года.
В период 2024 - 2026 гг. предприятием ожидается увеличение показателя "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг" на 4,0% со 168,496 млн. руб. в 2024 г. до 175,235 млн. руб. в 2026 г.
По итогам 2023 г. выпуск продукции в натуральном выражении оценивается предприятием в размере 13 тыс. м3 железобетонных изделий и товарного бетона.
В 2024 - 2026 гг. прогнозируется рост выпуска продукции в натуральном выражении на 4,0% с 13,26 тыс. м.3 в 2024 г. до 13,79 тыс. м.3 в 2026 г.
Продукция предприятия востребована в Еврейской автономной области, Хабаровском крае, Приморском крае и Амурской области.
В 2023 г. предприятие обеспечило работой 70 чел., планируется, что в последующие годы численность работников незначительно будет ежегодно расти и к 2026 г. составит 76 чел.
В текущем году предположительная сумма налогов составит 16 млн. руб., в 2024 - 2026 гг. объем уплаченных налогов в общей сумме ставит 51,8 млн. руб.
ООО "Мебельный комбинат "Фома"
В 2023 г. отгрузка продукции оценивается на сумму 201,9 млн. руб., что на 7% выше уровня отгрузки предыдущего года.
В период 2024 - 2026 гг. предприятием ожидается увеличение показателя "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг" на 19,0% со 214,04 млн. руб. в 2024 г. до 254,9 млн. руб. в 2026 г.
По итогам 2023 г. выпуск продукции в натуральном выражении оценивается предприятием в размере 48420 единиц мебели.
В 2024 - 2026 гг. прогнозируется рост выпуска продукции в натуральном выражении на 19,1% с 51325 ед. в 2024 г. до 61129 ед. в 2026 г.
В 2023 г. на предприятии работает 88 чел., планируется, что в последующие годы численность работников незначительно будет ежегодно расти и к 2026 г. составит 110 чел.
В текущем году предположительная сумма налогов составит 16,4 млн. руб., в 2024 - 2026 гг. объем уплаченных налогов в общей сумме ставит 77,6 млн. руб.
ООО "Биробиджанская обувная фабрика Росток".
Основным видом деятельности предприятия является производство обуви.
Объем отгруженной продукции в 2023 г. оценивается в размере 33,0 млн. руб. Предприятием прогнозируется объем отгруженной продукции в 2024 - 2026 гг. на уровне 2023 г., ежегодно.
В 2023 г. предприятием планируется выпустить 13,0 тыс. пар обуви, что равнозначно показателю 2022 г.
В текущем году предприятие обеспечило работой 48 чел.
Численность работающих в 2024 - 2026 гг. планируется сохранить на уровне 2023 г.
Предприятие имеет развитую торговую сеть фирменной торговли, которая насчитывает 21 магазин в большинстве крупных городов Дальневосточного федерального округа (Хабаровск, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Благовещенск, Амурск, Находка, Советская Гавань, Артем, Улан-Удэ). Сырье для изготовления продукции закупают в г. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.
Предприятие неоднократно награждалось престижными наградами, дипломами, медалями, почетными грамотами в разных номинациях.
В 2023 г. предприятием будет уплачено 5,5 млн. руб. налогов и других обязательных платежей, а за период 2024 - 2026 гг. сумма налоговых и обязательных платежей в совокупности составит 22,1 млн. руб.
В период 2024 - 2026 гг. ожидается рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" крупными и средними предприятиями и организациями городского округа.
Согласно прогнозу, при базовом сценарии развития ожидается, что в 2024 г. будет отгружено продукции в объеме 6 015,1 млн. руб. (115,7% к 2023 г.), в 2025 г. - 7 007,6 млн. руб. (116,5% к 2024 г.), в 2026 г. - 8 234,0 млн. руб. (117,5% к 2025 г.).
При консервативном сценарии развития предполагается отгрузить продукции в 2024 г. на сумму 5 896,0 млн. руб. (113,4% к 2023 г.), в 2025 г. - 6 662,4 млн. руб. (113,8% к 2024 г.), в 2026 г. 7 595,0 млн. руб. (114,0% к 2025 г.).
Основными поставщиками продукции по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" являются следующие предприятия:
1. СП "Биробиджанская ТЭЦ" филиала АО "ДГК" "Хабаровская теплосетевая компания".
Основной вид деятельности предприятия - обеспечение потребителей тепловой энергией, горячей водой, конденсатом (далее - продукция).
На основании данных, представленных предприятием, ожидаемый объем отгрузки в 2023 г. составит 2 150,9 млн. руб. К 2026 г. объем отгруженной продукции вырастет на 28,5% и достигнет 2 764,9 млн. руб.
Планируемый объем продукции в натуральном выражении в 2023 г. составит 619 тыс. Гкал. В 2024 - 2026 гг. прогнозируется ежегодное увеличение производства тепловой энергии в пределах 18,37-27,1 тыс. Гкал. или 2-4,2%.
