Возврат возврату рознь
Бухгалтеру в своей работе приходится сталкиваться с вопросами, которые, казалось бы, с его профессией никак не связаны. Юридические тонкости составления договоров, особенности взаиморасчетов, нюансы деловых отношений... Во многих случаях без дополнительных данных невозможно учесть ту или иную операцию.
Так и с возвратом товаров. Узнав, что покупатель вернул продукцию обратно, бухгалтер прежде всего должен поинтересоваться: а есть ли на это законные основания? Ведь если товар некачественный - это одно дело, а если руководство согласилось взять его назад "просто так", по взаимной договоренности, - совсем другое.
Когда второй сорт - брак
Причины, по которым покупатель может отказаться от товара, как правило, прописывают в договоре. Если там ничего не сказано, продукцию можно вернуть в таких случаях:
- товар поступил в меньшем количестве, чем должно быть по договору (ст.466 ГК РФ);
- ассортимент товара не совпадает с заказом (ст.468 ГК РФ);
- продукция некачественная или бракованная (ст.475 ГК РФ);
- товар поступил в недоукомплектованном виде (ст.480 ГК РФ).
Вместе с товаром покупатель должен прислать накладную. Ее можно составить по форме N ТОРГ-12 с пометкой "возврат". В дополнение оформляют документ, в котором указана причина отказа от покупки. Например, акт об установленных расхождениях по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме N ТОРГ-2 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132).
Счет-фактуру на возвращенный товар покупатель не выписывает. Ведь при его обратной передаче не происходит реализации. Стороны просто расторгают договор купли-продажи.
НДС по полученным назад товарам в этом случае можно принять к вычету и без счета-фактуры. Для этого должны быть выполнены такие условия (п.5 ст.171 НК РФ):
- НДС, начисленный с выручки от реализации товаров, уплачен в бюджет;
- в бухгалтерском учете сделаны корректировки по возврату товаров;
- не истек один год со дня, когда вернули товары.
Пример 1
В сентябре 2003 года ЗАО "Актив" отгрузило ООО "Пассив" партию электрических фенов в количестве 50 штук по цене 480 руб. за штуку (в том числе НДС - 80 руб.). Сумма договора составила 24 000 руб. (в том числе НДС - 4000 руб.). Себестоимость одного фена - 300 руб., а себестоимость проданной партии - 15 000 руб.
В ноябре 2003 года "Пассив" возвратил три бракованных фена на общую сумму 1440 руб. (в том числе НДС - 240 руб.). "Актив" определяет выручку от продаж "по отгрузке" и платит НДС помесячно. Бухгалтер сделал такие проводки:
в сентябре 2003 года
- 24 000 руб. - отражена выручка от реализации фенов;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 4000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;
- 15 000 руб. - списана себестоимость проданных фенов;
в октябре 2003 года
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51
- 4000 руб. - перечислен НДС в бюджет (согласно сентябрьской декларации);
в ноябре 2003 года
- 1440 руб. (480 руб. х 3 шт.) - отражен возврат фенов (сторнирована часть выручки от реализации);
- 900 руб. (300 руб. х 3 шт.) - сторнирована часть себестоимости, которая относится к возвращенным фенам;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 240 руб. (1440 руб. х 20% : 120%) - сторнирован НДС, который относится к возвращенным фенам.
Последняя запись означает, что "Актив" использовал свое право на налоговый вычет. В налоговой декларации за ноябрь сумма вычета будет отражена по строке 420 налоговой декларации по НДС.
Мне бы то же самое, но с перламутровыми пуговицами...
Бывает, что у покупателя нет явных причин, чтобы отказаться от товара, но поставщик все-таки соглашается принять его назад. В этом случае все складывается так. Получив товар, покупатель становится его собственником (если иное не предусмотрено договором). Расторгнуть договор с поставщиком он не может, так как на это нет законных оснований.
Поэтому, чтобы вернуть товар, покупатель должен оформить договор купли-продажи с поставщиком и по нему отгрузить ненужный товар обратно. На проданную продукцию он оформляет накладную и счет-фактуру. Фирма, которой вернули товар, покупает его обратно и приходует в обычном порядке.
Завершается эта операция так. Если покупатель уже оплатил возвращенный товар, то поставщик рассчитывается с ним, перечислив деньги за "обратную" покупку (по договору).
Если же оплата еще не поступила, то возникшие однородные встречные требования можно зачесть. Для этого достаточно, чтобы одна из фирм направила другой заявление о взаимозачете в произвольной форме. В заявлении важно не забыть выделить сумму НДС отдельной строкой.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что "Пассив" вернул все фены "Активу", так как не смог их продать. "Актив" согласился принять товар обратно.
Бухгалтер "Актива" в учете сделает проводки:
в сентябре 2003 года
- 24 000 руб. - отражена выручка от реализации фенов;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 4000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;
- 15 000 руб. - списана себестоимость проданных фенов;
в октябре 2003 года
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51
- 4000 руб. - перечислен НДС в бюджет (согласно сентябрьской декларации);
в ноябре 2003 года
- 20 000 руб. - оприходованы фены;
- 4000 руб. - учтен НДС по поступившим фенам.
Таким образом, задолженность "Актива" перед "Пассивом" равна задолженности "Пассива" перед "Активом". Она составляет 24 000 руб. (в том числе НДС - 4000 руб.).
Фирмы договорились зачесть встречные однородные требования. Для этого они составили акт сверки взаимных задолженностей, и "Пассив" направил в адрес "Актива" заявление о проведении взаимозачета. Бухгалтер "Актива" подтвердил, что он это заявление получил.
Бухгалтер отразил это так:
- 24 000 руб. - произведен зачет однородных встречных требований с "Пассивом";
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 4000 руб. - НДС по оплаченным фенам принят к вычету.
Как видите, такой порядок учета требует без надобности увеличивать налогооблагаемые обороты по счетам. Поэтому возникает естественный вопрос: можно ли обойтись без этого?
На практике бухгалтеры решают эту проблему так.
Вариант 1. Придумывают какую-нибудь формальную законную причину, чтобы вернуть товар (например, повреждение упаковки). Тогда можно провести обычный возврат (см. пример 1).
Вариант 2. Договорившись с покупателем, уничтожают оба экземпляра накладных и все связанные с поставкой бухгалтерские проводки. Если товар уже оплачен, то получается такая картина: деньги по договору поступили, а товар никто не отгружал (документов-то нет). Поэтому, чтобы перечислить оплату назад, достаточно, чтобы покупатель написал письмо: "Верните деньги в связи с непоставкой товара".
Г. Соколова,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.