г. Краснодар |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А32-50485/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Егоровой Э.К. (доверенность от 28.10.2020), от ответчика - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) - Хубуа Н.В. (доверенность от 15.01.2021), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2020 по делу N А32-50485/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - порт) о взыскании 3391 рубля 32 копеек платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, 254 рублей 91 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 23.10.2018 по 21.10.2019, с последующим их начислением по день уплаты долга.
Решением от 28.05.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.09.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды не приняли во внимание, что истцом представлены все необходимые документы, которые подтверждают невыполнение норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата (ведомости подачи и уборки вагонов), нарушение сроков доставки (акты общей формы). Нахождение вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, подтверждается составленными в установленном порядке извещениями, актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов. Несоблюдение ответчиком технологического срока оборотов вагонов влечет нарушение технологического процесса работы станции и занятость фронта погрузки/выгрузки на путях необщего пользования ответчика по причинам, зависящим от грузополучателя. Обязанность ответчика вносить плату за пользование вагонами ввиду невыполнения им как грузополучателем технологических сроков оборота вагонов не требует доказывания иных обстоятельств по делу. Разрешая спор по существу, суды необоснованно включили в предмет исследования выяснение обстоятельств, касающихся занятости путей необщего пользования, их вместимости и перерабатывающей способности, поскольку возможность подачи вагонов обусловлена свободностью фронта погрузки/выгрузки путей необщего пользования ответчика, а не свободностью всего пути необщего пользования. Перевозчик не должен нести бремя содержания вагонов на своих путях, в случае их прибытия более того количества, которое может переработать грузополучатель. Суды ошибочно указали, что истцом не подтверждены невозможность станции назначения принимать поезда и вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях; само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения. Статья 39 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) предусматривает в качестве причины для задержки вагонов в пути следования "неприем станцией назначения", а не "невозможность приема станцией назначения". Тем самым закон не требует установления физической заполненности именно станции назначения. Выводы судов о непредставлении документов, оформленных в соответствии с Регламентом взаимодействия подразделений ОАО "Российские железные дороги", ошибочны в связи с тем, что данный регламент является локальным актом коммерческой организации. Составление документов, предусмотренных Регламентом, не является обязательным, а их отсутствие не может расцениваться как отсутствие доказательств вины грузополучателя. Податель жалобы указывает на отсутствие доказательств наличия неблагоприятных погодных условий, препятствующих выгрузке вагонов. Ответчиком не доказано, что в период непогоды им не производилась выгрузка вагонов, акты общей формы, фиксирующие данный факт, не составлялись (часть 19 статьи 39 Устава).
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, общество и порт заключили договор от 27.03.2017 N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования порта при станции Новороссийск СКЖД.
Согласно договору обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивом владельца. Железнодорожные пути необщего пользования Восточного пути владельца примыкают к путям N 6, 8 парка "Восточный". Железнодорожные пути необщего пользования Западного пути владельца примыкают к путям N 6, 4 парка "Портовый". Технологический срок оборота вагонов - 13 часов. Договором определено количество путей, на которые могут подаваться вагоны, определены суточные перерабатывающие способности по каждой из номенклатур грузов, объем одновременно сдаваемых перевозчиком групп вагонов (не более 30), объемы одновременно сдаваемых вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, при этом передачи формируются группами на нескольких путях владельца. Дополнительными соглашениями к договору определены перерабатывающие способности Восточного района, Центрального района, Западного района владельца, суммарная перерабатывающая способность порта при наличии вагонов на фронтах погрузки (выгрузки) и на выставочных путях порта.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования и промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (далее - Тарифное руководство N 127-т/1).
Как указало общество, в октябре 2018 года в адрес порта на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые задержаны в пути следования на промежуточных станциях по мотивам нарушения грузополучателем установленного договором технологического срока оборота вагонов. Общество указало, что остановка в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 Устава, пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Суды проанализировали случаи отставления от движения поездов: на станции Сальск 14.10.2018 по приказу N 6810 и станции Разъезд 9 километр 16.10.2018 по приказу N 6875 - поезда с индексом 8142-903-5210 в количестве 1 вагона (плата в сумме 2282 рублей 12 копеек); на станции Морозовская 20.10.2018 по приказу N 6961 - поезда с индексом 6110-624-5210 в количестве 2 вагонов (плата в сумме 1109 рублей 20 копеек).
В подтверждение задержки обществом представлены дорожные ведомости, акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика.
Поскольку меры по досудебному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению, истец обратился в суд с иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 39 и 119 Устава, пунктов 3.1 Правил N 26 и исходили из того, что факт простоя в октябре 2018 вагонов на путях общего пользования в связи с неприемом вагонов станцией Новороссийск по причинам, зависящим от грузополучателя (порта) не доказан.
Суды исходили из того, что в силу статьи 39 Устава и пункта 4.7 Правил N 26, плата за пользование вагонами подлежит взысканию при наличии одновременно следующих условий: оставление вагонов на промежуточной станции вызвано невозможностью принятия станцией назначения и действием (бездействием) грузополучателя, владельца железнодорожных путей, в том числе нарушением технологических сроков обработки вагонов; "бросание" подвижного состава по обстоятельствам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей, повлекло нарушение сроков доставки.
Основанием для спорного взыскания при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования.