В текущем году на предприятии работает около 240 чел. Численность работающих в 2024 - 2026 гг. не изменится и останется на уровне 2023 г.
В планах предприятия модернизировать основное и вспомогательное котельное оборудование в целях надежного обеспечения теплом подключаемых районов города.
2. ГП ЕАО "Облэнергоремонт Плюс".
Основной вид деятельности предприятия - транспортировка (передача) потребителям тепловой энергии, производство (с передачей) тепловой энергией от котельных.
В соответствии с представленными данными предприятием ожидается увеличение показателя "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг" в 2023 г. на 10% к 2022 г., за прогнозный период 2024 - 2026 гг. - на 23,7%.
Указанный показатель складывается из объема тепловой энергии, транспортируемой по тепловым сетям, объема производства тепловой энергии и работ по подключению объектов к системам теплоснабжения.
В 2023 г. предприятием будет уплачено 494,37 тыс. руб. налогов и других обязательных платежей.
В 2024 - 2026 гг. предположительная сумма налогов составит 2,237 млн. руб.
3. Филиал АО "ДРСК" "Электрические сети ЕАО".
Основной вид деятельности предприятия - обеспечение потребителей электрической энергией.
На основании данных, представленных предприятием, с 2024 г. по 2026 г. объем отгруженной продукции вырастет на 15,2% и достигнет 2700,285 млн. руб.
В текущем году на предприятии работает 460 чел., планируется, что численность работников в период 2024 - 2026 гг. не изменится.
В 2023 г. предприятием, согласно оценке, будет уплачено налогов во все уровни бюджетов в размере 34,6 млн. руб., за весь прогнозируемый период сумма налоговых перечислений и обязательных платежей прогнозируется на уровне 136,1 млн. руб.
4. АО "Биробиджаноблгаз".
Основной вид деятельности предприятия, который составляет более 90% от общей выручки, - распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям и розничная торговля бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах.
Предприятие занимает доминирующее положение на рынке реализации сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ).
Объем отгруженной продукции в 2023 г. потребителям городского округа оценивается в размере 188,672 млн. руб. с ростом на 16,9% к уровню предыдущего года. В натуральном выражении в 2023 г. предполагается реализовать газ сжиженный в объеме 2 568 тонн, что на 85 тонн (3,4%) превышает уровень 2022 г.
В 2024 - 2026 гг. показатель объема реализации газа прогнозируется на уровне 2023 г.
В 2023 г. на предприятии работает 123 чел., в прогнозный период планируется увеличить численность работающих к уровню 2023 г. на 8 чел. (6,5%) и сохранить данную численность неизменной на протяжении 2025 - 2026 гг.
Согласно оценке, в текущем году предприятием будет уплачено налогов во все уровни бюджетов в размере 41,5 млн. руб. Предполагается, что в прогнозный период суммарный объем уплаченных налогов составит 155,068 млн. руб.
В период 2023 - 2025 гг. ожидается рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (далее - продукция) по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" (по крупным и средним организациям)".
Согласно оценке, ожидается, что в 2023 г. будет отгружено продукции в объеме 514,3 млн. руб. (135,7% к 2022 г.). При базовом варианте развития прогнозируется отгрузка продукции в объеме в 2024 г. - 592,9 млн. руб. (115,3%, к 2023 г.), в 2025 г. - 680,6 млн. руб. (114,8% к 2024 г.), в 2026 г. - 775,2 млн. руб. (113,9% к 2025 г.).
При консервативном сценарии развития предполагается отгрузить продукции в 2024 г. на сумму 579,6 млн. руб. (112,7% к 2023 г.), в 2025 г. - 650,9 млн. руб. (112,3% к 2024 г.), в 2026 г. - 728,4 млн. руб. (111,9% к 2025 г.).
По виду экономической деятельности "Водоснабжение, водоотведение" на территории городского округа осуществляет деятельность крупное предприятие ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс".
Данным предприятием в рамках реализации Федеральной программы "Чистая вода" в 2023 г. в г. Биробиджане ведутся работы по закольцовке трубопровода холодного водоснабжения в районе ул. Парковая, общей протяженностью 1,4 км. Выполнение данного мероприятия обеспечит надежную поставку качественной питьевой воды населению городского округа, а также создаст резерв мощности для подключения новых объектов капитального строительства.
На перспективу в 2024 - 2026 гг. планируется выполнить работы по прокладке наружных сетей централизованного водоснабжения и водоотведения в количестве 5 км, каждого вида сетей, осуществлять замену насосов - 12 единиц в год, приобретение транспортных средств и оборудования.
Кроме этого, запланированы мероприятия по замене изношенных наружных сетей централизованного водоснабжения - 1,93 км и централизованных сетей водоотведения - 1,45 км.
