г. Краснодар |
|
02 марта 2021 г. |
Дело N А01-3395/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии от истца - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД" (ИНН 0105025073,ОГРН 1020100699629) - Мартьяновой Л.В. (главный врач), от ответчика - публичного акционерного общества "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) - Федорищенко Ж.П. (доверенность от 14.11.2019), от третьих лиц: акционерного общества "РТ-Лабс" - Сокольчука А.А (доверенность от 12.03.2020), государственного бюджетного учреждения здравоохранения "МИАЦ МЗ РА" - Волошенко С.Г. (доверенность от 24.02.2021), Управления государственного финансового контроля Республики Адыгея - Какужевой З.М. (доверенность от 20.02.2021), Меджидова А.Н. (доверенность от 20.02.2021), рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по делу N А01-3395/2019, установил следующее.
ГБУЗ Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД" (далее - учреждение) обратилось в суд с иском к ПАО "Ростелеком" (далее - общество) о взыскании 76 тыс. рублей штрафа и возложении обязанности исполнить принятые обязательства по контракту.
Решением от 17.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.09.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. Заявитель ссылается на то, что судами не осуществлен анализ договора от 26.12.2018 N EX-S-261218/2, а также анализ инцидентов, зарегистрированных ГБУЗ РА "МИАЦ МЗ РА" в качестве инициатора в системе управления запросами (СУЗ). Оставлены без внимания скриншоты интерфейса страниц регистрации инцидентов. Учитывая единое техническое задание для всех медицинских учреждений Республики Адыгея, а также принцип "облачных технологий" сервисов РФ ЕГИСЗ, судами не изучены должным образом доказательства, подтверждающие актуальность проблемы для истца по обращениям иных инициаторов (медицинских учреждений Республики Адыгея с аналогичным техническим заданием к контрактам), указанных в таблице N 5 заключения специалиста от 01.07.2019 N 11-0, а также указанные в таблице, представленной ГБУЗ РА "МИАЦ МЗ РА".
В отзывах на жалобу общество и АО "РТ-Лабс" указали на законность и обоснованность решения и постановления и отклонили ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 25.07.2018 учреждение (заказчик) и общество (исполнитель) заключили контракт N 0176200005518001068-0241416-01 на оказание услуг сервисной поддержки, доработки и адаптации "Регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Адыгея" в соответствии с Техническим заданием.
Разделом 3 контракта регламентирован порядок приемки оказанных услуг.
По окончанию расчетного периода исполнитель передает заказчику акт приема-передачи оказанных услуг. В течение трех рабочих дней заказчик осуществляет их приемку и направляет исполнителю экземпляр акта оказанных услуг либо мотивированный отказ от подписания с приложением акта выявленных недостатков. В случае получения мотивированного отказа от подписания акта исполнитель обязан в срок, установленный в акте о выявленных недостатках, устранить замечания и повторно направить подписанный исполнителем акт приема-передачи оказанных услуг. В случае неподписания акта приема-передачи услуг и непредоставления мотивированного отказа от его подписания в установленный срок услуги считаются оказанными должным образом.
В соответствии с пунктом 4.2.1 контракта заказчик обязан сообщить исполнителю в письменной форме о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг, в течение двух рабочих дней с даты обнаружения таких недостатков.
Разделом 5 контракта установлена ответственность общества за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, в виде штрафа в размере 1 тыс. рублей за каждый факт неисполнения.
Техническим заданием к контракту предусмотрено, что общество оказывает услуги по предоставлению сервисной поддержки, доработки и адаптации регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Адыгея (далее - ЕГИСЗ, Система):
- прием, регистрация, маршрутизация и обработка обращений пользователей;
- решение инцидентов, обработка запросов;
- консультирование пользователей по вопросам функционирования ЕГИСЗ;
- обеспечение заданного уровня надежности и бесперебойности функционирования ЕГИСЗ;
- установка обновлений, релизов внесение изменений в ЕГИСЗ;
- контроль качества сервиса, подготовка отчетности об инцидентах и запросах;
- первая, вторая и третья линии поддержки;
- предоставление ресурсов облачной платформы, необходимых для бесперебойного функционирования ЕГИСЗ в объеме, не превышающем значения сертификации.
В свою очередь, общество, выступая заказчиком, заключило договоры от 13.10.2015 N 01/25/1342-15 и от 03.06.2019 N IN-S-030619/1 с АО "РТ Лабс" на оказание услуг сервисной поддержки, доработки и адаптации "Регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Адыгея" в соответствии с Техническим заданием, содержащим условия, аналогичные Техническому заданию к спорному контракту.
Как указал истец, 26.12.2018 АО "РТ Лабс" передало ГБУЗ РА "МИАЦ МЗ" обязанности по предоставлению первой линии технической поддержки и развитию сервисов регионального фрагмента ЕГИСЗ на условиях договора N ЕХ-S-261218/2 на срок с 09.10.2018 по 31.12.2018. В рамках выполнения принятых на себя обязательств ГБУЗ РА "МИАЦ МЗ" осуществляло:
- прием, регистрацию, маршрутизацию и обработку обращений пользователей;
- решение инцидентов, обработку запросов;
- консультирование пользователей по вопросам функционирования и работоспособности ЕГИСЗ;
- мониторинг работоспособности и доступности ЕГИСЗ;
- первую линию поддержки (Таблица N 2 Технического задания).