Грузополучатель в силу положений статьи 39 Устава обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него. Таким образом, владелец данных путей (в данном случае общество) при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Акты общей формы подписаны портом с разногласиями, то есть сами по себе данные документы, подлежащие составлению на основании первичных документов, не доказывают причины простоя вагонов на путях общего пользования. Общество, как истец, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов порта были заняты по причинам, зависящим от порта, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу, что обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение своего требования, им не доказаны.
Суды указали на непредставление истцом анализа соотношения занятости путей необщего пользования разгружаемыми вагонами и отставления в соответствующие периоды в пути спорных составов, который бы показывал очевидную невозможность их подачи под разгрузку и, следовательно, угрозу заполнения станции назначения адресованными порту вагонами, что блокировало бы нормальную работу общества с другими грузополучателями; само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Судебные инстанции установили неправомерность начисления обществом порту платы за время нахождения вагона (поезд с индексом 8142-903-5210 задержан на станции Сальск 14.10.2018 и станции Разъезд 9 километр 16.10.2018) на путях общего пользования в период неблагоприятных метеоусловий, так как простой происходил не по причинам, зависящим от ответчика, а по объективно существовавшим причинам. Согласно справке Гидрометеорологического бюро Новороссийска от 21.10.2018 о состоянии погоды в порту Новороссийск 12.10.2018 наблюдался ветер до 25 - 28 м/с, 13.10.2018 - 30 м/с, 14.10.2018 - 25 - 28 м/с, 15.10.2018 - 22 - 26 м/с, 16.10.2018 - 22 м/с. В спорный период имелись обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке (разгрузке). Истец в соответствии с телеграммой от 13.10.2018 на основании части 4 статьи 29 Устава ввел ограничение погрузки грузов. В названной телеграмме указано на то, что "в связи с неблагоприятными погодными условиями, невозможностью швартовки судов и необеспечением по этим причинам выгрузки вагонов, запретить погрузку назначением на ст. Новороссийск-эксп. (код 52100), Новороссийск (код 52090) С-КАВ в адреса всех грузополучателей сроком на 3 суток до 16.10.2018 включительно".
Суды пришли к выводу о том, что поскольку оставленный от движения вагон с очевидностью простаивал на путях общего пользования в связи с погодными условиями и введенными конвенционными ограничениями, у истца отсутствуют основания для взимания платы в сумме 2282 рублей 12 копеек.
Несоставление перевозчиком (истцом) акта общей формы в сложившихся обстоятельствах правового значения для рассмотрения возникшего спора не имеет и не влечет взимание с ответчика платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Суды установили также неправомерность начисления обществом порту платы за время нахождения двух вагонов (поезд с индексом 6110-624-5210 задержан на станции Морозовская 20.10.2018) на путях общего пользования, поскольку по результатам оценки акта общей формы от 27.10.2018 N 11/5378, представленного истцом в подтверждение невозможности принятия ответчиком вагонов на станцию назначения (в акте указано на невозможность подачи одного вагона с 08.09.2018 по 27.10.2018 в связи с занятостью выставочного пути N 3 со ссылкой на памятку приемосдатчика N 36641), в совокупности с памятками приемосдатчика N 36641, 36759 и 36788, суды установили, что вагоны, указанные памятками приемосдатчика N 36641 выгружены ответчиком 09.09.2018; истец не обеспечил подачу одного вагона, указанного в акте общей формы от 27.10.2018 N 11/5378, вместе с группой вагонов в количестве 11 единиц по памятке N 36788 (вместимость пути - 30 вагонов); нахождение одного вагона на путях общего пользовании станции назначения Новороссийск не могло препятствовать подводу спорных вагонов на станцию назначения в составе поезда 6110-624-5210. Таким образом, истцом не доказано, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов порта были заняты по причинам, зависящим от ответчика, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов.
Указанные обстоятельства позволили судам сделать вывод об отсутствии вины порта и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) порта и вынужденным отставлением перевозчиком вагонов в пути следования.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2020 по делу N А32-50485/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили неправомерность начисления обществом порту платы за время нахождения вагона (поезд с индексом 8142-903-5210 задержан на станции Сальск 14.10.2018 и станции Разъезд 9 километр 16.10.2018) на путях общего пользования в период неблагоприятных метеоусловий, так как простой происходил не по причинам, зависящим от ответчика, а по объективно существовавшим причинам. Согласно справке Гидрометеорологического бюро Новороссийска от 21.10.2018 о состоянии погоды в порту Новороссийск 12.10.2018 наблюдался ветер до 25 - 28 м/с, 13.10.2018 - 30 м/с, 14.10.2018 - 25 - 28 м/с, 15.10.2018 - 22 - 26 м/с, 16.10.2018 - 22 м/с. В спорный период имелись обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке (разгрузке). Истец в соответствии с телеграммой от 13.10.2018 на основании части 4 статьи 29 Устава ввел ограничение погрузки грузов. В названной телеграмме указано на то, что "в связи с неблагоприятными погодными условиями, невозможностью швартовки судов и необеспечением по этим причинам выгрузки вагонов, запретить погрузку назначением на ст. Новороссийск-эксп. (код 52100), Новороссийск (код 52090) С-КАВ в адреса всех грузополучателей сроком на 3 суток до 16.10.2018 включительно"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 марта 2021 г. N Ф08-11658/20 по делу N А32-50485/2019