5. Потребительский рынок товаров и услуг
В настоящее время потребительский рынок городского округа отвечает стандартам высокоорганизованной торговли и способен удовлетворить спрос практически любого покупателя.
В 2023 инфраструктура потребительского рынка представлена достаточно разветвленной сетью предприятий торговли и общественного питания, которая насчитывает более 690 объектов стационарной торговли (в том числе 13 гипермаркетов и супермаркетов, 345 специализированных продовольственных и непродовольственных магазинов), 103 ресторана, кафе, баров, 2 розничных рынка.
Среди наиболее крупных участников потребительского рынка в сфере торговли следует отметить федеральные, региональные торговые сети ("Спортмастер", "Бубль Гум", "Самбери", "Бридер", "Бум", "Идеал", "Корзинка", "Бристоль", "Красное и Белое" и другие).
В 2024 - 2026 гг. сфера потребительского рынка и услуг населению городского округа будет определяться, в первую очередь, динамикой изменения потребительского спроса. Также существенное влияние на рынок будет оказывать развитие устойчивой конкурентной среды и потенциал розничного кредитования.
В среднесрочной перспективе ожидается положительная динамика розничного товарооборота за счет роста доходов населения городского округа.
Повышение уровня заработной платы, индексация пенсий, единовременных выплат пенсионерам, военнослужащим, семьям с детьми будут способствовать росту потребительских расходов.
Темпы роста оборота розничной торговли (крупных и средних организаций) в 2024 - 2026 гг., согласно прогнозной оценке, составят по первому варианту прогноза 112,0%, 111,9%, 111,0% по годам прогнозного периода, по второму варианту прогноза - 108,9%, 108,0%, 107,0%. Оборот розничной торговли к 2026 г. достигнет 20 329,0 млн. руб. и 18 373,0 млн. руб. по двум вариантам прогноза, соответственно.
Прогнозируемый оборот общественного питания (крупных и средних организаций) к концу 2026 г. составит 575,510 млн. руб. по базовому варианту развития и 554,629 млн. руб. - по консервативному, обеспечивая рост в прогнозном периоде в фактических ценах (134,9% и 130,0%, соответственно).
Малое предпринимательство является важнейшим ресурсом экономики городского округа, обеспечивающим население товарами и услугами, создающим новые рабочие места, а также одним из основных источников пополнения бюджета города.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в 2023 г. оценочно составит 347 единиц на 10 тыс. чел. населения. Предполагается, что при базовом сценарии развития число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. чел. населения в прогнозном периоде вырастет на 3 единицы или на 0,9% и к концу 2026 г. составит 359 единиц. При консервативном варианте: 340 единиц - в 2024 г., 345 единиц - в 2025 г., 351 единица - в 2026 г.
6. Инвестиционная деятельность
По итогам 2023 г. объем инвестиций оценивается на уровне 6 800,0 млн. руб. В плановом периоде 2024 - 2026 гг. ожидается ежегодный рост инвестиций на уровне 15,8-41,5% по базовому сценарию, по консервативному - 11,8-30,9%.
Ожидается, что при росте по базовому сценарию сумма инвестиций составит от 9 200,0 млн. руб. в 2024 г. до 15 070,0 млн. руб. в 2026 г., по консервативному - от 8 700,0 млн. руб., до 12 741,0 млн. руб.
Столь значительному росту объемов инвестиций будут способствовать мероприятия мастер-плана г. Биробиджана, начало реализации которых запланировано с 2024 г.
В рамках мастер-плана планируется реализовать мероприятия по капитальному ремонту, строительству объектов коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилья, социальных объектов.
Большую часть инвестиций (около 75%) составят внебюджетные средства, в том числе привлеченные на основе концессионных соглашений.
Учитывая, что большая часть инвестиционных проектов носит долгосрочный характер, в прогнозируемый период планируется выполнить проектно-изыскательские работы и разработать проектно-сметную документацию.
Основные планируемые мероприятия:
модернизация (обновление) систем водоснабжения и водоотведения;
строительство жилых домов, в том числе по программе "Дальневосточный квартал";
модернизация уличного освещения;
строительство нового моста через р. Бира и путепровода;
создание и развитие индустриального парка "Шалом";
начало строительства нового корпуса детской областной поликлиники и спортивного комплекса на базе стадиона "Дальсельмаш".
Предприятиями по производству и распределению тепло- и электроэнергии в прогнозный период планируется направить инвестиции на техническое перевооружение, реконструкцию и модернизацию оборудования, трубопроводов и электросетей.
Так, инвестиционной программой на 2022 - 2027 гг. для СП "Биробиджанская ТЭЦ" АО "ДГК" "Хабаровская теплосетевая компания" предусмотрено освоение капиталовложений в 2023 г. и прогнозном периоде в объеме 276 млн. руб.
