г. Краснодар |
|
09 марта 2021 г. |
Дело N А53-20678/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., рассмотрев по правилам части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фармация" (ИНН 6155031796, ОГРН 1026102781429) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по делу N А53-20678/2020, установил следующее.
Министерство здравоохранения Ростовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Фармация" (далее - общество) о взыскании 326 992 рублей 84 копеек штрафа по государственному контракту от 04.09.2019 N 19000769.
Определением суда от 16.07.2020 иск министерства принят к производству. Установив, что по формальным признакам дело относится к перечню, изложенному в части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суд на основании части 2 статьи 228 Кодекса в названном определении указал на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.
Решением суда 02.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.11.2020, исковое заявление удовлетворено. С общества в пользу министерства взыскано 326 992 рубля 84 копейки штрафа. Распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель указывает на то, что суды не применили подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - постановление N 783), которым утверждены правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 04.09.2019 министерство (государственный заказчик) и общество (исполнитель) заключили государственный контракт N 19000769 на основании решения государственного заказчика протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона от 19.08.2019 N 0158200001319000769 (идентификационный код закупки: 192616304981461660100103150018690244) и в рамках реализации основного мероприятия 1.5 Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей в амбулаторных условиях подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 654 (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с пунктом 1.2 контракта исполнитель в 2020 году оказывает услугу по обеспечению граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области и имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания, поставляемыми поставщиками-победителями, в том числе осуществляет прием, хранение, учет, поставку в пункты отпуска и отпуск лекарственных препаратов федеральным и региональным льготникам.
Срок действия контракта с 01.01.2020 до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств (пункт 7.1 контракта).
Согласно пункту 2.1.6 контракта исполнитель обязан организовать в случае временного отсутствия требуемого лекарственного препарата со дня обращения пациента, отсроченное обслуживание:
- лекарственных препаратов, входящих в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, в течение 5-ти рабочих дней;
- лекарственных препаратов, не вошедших в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, в течение 10-ти рабочих дней;
- лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии в течение 15-ти рабочих дней.
В случае если в аптечных организациях, медицинских организациях, структурных подразделениях медицинских организаций и на складе исполнителя отсутствуют лекарственные препараты, необходимые для организации отсроченного обслуживания, исполнитель обязан за свой счет (безвозмездно) обеспечить федеральных и региональных льготников необходимыми лекарственными препаратами в сроки, установленные настоящим пунктом.
Пунктом 2.1.7 контракта установлено, что исполнитель ведет отдельный учет рецептов, по которым не был осуществлен отпуск лекарственных препаратов в момент обращения гражданина, и представляет государственному заказчику еженедельно реестр рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, по форме, установленной государственным заказчиком.
Предоставлять государственному заказчику до 10-го числа месяца, следующего за отчетным реестры рецептов отпущенных лекарственных препаратах, реестры рецептов по которым не был осуществлен отпуск лекарственных препаратов, а также другую информацию по выполнению обязательств по обеспечению пациентов, в электронном виде по формам, в формате утвержденным государственным заказчиком (пункт 2.1.8 контракта).
За нарушение сроков отсроченного обслуживания, установленных пунктом 2.1.6 контракта, исполнитель оплачивает государственному заказчику штраф в размере стоимости не отпущенного лекарственного препарата.
В связи с выявленными фактами ненадлежащего исполнения ответчиком условий контракта, выразившихся в нарушении сроков отсроченного обслуживания, истец направил в адрес ответчика претензию от 21.05.2020 N 22-1.1.4/135пр с требованием оплатить штраф в сумме 326 992 рубля 84 копейки.
Названная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения министерства с иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в частности реестр рецептов, согласно которому в период с января по март 2020 года ответчиком не отпущены лекарственные препараты на сумму 326 992 рубля 84 копейки, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с общества в пользу министерства штрафа в соответствии с пунктом 4.9 контракта.
Доводы общества сводятся к тому, что суды не применили правила, утвержденные постановлением N 783.
Постановлением N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно подпункту "б" пункта 2 указанных правил, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Между тем общество не представило доказательств того, что обязательства по контракту им не исполнены в полном объеме с января 2020 года по март 2020 года в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Общество, основным и дополнительным видами деятельности которого является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), торговля оптовая фармацевтической продукцией, взяло на себя социально значимые обязательства в условиях активно развивающейся пандемии коронавирусной инфекции. Применительно к указанным условиям, обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами, предполагает наличие условий, позволяющих осуществлять контроль за неукоснительным соблюдением условий контракта в данной части и ответственность стороны за ее неисполнение.
При подписании контракта ответчик выразил свое согласие со всеми его условиями, в том числе с предусмотренным контрактом размером штрафа. Предъявленный к взысканию штраф, учитывая характер допущенного нарушения, суды обоснованно сочли соразмерным и обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, которые судами были исследованы и получили надлежащую правовую оценку. В силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по делу N А53-20678/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2021 г. N Ф08-1444/21 по делу N А53-20678/2020