г. Краснодар |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А20-66/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики, от заявителя - Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (АО "Каббалкэнерго") (ИНН 0711008455, ОГРН 1020700746901) - Тхамокова В.Х. (доверенность от 12.01.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (ИНН 0725010542, ОГРН 1120725003101), третьих лиц - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Каббалкэнерго" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) и муниципального унитарного предприятия "Каббалккоммунэнерго" (ИНН 0725013102, ОГРН 1130725002605), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (АО "Каббалкэнерго") на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А20-66/2020, установил следующее.
Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации (АО "Каббалкэнерго") (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (далее - комитет) от 24.12.2019 N 83/Т о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 1 092 840 рублей 72 копеек штрафа.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Каббалкэнерго" (далее - ПАО "Каббалкэнерго") и муниципальное унитарное предприятие "Каббалккоммунэнерго" (далее - МУП "Каббалккоммунэнерго").
Решением суда от 04.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2020, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдением процедуры и сроков привлечения общества к административной ответственности и отсутствием оснований для применения статей 2.9, 4.1 и 4.1.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в акте проверки от 02.12.2019 N 15/Т не отражен фактический период проведенной комитетом проверки, что является грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); излишне уплаченные потребителями электроэнергии 546 420 рублей 36 копеек не являются выручкой общества, так как перечислены обществом в сетевые организации за услуги по передаче электроэнергии; ошибочное отнесение потребителей к ненадлежащему уровню напряжения произошло по вине потребителей и сетевых организаций; вина общества в совершении вмененного правонарушения отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации МУП "Каббалккоммунэнерго" и ПАО "Каббалкэнерго" е представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 23.10.2019 N 162-Т в целях осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергии комитет провел плановую выездную проверку общества, в ходе которой установил завышение обществом регулируемых государством цен, а именно: при осуществлении расчетов за электрическую энергию с потребителями в 2019 году общество рассчитывало стоимость услуг по передаче электрической энергии по тарифу низкого уровня напряжения (НН), а не среднего второго уровня напряжения (СН-2).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 02.12.2019 N 15/Т.
По данному факту комитет составил протокол от 16.12.2019 N 109/Т и вынес постановление от 24.12.2019 N 83/Т о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 1 092 840 рублей 72 копеек штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление комитета в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения), Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N1178 (далее - Правила N 1178), приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", суды сделали верный вывод о том, что комитет доказал наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Суды указали, что общество является сбытовой организацией и на основании приказа Региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 12.10.2006 N 111-Э имеет статус гарантирующего поставщика на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2018 N 100 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций Кабардино-Балкарской Республики на 2019 год" установлены следующие одноставочные тарифы (без учета НДС) на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики, поставляемой прочим потребителям на 2019 год: на I полугодие 2019 года в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,12608 рублей/кВт*ч, "СН-1" - 2,28228 рублей/кВт*ч, "СН-2" - 2,76047 рублей/кВт*ч, "НН" - 3,54709 рублей/кВт*ч; на II полугодие 2019 года в разрезе диапазонов напряжения: "ВН" - 2,18986 рублей/кВт*ч, "СН-1" - 2,35075 рублей/кВт*ч, "СН-2" - 2,84328 рублей/кВт*ч, "НН" - 3,65350 рублей/кВт*ч.
Суды установили, что на принадлежащие контрагентам общества (МКОУ "СОШ N 8 им. генерала Зокаева В.К.", МКУ "Управление культуры Местной администрации г. о. Нальчик", ГБУ "Городская поликлиника N 1 г. о. Нальчик", ООО "Александровский сад", ГКУ "Нальчикский психоневрологический интернат" Министерства труда и социального развития КБР, ГКУЗ "Станция переливания крови" Минздрава КБР, Министерство инфраструктуры и цифрового развития КБР, ООО "АкваАлтудская", Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России "Прохладненский", ОАО "Урухский консервный завод", ГБУЗ "ЦРБ" Майского муниципального района, Служба по обеспечению деятельности мировых судей, ГКУ КБР "Кабардино-Балкарский центр ветеринарной медицины, ОАО "Ростелеком", ФГУП "Почта России") трансформаторные подстанции подавалась электроэнергия с напряжением в диапазоне 20-1 Кв, что соответствует среднему второму напряжению (СН-2). Соответственно, согласно Правилам N 1178 стоимость всего объема реализованной электрической энергии потребителям должна была определяться по среднему второму уровню напряжения (СН-2), однако при расчетах с 01.01.2019 по 30.09.2019 общество применяло тариф низкого уровня напряжения (НН).
Таким образом, в результате нарушений установленного порядка ценообразования излишне полученная выручка общества по названным 15-и организациям с 01.01.2019 по 30.09.2019 составила 546 420 рублей 36 копеек. Документально данное обстоятельство общество не опровергло.
Суды правильно исходили из того, что вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали верный вывод о законности постановления комитета от 24.12.2019 N 83/Т о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 1 092 840 рублей 72 копеек штрафа.
Вывод судов о соблюдении комитетом процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для снижения штрафа ниже минимального размера установленного частью 1 статьи 14.6 Кодекса санкции, ни для замены административного штрафа на предупреждение.
Доводы общества о допущенных комитетом грубых нарушениях Закона N 294-ФЗ, а также отсутствии вины общества в совершении вмененного правонарушения были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и документально обществом не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А20-66/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для снижения штрафа ниже минимального размера установленного частью 1 статьи 14.6 Кодекса санкции, ни для замены административного штрафа на предупреждение.
Доводы общества о допущенных комитетом грубых нарушениях Закона N 294-ФЗ, а также отсутствии вины общества в совершении вмененного правонарушения были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 марта 2021 г. N Ф08-1032/21 по делу N А20-66/2020