В 2024 - 2026 гг. инвестиционная программа предусматривает вложение инвестиций в модернизацию системы безопасности мазутонасосной станции котельного цеха, техническое перевооружение котлов, устройство площадки для хранения отходов 5 класса, строительство второй очереди золоотвала, техническое перевооружение редукционно-охладительной установки и ряд других мероприятий.
В филиале АО "ДРСК" "Электрические сети ЕАО" вопросы энергосбережения, повышения энергоэффективности являются важнейшими элементами в структуре распределения электрической энергии.
В рамках реализации инвестиционных программ предприятия будут продолжены работы по модернизации точек учета электроэнергии.
Мероприятия инвестиционных программ по реконструкции и строительству распределительных сетей и подстанций позволят повысить надежность и качество электроснабжения потребителей, а также снизить затраты на эксплуатацию и обслуживание, снизить потери электрической энергии, повысить точность учета электроэнергии.
В 2023 г. филиалом, согласно оценке, будет инвестировано в основной капитал 27,3 млн. руб.
В прогнозный период филиалом АО "ДРСК" "Электрические сети ЕАО" предусмотрены инвестиции в основной капитал предприятия в объеме 140,8 млн. руб.
В соответствии с инвестиционной программой в 2023 г. для реализации договоров технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей свыше 150 кВт планируется выполнение работ с объемом инвестиций 3 931,13 тыс. руб.
На реконструкцию подстанций 35-110 кВ и оснащение их необходимым оборудованием в прогнозный период планируется затратить 76 900 тыс. руб.
В рамках реализации национального проекта "Образование" в 2024 - 2025 гг. запланировано строительство новой школы на 1 275 мест.
Дальнейшее увеличение темпов строительства будет связано с реализацией Указов Президента Российской Федерации, национального проекта "Жилье и городская среда", Поручений Президента Российской Федерации по развитию жилищного строительства, муниципальных программ, масштабных инвестиционных проектов на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
В части обоснования параметров прогноза по вводу в действие жилых домов за счет всех источников финансирования предполагается дальнейшее развитие малоэтажного и индивидуального строительства.
В 2023 г. к вводу предполагается порядка 9,5 тыс. кв. м жилья, в том числе 6,0 тыс. кв. м индивидуального жилищного фонда (при условии ввода индивидуальных жилых домов в декларативном порядке ("дачная амнистия").
Темпы роста жилищного строительства на период 2024 - 2026 гг. спрогнозированы в пределах 113,5-115,6% по базовому варианту развития отрасли, и порядка 105,3-127,3% по консервативному сценарию развития и до конца 2026 г. предполагается ввести в эксплуатацию 21,0 и 14,0 тыс. кв. м жилья по базовому и консервативному вариантам соответственно.
Прогноз на 2024 - 2026 гг. строился, исходя из возможной застройки земельных участков, ранее предоставленных для строительства многоквартирных жилых домов, выданных разрешений на строительство, с учетом реализации муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на период 2019 - 2025 годов" (далее - муниципальная программа по переселению граждан из аварийного жилья). Базовый сценарий предполагает ускоренные темпы строительства жилья в связи с реализаций на территории городского округа ряда национальных проектов, связанных не только с расселением граждан из ветхого и аварийного фонда, но и иными проектами и программами ("Дальневосточная ипотека", реализация региональных программ (предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан) и иными программами).
Доля граждан, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, в общей численности населения, состоявшего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, согласно оценке, в 2023 г. составит 33,09%.
Показатель прогнозируется с учетом мер, планируемых на среднесрочный период, по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, в том числе с реализацией муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья.
Ожидается, что доля граждан, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, в общей численности населения, состоявшего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в 2024 г. составит 30,62%, в 2025 г. - 0,78%, в 2026 г. - 0,78%.
Низкий показатель 2025 и 2026 гг. обусловлен тем, что планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилого фонда, предусмотренные муниципальной программой по переселению граждан из аварийного жилья, будут выполнены в 2024 г.
7. Доходы и расходы бюджета городского округа
Доходы и расходы бюджета городского округа прогнозируются по консервативному варианту развития в городском округе.
Формирование доходной части бюджета муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сформированы с учетом нормативов отчислений и ставок налогов и сборов, установленных федеральным, региональным, местным законодательством.
Кризисные явления в экономике окажут влияние на формирование доходной части бюджета городского округа.
Доходная часть бюджета на 2024 год прогнозируется в сумме 2 189,7 млн. руб. со снижением на 29,7% к ожидаемым поступлениям в 2023 году, что связано с уменьшением объема предоставляемых бюджету городского округа межбюджетных трансфертов.
