г. Краснодар |
|
18 марта 2021 г. |
Дело N А63-24217/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Невинномысский азот" (ИНН 2631015563, ОГРН 1022603620885) - Бурмистрова А.В. (доверенность от 03.03.2021), Удодовой Е.В. (доверенность от 29.10.2020) и Точка А.Н. (доверенность от 09.09.2020), от заинтересованного лица - Минераловодской таможни (ИНН 2630014398, ОГРН 1022601456459) - Денисенко Н.В. (доверенность от 30.12.2019) и Кинасовой Н.И. (доверенность от 30.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу Минераловодской таможни на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу N А63-24217/2019, установил следующее.
АО "Невинномысский Азот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Минераловодской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.12.2019 N 10802000-1440/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 1 250 496 рублей штрафа (2/3 размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения).
Решением от 17.06.2020 суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением таможней порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, а также отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Постановлением от 26.11.2020 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 17.06.2020, заявленное обществом требование удовлетворил. Суд апелляционной инстанции, учитывая разъяснение ФТС России, изложенное в письме от 07.05.2020 N 01-10/24518, пришел к выводу о том, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию Республики Беларусь товара "меламин", классифицируемого в товарной позиции 2933 61 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, требуется только представление в таможенные органы Российской Федерации статистических форм учета перемещения товаров, ответственность за непредставление которых предусмотрена статьей 19.7.13 Кодекса, а не таможенное декларирование товара путем подачи декларации на товары. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанное письмо ФТС России свидетельствует о наличии правовой неопределенности в вопросе о том, как именно должен оформляться вывоз товара "меламин" в спорной ситуации, а в соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В кассационной жалобе таможня просит отменить постановление апелляционной инстанции от 26.11.2020, оставить в силе решение суда от 17.06.2020. Податель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы права. По мнению таможни, общество, являясь постоянным участником внешнеэкономической деятельности, зная обо всех требованиях таможенного законодательства, не подало ни статистические формы учета, ни декларации на вывозимый товар, что повлекло за собой применение мер ответственности, установленных частью 1 статьи 16.2 Кодекса; на дату возникновения спорных правоотношений не существовало правовой неопределенности по вопросу представления таможенному органу статистической информации о перемещаемых товарах либо в виде статистической формы учета либо в виде декларации на товары в зависимости от вывозимого товара товарных групп 27 и 29 ТН ВЭД; какие-либо действия, направленные на совершение таможенных операций, общество не предприняло, сообщило о вывозе товара без оформления в таможенном отношении таможне 24.05.2019 письмом N 11з-04.1-19/05223 "О недекларировании товаров". Письмо ФТС России от 07.05.2020 N 01-10/24518, положенное в основу постановления апелляционной инстанции, подписано через полтора года после вывоза спорного товара с территории Российской Федерации и свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации проводится работа по внесению изменений в Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007 (пописано в г. Москве; далее - Соглашение) в части уточнения требований по таможенному декларированию товаров, классифицируемых в товарных позициях 27 и 29 групп ТН ВЭД; письмо ФТС России от 07.05.2020 N 01-10/24518 регулирует правоотношение, возникшие после его издания и не распространяется на правоотношения, возникшие до его подписания. Правовая позиция Верховного суда Российской Федерации, изложенная в определении от 18.11.2020 N 302-ЭС20-10494 по делу N А19-17953/2019 не может быть применена к спорным правоотношениям, так как обстоятельства дела N А19-17953/2019, отличаются от обстоятельств данного дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно является законным и обоснованным.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, АО "Невинномысский Азот" (продавец) и ООО "Кронохем" (Республика Беларусь, покупатель) заключили внешнеторговый контакт от 24.03.2017 N 201-070660 (далее - контракт) на поставку меламина на условиях СРТ-Могилев, Республика Беларусь.