Судом установлено, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 04.03.2013 N 125 ГБУЗ РА "МИАЦ МЗ" является оператором информационных систем в сфере здравоохранения. В рамках выполнения возложенных на него функций данное учреждение осуществляет работы по организационно-консультативному и методическому обеспечению формирования и ведения регионального фрагмента ЕГИСЗ, в том числе по предоставлению первой линии технической поддержки сервисов регионального фрагмента Системы.
Общество направило учреждению акты приемки оказанных услуг с 25.07.2018 по 30.06.2019. Заказчик принял услуги за III - IV кварталы 2018 года и I - II кварталы 2019 года без замечаний.
Вместе с тем, как указал истец, актом внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Управлением государственного финансового контроля Республики Адыгея с 01.01.2018 по 10.06.2019 установлено нарушение исполнителем условий контракта и неприменение заказчиком мер ответственности в 76 случаях.
Во исполнение предписания органа финансового контроля учреждение обратилось к обществу с требованием об уплате штрафных санкций в размере 76 тыс. рублей.
Меры по досудебному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению, поэтому истец обратился в суд.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 309, 310, 721, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований учреждения.
При этом суды исходили из следующего.
В обоснование исковых требований истец сослался на заключение специалиста от 01.07.2019 N 11-О, согласно которому в части функциональных возможностей ЕГИСЗ по сервису "Единая электронная регистратура региона" в функциональном блоке "Портал пациента" отсутствует возможность получить справку о стоимости оказанных услуг; по сервису "Нозологические регистры" нет возможности формирования периодической отчетности для органов здравоохранения; сервис "Выписка рецептов на льготное лекарственное обеспечение" не интегрирован в ЕГИСЗ; функциональные возможности сервисов не соответствуют Методическим рекомендациям Министерства здравоохранения Российской Федерации; имеет место нарушение нормативного времени устранения инцидентов; всего 76 фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта.
Вместе с тем самим истцом обращения в службу поддержки в рамках контракта не направлялись.
В соответствии с разделом 2 Технического задания регистрация обращений в службу технической поддержки осуществляется администратором, то есть назначенным представителем Заказчика, уполномоченным на сбор, формирование и отправку обращений.
В целях оказания услуг по контракту сторонами определены следующие каналы приема обращений: по бесплатному многоканальному телефону; по электронной почте; на интернет-портале для самостоятельной регистрации обращений. Поступившие запросы регистрируются в системе управления запросами (СУЗ), обращению присваивается номер, определяется приоритет обращения (1-Критический, 2- Высокий, 3- Средний, 4-Низкий). Обработка запросов в определенные соглашением об уровне предоставления услуги (SLA), целевые показатели указаны в п. 5.5 Технического задания. По окончании отчетного периода (квартал) исполнителем предоставляется сводный отчет по общему числу поступивших обращений и детализированный отчет по зависимости от приоритета осуществляется сроки, инцидентам.
Пунктом 4.2.1 контракта установлено, что заказчик обязан в письменной форме сообщить исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг в течение двух рабочих дней после обнаружения таких недостатков.
В соответствии с порядком регистрации обращений, установленным разделом 5 Технического задания к контракту, сотрудник медицинского учреждения со статусом администратора обращается на 1ЛП по установленным каналам связи с обязательным указанием данных, необходимых для однозначной идентификации пользователя серверов, и информации о событии для его регистрации по классификации типа обращения (пункт 5.3 Технического задания).
С учетом изложенного, единственным лицом, уполномоченным на сбор, формирование и отправку обращений от имени истца является администратор.
Поскольку инициатором обращений истец не являлся, суды пришли к выводу о том, что учреждением не соблюден предусмотренный контрактом порядок направления обращений в службы технической поддержки, а факт ненадлежащего исполнения ответчиком контракта на информационное сопровождение ЕГИСЗ не нашел своего подтверждения в материалах дела.
Ссылка истца на представленные скриншоты интерфейса страниц регистрации инцидентов отклонена судами, поскольку указанные скриншоты не позволяют установить факт обращения уполномоченного сотрудника истца за технической поддержкой в рамках заключенного с обществом контракта (т. 2, л. д. 57 - 152).
Доводы учреждения о том, что инициатором от имени истца и других медицинских учреждений Республики Адыгея являлось ГБУЗ РА "МИАЦ МЗ РА", в связи с чем обращения регистрировались ГБУЗ РА "МИАЦ МЗ РА" в качестве инициатора в системе управления запросами (СУЗ), получили оценку судов и отклонены по изложенным в обжалуемых судебных актах основаниям.
Следовательно, истцом не исполнены требования контракта о порядке фиксации нарушений работы ЕГИСЗ и направления запросов исполнителю об их устранении.
Кроме того, как установили суды, учреждение заявило о взыскании штрафа, однако фактически доводы сводятся к нарушению сроков устранения инцидентов. В соответствии с пунктом 5.9 контракта взыскание штрафа предусмотрено за нарушение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца.
Приведенные учреждением в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку не опровергают правильности выводов судов, по существу сводятся к несогласию с результатами оценки доказательств и установленных фактических обстоятельств по делу, переоценка которых в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по делу N А01-3395/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.