Собственные доходы бюджета (налоговые и неналоговые доходы) в 2024 году составят - 1 026,3 млн. руб. (рост к оценке 2023 года - 7,0%), в 2025 году - 1 003,8 млн. руб. (снижение к 2024 году - 2,2%), в 2026 году - 1 128,4 млн. руб. (рост к 2025 году - 12,4%).
Рост налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования "Город Биробиджан" в 2024 году спрогнозирован, в том числе, за счет:
увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц (индексация ФОТ, МРОТ);
увеличения поступлений по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, а также налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения.
Вместе с тем, в 2024 - 2026 гг. не планируются поступления в доход городского округа по доходам за размещение кабельных линий на опорах уличного освещения. В рамках заключенного концессионного соглашения опоры уличного освещения переданы концессионеру.
Расходная часть бюджета на 2024 год прогнозируется в сумме 2 292,3 млн. руб. со снижением к ожидаемым расходам 2023 года на 29,4% за счет уменьшения планируемого объема поступлений, источником которых являются межбюджетных трансферты, выделяемые из бюджета Еврейской автономной области.
В 2025 году прогнозируется рост объема расходов бюджета на 10,0% к прогнозируемым расходам на 2024 год. В 2026 году прогнозируемый рост расходов составит 7,1% по отношению к 2025 году.
8. Муниципальный сектор экономики
В 2023 г. муниципальный производственный сектор экономики городского округа не претерпел существенных изменений. Общее количество предприятий муниципальной формы собственности по сравнению с 2022 г. не изменилось и составило 6 предприятий, в том числе МУП "Городская управляющая компания; МУП "Водоканал"; МУП "Городская управляющая компания"; МУП "Комбинат школьного и студенческого питания"; МУП "Пассажирские автотранспортные перевозки"; МУП "Транспортная компания".
Решениями арбитражного суда ЕАО два предприятия - МУП "Пассажирские автотранспортные перевозки", МУП "Водоканал" признаны несостоятельными (банкротами), в отношении них введется процедура конкурсного производства.
Муниципальные предприятия оказывают следующие виды услуг: автомобильные пассажирские маршрутные перевозки, бань и душевых, общественного питания.
На муниципальных предприятиях трудится 155 чел.
В настоящее время муниципальные предприятия работают в штатном режиме, задолженность по заработной плате отсутствует.
Согласно прогнозу в 2024 г. количество муниципальных предприятий сократится на 2 единицы по сравнению с предыдущим годом по причине предполагаемого окончания процедуры банкротства МУП "Пассажирские автотранспортные перевозки", МУП "Водоканал".
Начиная с 2025 г., на территории городского округа не останется предприятий муниципальной формы собственности, что обусловлено ликвидацией (реорганизацией) муниципальных предприятий до 1 января 2025 года в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции".
Поправки, вносимые вышеуказанным Федеральным законом, ограничивают случаи создания, и конкретизирует сферы деятельности унитарных предприятий. Унитарные предприятия могут функционировать только для обеспечения деятельности, относящейся к ведению Российской Федерации, в частности, применительно к условиям городского округа в сферах естественных монополий.
Среднесписочная численность работников муниципальных предприятий согласно оценке в 2023 г. составит 155 чел., что равнозначно показателю 2022 г.
В 2024 г. численность работников муниципальных предприятий не претерпит изменений и составит 155 чел. по двум вариантам прогноза.
Ожидается, что по итогам 2024 г. среднемесячная заработная плата работников муниципальных предприятий составит 32 955 руб. по первому варианту прогноза и 32 204 руб. по второму (консервативному) варианту прогноза.
Планируется, что в 2024 г. в сравнении с 2023 г. заработная плата работников муниципальных предприятий вырастет за счет индексации в связи с инфляционными процессами на 13% (по первому варианту прогноза) и на 10,4% (по второму варианту прогноза), в том числе в связи с повышением МРОТ на федеральном уровне.
9. Социальная сфера
9.1. Образование
Основной целью развития сферы образования муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в 2024 - 2026 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и жителей муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
В настоящее время на территории городского округа функционирует 33 образовательных учреждения (20 - дошкольные образовательные учреждения, 12 - общеобразовательные учреждения, 1 - учреждение дополнительного образования детей - МАОУДО "Центр детского творчества").
В 2023 - 2025 гг. планируется строительство нового здания МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 10" на 1 275 мест.
На среднесрочную перспективу ожидается, что количество муниципальных учреждений образования останется на уровне 2023 г.
Одно из приоритетных направлений в сфере образования - обеспечение доступности дошкольного образования детей.
В очереди на получение места в дошкольные образовательные учреждения городского округа отсутствуют дети в возрасте от 3 до 7 лет.
В целях ликвидации очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения для детей от 1,5 до 3 лет запланировано проведение мероприятий по доукомплектованию групп для детей в возрасте от 2 до 3 лет в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
В прогнозном периоде планируется уменьшение числа детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, с 4451 чел. в 2023 г. до 4 500 чел. в 2023 - 2025 гг.