В рамках исполнения обязательств по контракту, общество согласно счету-фактуре от 13.11.2018 N 201845069 и международной товарно-транспортной накладной (СМR) от 13.11.2018 N 0008464 поставило в адрес ООО "Кронохем" товар - "меламин в биг-бегах НВА", код товара в соответствии с ТН ВЭД 2933 61 000 0, в количестве 20 тонн, на сумму 1 760 380 рублей. Товар отгружен обществом в адрес покупателя 13.11.2018.
Согласно ответу перевозчика УТП "БелшинаТранс" (Республика Беларусь), транспортное средство, перевозившее товар по CMR от 13.11.2018 N 0008464, пересекло границу 17.11.2018 (место пересечения - Смоленская область, Понятовка); товар доставлен ООО "Кронохем" 19.11.2018.
Декларирование товара в таможенных органах Российской Федерации до его фактического вывоза с территории Российской Федерации общество не осуществляло.
27 мая 2019 года общество представило таможне письмо от 24.05.2019 N 11з-04.1-19/05223, в котором заявило о недекларировании товара, классифицируемого в 29 группе ТН ВЭД, в частности отправленного по CMR от 13.11.2018 N 0008464 и счету-фактуре от 13.11.2018 N 201845069, по причине неосведомленности о такой обязанности, просило освободить его от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса, применив примечания 2 к статье 16.2 Кодекса, а также представило ДТ N 10805010/230519/0000620 на бумажном носителе, с приложением документов, на основании которых заполнена ДТ.
С целью получения информации о подаче, регистрации и выпуске ДТ N 10805010/230519/0000620, таможня направила запрос в Северо-Кавказскую электронную таможню, в ответ на который получила сведения о том, что информация о регистрации, а также о выпуске/отказе в выпуске представленной обществом в таможню ДТ N 10805010/230519/0000620 в базе данных Северо-Кавказской электронной таможни отсутствует.
Установив обстоятельства, указывающие на наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса, таможня определением от 22.10.2019, возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении N 10802000-1440/2019, и назначила проведение административного расследования.
По результатам административного расследования таможня составила протокол об административном правонарушении от 22.11.2019 N 10802000-1440/2019 и постановлением от 05.12.2019 N 10802000-1440/2019 привлекла общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса, в виде 1 250 496 рублей штрафа (2/3 размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения).
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 16.2 Кодекса недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса, выражается в невыполнении лицом возложенной на него в соответствии с таможенным законодательством обязанности декларировать товары, подлежащие таможенному декларированию.
Отказав в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным оспариваемого постановления таможни, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 1, 2, 104, 105, 109, 110, 460 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), статей 2, 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), статьи 1.1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007 (далее - Соглашение), введенной в действие Протоколом о внесении изменений в Соглашение (подписан в г. Москве 10.10.2018), пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса. При этом суд первой инстанции исходил из того, что факт недекларирования обществом по установленной форме товара, вывезенного по международной товарно-транспортной накладной (СМR) от 13.11.2018 N 0008464 с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе контрактом и товарно-транспортными документами к нему, письмом общества от 24.05.2019 N 11з-04.1-19/05223, протоколом об административном правонарушении от 22.11.2019 N 10802000-1440/2019.
Повторно рассмотрев дело в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, и пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, далее - Договор) устанавливает, что в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.
Частью 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что российское лицо, заключившее сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 289-ФЗ товары подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 17 Таможенного кодекса и положениями главы 15 Закона N 289-ФЗ при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры либо при таможенном декларировании без помещения под таможенную процедуру в случаях, определенных Таможенным кодексом.
В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также осуществляется таможенное декларирование товаров (часть 2 статьи 95 Закона N 289-ФЗ).
Согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Пунктом 3 статьи 1.1 Соглашения предусмотрено, что в целях учета в Российской Федерации товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ТН ВЭД, подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом.
Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения (часть 1 статьи 16.2 Кодекса).
Ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров установлена статьей 19.7.13 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции установил, что ФТС России письмом от 07.05.2020 N 01-10/24518, на которое общество ссылалось, в том числе, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, разъяснила, что в целях обеспечения единообразного подхода при совершении таможенных операций в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Республику Беларусь, до внесения изменений в пункт 3 статьи 1.1 Соглашения, таможенному декларированию, путем подачи декларации на товары подлежат товары, классифицируемые в товарных позициях 2706 00 000 0, 2707, 2709 00 - 2715 00 000 0, 2901, 2902 ТН ВЭД; в случае вывоза из Российской Федерации в Республику Беларусь иных товаров, классифицируемых в 27 и 29 группах ТН ВЭД, требуется предоставление в таможенные органы Российской Федерации статистических форм учета перемещения товаров, в соответствии со статьей 278 Закона N 289-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329.
Суд апелляционной инстанции учел правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 18.11.2020 N 302-ЭС20-10494, согласно которой общедоступное (вследствие размещения в справочно-правовых системах) и неотмененное по настоящее время письмо ФТС России от 07.05.2020 N 01-10/24518 не исключает такого толкования, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию Республики Беларусь товара "меламин", классифицируемого в товарной позиции 2933 61 0000 ТН ВЭД, требуется предоставление в таможенные органы Российской Федерации статистических форм учета перемещения товаров, а не таможенное декларирование путем подачи декларации на товары; письмо ФТС России от 07.05.2020 N 01-10/24518 фактически свидетельствует о наличии правовой неопределенности в вопросе о том, как именно должен оформляться вывоз товара "меламин" в спорной ситуации.
Принимая во внимание правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 6-П, 05.03.2013 N 5-П, 28.11.2017 N 34-П, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 29 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что наличие в рассматриваемом случае разъяснения, данного неопределенному кругу лиц ФТС России (письмо от 07.05.2020 N 01-10/24518) относительно правовой неопределенности в вопросе о том, как именно должен оформляться вывоз товара "меламин" в спорной ситуации, является обстоятельством, исключающими вину общества в неосуществлении таможенного декларирования товара "меламин".
Суд кассационной инстанции не принял, как основанный на неверном толковании норм права, довод таможни о том, что письмо ФТС России от 07.05.2020 N 01-10/24518 не может быть применено при рассмотрении данного дела.
Довод таможни о том, что отменяя решение суда от 17.06.2020, суд апелляционной инстанции фактически легализовал нарушение обществом таможенного законодательства в части непредставления статистической информации о вывозимом товаре, не принят судом кассационной инстанции, поскольку ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров установлена статьей 19.7.13 Кодекса, отмена оспариваемого постановления таможни, при определенных обстоятельствах, не исключают привлечение общества к ответственности за непредставление или несвоевременное представление таможенному органу статистической формы учета перемещения товаров.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции, обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое обществом постановление таможни.
Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом апелляционной инстанции, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу N А63-24217/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 6-П, 05.03.2013 N 5-П, 28.11.2017 N 34-П, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 29 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что наличие в рассматриваемом случае разъяснения, данного неопределенному кругу лиц ФТС России (письмо от 07.05.2020 N 01-10/24518) относительно правовой неопределенности в вопросе о том, как именно должен оформляться вывоз товара "меламин" в спорной ситуации, является обстоятельством, исключающими вину общества в неосуществлении таможенного декларирования товара "меламин".
...
Довод таможни о том, что отменяя решение суда от 17.06.2020, суд апелляционной инстанции фактически легализовал нарушение обществом таможенного законодательства в части непредставления статистической информации о вывозимом товаре, не принят судом кассационной инстанции, поскольку ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров установлена статьей 19.7.13 Кодекса, отмена оспариваемого постановления таможни, при определенных обстоятельствах, не исключают привлечение общества к ответственности за непредставление или несвоевременное представление таможенному органу статистической формы учета перемещения товаров."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 марта 2021 г. N Ф08-1627/21 по делу N А63-24217/2019