Количественные характеристики системы дошкольного образования
Показатели |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях (на конец года), чел. |
4451 |
4500 |
4500 |
4500 |
Количество учреждений, реализующих программу дошкольного образования, ед. |
20 |
20 |
20 |
20 |
Среднесписочная численность работников, осуществляющих свою деятельность в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в 2023 г., составляет 934 чел., в среднесрочной перспективе, численность работников увеличится до 964,0 чел.
Средняя номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2023 г. составляет 45 485 руб.
На среднесрочную перспективу планируется, что значение данного показателя будет ежегодно увеличиваться и в 2026 г. составит по базовому сценарию развития 53 605 руб., по консервативному - 53 430 руб.
Увеличение показателя обусловлено целенаправленным привлечением средств на повышение заработной платы, в том числе для выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" в части доведения средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем в регионе.
Образовательная политика в системе общего образования городского округа направлена на создание условий для дифференцированного обучения детей, учитывающих их учебные возможности, интересы и образовательные потребности, развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов, соблюдение прав детей при поступлении в образовательное учреждение, обновление содержания общего образования с учетом современных требований, предъявляемых обществом, государством, семьей к общему образованию.
В 2023 г. на территории городского округа функционирует 12 муниципальных общеобразовательных учреждений, в которых в 2023/2024 учебном году сядут за парты 9 912 учащихся. На среднесрочную перспективу ожидается увеличение численности учащихся, которое к концу 2026 г. составит 10 167 чел. за счет миграции с других территорий.
Рост количества учащихся связан с переездом в г. Биробиджан жителей из муниципальных районов области, значительная часть приезжих составляют многодетные семьи, имеющие в своем составе детей школьного возраста.
Для решения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию от 05.12.2014 N Пр-2821, о постепенном переводе школ на режим обучения в первую смену программа предусматривает создание условий для обеспечения современного функционирования, развития качества и доступности услуг общего образования детей.
В целях сокращения числа учащихся, занимающихся во вторую смену, в рамках реализации национального проекта "Образование", в 2024 - 2025 гг. запланировано строительство новой школы на 1 275 мест. Здание школы планируется построить на месте школы N 10. Данная мера будет способствовать удовлетворению спроса населения в образовательных услугах, сокращению числа детей, обучающихся во вторую смену.
Планируется, что к концу 2023 г. среднесписочная численность работников, осуществляющих свою деятельность в муниципальных общеобразовательных учреждениях, составит 721 чел. В период 2024 - 2026 гг. значение показателя по базовому варианту составит 723 чел., по консервативному - 721 чел.
Согласно оценке, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников общеобразовательных учреждений в 2023 г. составит 64 703 руб. На среднесрочную перспективу прогнозируется ежегодный рост заработной платы, которая в 2025 г. по базовому сценарию развития составит 77 499 руб., по консервативному сценарию - 77 122 руб.
Увеличение показателя обусловлено целенаправленным привлечением средств на повышение заработной платы, в том числе для выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" в части доведения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до величины дохода от трудовой деятельности в регионе.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" предоставляет обучающимся возможность получения дополнительного образования, всестороннего развития, формирует в процессе обучения познавательную активность, умение приобретать и творчески распоряжаться полученными знаниями; способствует развитию индивидуальных способностей и потребностей в самореализации и профессиональном самоопределении.
В настоящее время в МАОУДО "Центр детского творчества" действует 285 кружков, секций, клубов по следующим направлениям: туристско-краеведческое, спортивное, культурологическое, социально-педагогическое, техническое творчество, художественное творчество.
Планируется, что количество работников, осуществляющих свою деятельность в МАОУДО "Центр детского творчества", к концу 2023 г. составит 87 чел. В период с 2024 по 2026 годы численность персонала увеличится до 90 чел.
Согласно оценке, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников МАОУДО "Центр детского творчества" в 2023 г. составляет 42 872 руб.
На среднесрочную перспективу прогнозируется ежегодный рост заработной платы, которая в 2026 г. по базовому сценарию развития составит 50 036 руб., по консервативному сценарию - 48 136 руб.
Увеличение показателя обусловлено целенаправленным привлечением средств на повышение заработной платы, в том числе для выполнения Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в части доведения оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей до величины дохода от трудовой деятельности в регионе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" (далее - Указ) в 2022 г. в сфере образования проводились мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан в тесном взаимодействии с учреждениями, службами, ведомствами, с общественными организациями.
9.2. Культура
Приоритетными направлениями развития сферы культуры является обеспечение потребности населения в организации досуга, создание условий для организации содержательного и разностороннего досуга жителей городского округа, обеспечение их качественными услугами муниципальных учреждений культуры, сохранение и развитие национальных культур, развитие и пропаганда самодеятельного художественного народного творчества, развитие библиотечного обслуживания населения городского округа.
Для обеспечения развития сферы культуры на территории городского округа действует 4 муниципальных учреждений культуры:
два учреждения клубного типа: муниципальное бюджетное учреждение "Городской Дворец культуры" (включающее в себя: городской Дворец культуры и Дом культуры п. Биршоссе 10 км) и муниципальное автономное учреждение "Центр культуры и досуга" (городской парк культуры и отдыха и кинотеатр "Родина");
учреждение профессионального театра: муниципальное бюджетное учреждение "Театр кукол "Кудесник";
муниципальное бюджетное учреждение "Центральная городская библиотека и ее филиалы" (библиотечные филиалы N 1, 4, 5, 6, Центр детской и юношеской книги).
Кроме того, на территории городского округа осуществляют деятельность два муниципальных бюджетных образовательных учреждения дополнительного образования (МБОУДО) в сфере культуры (МБОУДО "Детская музыкальная школа", МБОУДО "Детская художественная школа").
Согласно оценке, в 2022/2023 учебном году количество учащихся, охваченных дополнительным образованием, составит 512 чел., в том числе детей от 5 до 18 лет и взрослых. Предполагается, что в период 2024 - 2026 гг. количество учащихся, охваченных дополнительным образованием, не изменится.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), осуществляющих свою деятельность в муниципальных учреждениях дополнительного образования в сфере культуры в 2023 г., составляет 36,2 чел.
На среднесрочную перспективу планируется, что среднесписочная численность работников, осуществляющих свою деятельность в вышеуказанных муниципальных учреждениях культуры, по обоим вариантам развития будет составлять 46 чел. ежегодно.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников учреждений дополнительного образования в сфере культуры в 2023 г. оценивается в размере 46 925 руб. и к 2026 г. увеличится по обоим вариантам развития до 53 141 руб.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" в сфере культуры городского округа отмечается формирование информационного пространства знаний.
В целях сохранения и совершенствования системы информационно-библиотечного обслуживания на территории городского округа приоритетным направлением является развитие качества, разнообразия и доступности услуг, предоставляемых учреждениями библиотечного обслуживания городского округа.
В связи с внедрением современных цифровых технологий и обеспечением доступа к электронным носителям прослеживается тенденция роста, как посещаемости, так и книговыдачи пользователям библиотек.
Количество посетителей, обратившихся к электронным информационным библиотечным ресурсам в 2023 г., оценивается в количестве не менее 18 тыс. чел.
Планируется, что в 2024 г. количество посетителей, обратившихся к электронным информационным библиотечным ресурсам, останется на уровне 2023 г. (не менее 18 тыс. чел.).
Внедрение новых форм и видов культурно-досуговых мероприятий, проводимых библиотеками городского округа (аудиокнига, 3D и 4D книги, электронные книги, доступ к Национальной электронной библиотеке, онлайн-веб-квест, буктрейлер, видеоролик, онлайн-викторина, прямая трансляция мероприятия, виртуальная выставка, виртуальная справка), окажет непосредственное влияние на обеспечение развития системы форм и видов библиотечных мероприятий, проводимых для различных слоёв населения городского округа, что в 2023 г. составит 700 мероприятий.
В среднесрочный период планируется обновление фондов муниципальных библиотек городского округа. Согласно оценке в 2023 г. будет приобретено не менее 3 800 экземпляров изданий, в том числе периодических изданий и изданий в электронном виде.
В 2024 г. планируется приобрести 4 300 экземпляров изданий.
Муниципальным бюджетным учреждением "Центральная городская библиотека и её филиалы" в 2023 г. по итогам конкурсного отбора получена субсидия из федерального бюджета 5 млн. руб. на создание модельной муниципальной библиотеки (на базе филиала N 3 муниципального бюджетного учреждения "ЦГБ и ее филиалы").
Данные средства направляются на создание современной комфортной библиотечной среды: текущий ремонт помещений, приобретение книг, мебели, компьютерного оборудования для пользователей и сотрудников.
В результате модернизации библиотеки смогут предоставить пользователям широкий спектр возможностей работы с информацией, от привычного чтения книг, которые находятся в фонде учреждения, до работы с широкими каталогами электронных библиотек. Модельные библиотеки становятся современными площадками для реализации идей и проектов, местом для интеллектуального досуга молодёжи.
На территории городского округа проводится работа по поддержке и развитию культурно-досуговой и театральной деятельности.
В 2023 г. МБУ "Театр кукол "Кудесник" получена субсидия из федерального и областного бюджетов на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров в размере 2021,4 тыс. руб., 50% (1010,7 тыс. руб.) будут израсходованы до конца года на улучшение материально-технической базы театра, 50% (1010,7 тыс. руб.) направлены на создание театральных постановок.
В рамках этого проекта осуществлена постановка спектакля "Ай, да Мыцык!" (Ефим Чеповецкий).
В 2024 г. планируется создание двух театральных постановок.
Выполнение в полном объёме комплекса мероприятий, реализуемых в рамках муниципальной программы "Развитие культуры, искусства и библиотечного обслуживания в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в 2022 - 2024 годах", позволит в 2022 - 2024 гг. приобрести основные средства в количестве 28 единиц (аудио-, видеоаппаратура, звукоусилительная аппаратура, музыкальные инструменты, мебель в соответствии с САНПиН, компьютерная и организационная техника и другие основные средства), осуществить создание и постановку восьми спектаклей, приобрести для кукольного театра "Кудесник" специализированное оборудование, необходимое для постановки спектаклей.
Кроме того, в 2022 - 2024 гг. планируется провести 540 показов спектаклей на выезде и в стационаре, число зрителей прогнозируется в количестве не менее 48,0 тыс. чел.
В 2022 - 2024 гг. учреждениями культурно-досугового типа запланировано провести 1 055 культурно-массовых мероприятий.
9.3. Физическая культура и спорт.
Основной целью развития сферы физической культуры и спорта городского округа в 2023 и последующих годах является создание условий для развития массовой физической культуры и спорта на территории городского округа.
Для достижения указанной цели на территории городского округа действует муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в 2022 - 2024 годах" (далее муниципальная программа).
В настоящее время спортивная инфраструктура городского округа состоит из 108 спортивных объектов, из них: 2 стадиона с трибунами более 3,5 тыс. мест каждый, 1 крытый каток с искусственным льдом, 45 плоскостных спортивных сооружений (из них 4 футбольных поля), 37 спортивных залов, легкоатлетический манеж, 3 плавательных бассейна, 1 физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа и иные объекты.
На территории городского округа осуществляет свою деятельность МБУДО "Спортивная школа", обеспечивающее подготовку юных спортсменов и приобщение к массовой физической культуре детей и молодежи.
В составе МБУДО "Спортивная школа" имеются четыре спортивных объекта: зал бокса, шахматный клуб, стадион "Дружба", физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа.
На базе данного учреждения под руководством квалифицированных тренеров-преподавателей проводятся тренировки, организуются и проводятся спортивные соревнования по различным видам спорта.
Количество работников (без внешних совместителей), осуществляющих деятельность в МБУДО "Спортивная школа", в 2023 г. составляет 44 чел.
Планируется, что на среднесрочную перспективу по обоим вариантам развития количество работников МБУДО "Спортивная школа", составит 45 чел.
Согласно оценке, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников указанного муниципального учреждения физической культуры и спорта в 2023 г. составит 39 357 руб.
В последующие три года прогнозируется увеличение среднемесячной заработной платы работников по обоим вариантам развития в связи с тем, что с 01.01.2023 муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Спортивная школа" был установлен статус учреждения дополнительного образования и на основании Указов Президента РФ от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688 заработная плата тренерам-преподавателям подлежит увеличению.
Планируется, что к 2026 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников МБУДО "Спортивная школа" по базовому варианту развития составит 51 643 руб., по консервативному варианту - 51 463 руб.
Предполагается, что доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения городского округа в 2023 г. составит 36,2%; в 2024 г. увеличится до 39,2%.
Ежегодно на территории городского округа проводятся спартакиады среди муниципальных дошкольных образовательных организаций, муниципальных общеобразовательных организаций, в которых участвуют воспитанники всех детских садов и учащиеся школ. В данных мероприятиях принимают участие свыше 2 100 детей дошкольного и школьного возрастов, а также подростков.
В летний период проводятся соревнования по мини-футболу для подростков, неорганизованных летними формами отдыха, в которых участвуют порядка 200 чел., проводятся соревнования по культивируемым видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, бокс, шахматы и др.), в которых участвуют свыше 1 000 чел. взрослого населения городского округа.
В 2023 - 2024 гг. планируется проведение не менее 35 спортивно-массовых мероприятий ежегодно, количество участников, предположительно, составит 7 000 чел. чел. (3 500 чел. ежегодно).
В 2023 - 2024 гг. предполагается поощрить не менее 12 команд городского округа (6 команд ежегодно), показавших наилучшие спортивные результаты по итогам соответствующего года.
Планируется, что в 2023 - 2024 гг. количество спортсменов, выполнивших массовые спортивные разряды, составит не менее 300 чел. (по 150 чел. ежегодно).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 10 ноября 2023 г. N 2252 "Об утверждении прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 10 ноября 2023 г.
Опубликование:
Сетевое издание "ЭСМИГ" (http://www.birmig.ru) 13 ноября 2023 г.
газета "МИГ", 16 ноября 2023 г. N 47